Павел Новгородцев.
История политических учений
Итак, придавая личности значение активного начала в системе отношения личность — государство, философ подчеркивает ее роль в преобразовании самого государства и всей системы общественных отношений. Находясь под влиянием кантовского учения об автономии воли лица как носителя в себе нравственного закона, он следует его мысли об устранении не только крайностей прежнего индивидуализма… Читать ещё >
Павел Новгородцев. История политических учений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема взаимоотношения личности и общества, личности и государства, морали и права находит методологическое обоснование в социально-философской и политической концепции общественного идеала одного из самых крупных представителей русского либерализма Павла Ивановича Новгородцева (1866−1924).
Трудность теоретической стороны этой проблемы, по мысли философа, заключается в том, «что личность и общество исследователи часто рассматривают в качестве самодовлеющих, противостоящих друг другу субстанций», отсюда анализ личностного и общественного начал оказывается методологически несостоятельным. Согласно Новгородцеву, социальная философия XIX в., утвердившаяся на идее достижения «земного рая» (Руссо, Кант, Гегель, Конт, Спенсер, Маркс), никак не могла быть согласована с основными представлениями моральной философии начала XX в. Выход из этого кризиса Новгородцев видел в неизбежной замене «конечного совершенства началом бесконечного совершенствования», поскольку «вместить абсолютное совершенство в относительные формы, осуществить здесь, на земле, вечное царство незыблемой правды — это было бы чудом, непонятным для обычного сознания»1. Жизнь всегда выше теории, поэтому все «отвлеченные явления», в силу определенной самостоятельности по отношению к реальности, могут выполнять роль идеального норматива, заданного разумом. Отсюда идея свободы, самобытности личности, мысль, что нравственный и правовой идеал не могут «овладеть до конца сознанием человека». Только идеал бесконечного развития личности может быть истинным общественным идеалом, постоянно изменяемым в соответствии с бесконечно возрастающими социальными и духовными потребностями личности.
В свете этого методологического подхода Новгородцев рассматривает отношение личностного и общественного начала, придавая первичное значение в этом отношении личностному началу. Обоснование первичности строится на базе этического учения Канта о личности как о центре мироздания, с дополнением его идеалом правового государства, воплощенным в гегелевской философии права.
Проблема отношения «личность — государство», «личность — общество» анализируется Новгородцевым в контексте его критики позитивизма. Позитивисты объявили принцип солидарности источником всех правовых обязанностей и общественных норм, 1 Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 17,59.
что означает подчиненность этому принципу личности в качестве средства. В результате принцип солидарности возводится ими в качестве первичного и безусловного. В концепции же Новгородцева, наоборот, личность не выступает в качестве простого средства, она является во многом определяющей и формирующей основные социальные нормы, в соответствии с которыми устанавливается содержание общественного идеала (института власти, права и т. п.). «Входя в общественный союз и вступая на путь общественного прогресса, — пишет Новгородцев, — личность не утрачивает своего безусловного значения. Общество не может стать для нее высшей целью, которой она должна быть нравственно подвластна в качестве простого средства»[1].
Итак, придавая личности значение активного начала в системе отношения личность — государство, философ подчеркивает ее роль в преобразовании самого государства и всей системы общественных отношений. Находясь под влиянием кантовского учения об автономии воли лица как носителя в себе нравственного закона, он следует его мысли об устранении не только крайностей прежнего индивидуализма, но и возможности недопущения поглощения личности обществом, государством. Автономия воли, с одной стороны, ограждает личность от ее произвола, с другой — не допускает общественной абсолютизации, господства общества над собой.
Если старая социальная философия произвольно отрицала внутреннюю и самостоятельную ценность личности и провозглашала государство конечной, безусловной инстанцией, стоящей над личностью, то новая либеральная философия исходила из преодоления примата государственного начала над личностью, ибо внутренний мир личности значительно шире социально-политической области бытия. Именно из личности, сочетающей как общественные, так и индивидуальные начала, выводил Новгородцев свою трактовку общественного идеала.
Таким образом, базовая «несущая конструкция» либерализма могла быть выстроена, по методологии Новгородцева, только на основе неприемлемости как «абсолютного индивидуализма, провозглашающего личное сознание началом и концом нравственных стремлений», так и «коллективистского абсолютизма», утверждающего общество, государство высшей субстанцией над человеком. В соответствии с общественным идеалом, который представлялся Новгородцеву в качестве принципа «свободного универсализма» («принципа всеобщего объединения на началах равенства и свободы»), отношения личность — общество, личность — государство рассматривались им в бесконечном развитии и совершенствовании их компонентов на нравственно-правовой основе и основе правопорядка.
- [1] Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 103−104.