Садово-парковое искусство во Франции 17-18 вв
Основные черты классицистического парка: наличие больших пространств и раскрытие далеких перспектив; размещение на плоском рельефе; симметричность композиции по отношению к центральной оси; индивидуальность отдельного дерева теряется в массиве; использование топиарного искусства: зеленые стены коридоров, беседок, залов и кабинетов, шаров, кубов, пирамид; применение трельяжных конструкций… Читать ещё >
Садово-парковое искусство во Франции 17-18 вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
С XVI в. Франция входит в ряд сильнейших европейских государств. Королевский абсолютизм, объединивший под своей властью обширную территорию (близкую к современной Франции), покровительствует ремеслам, обеспечивает безопасность торговых путей, способствует обогащению страны и строительству городов. Между Францией и Италией развиваются культурные связи, которые определенным образом влияют и на садово-парковое искусство. Однако его развитие носило творческий характер, подчиняясь природными условиями своей страны и формируя свои традиции. Природные условия Франции характеризуются более прохладным, чем в Италии, климатом. Здесь нет такого яркого солнца и зноя, требующего преобладания закрытых пространств. Рельеф более ровный, течение рек более спокойное, что исключает создание террасных садов и шумных водных устройств. Характерны равнинные, часто заболоченные пространства, обширные лесные массивы. Из цветочных растений. В ассортименте древесных пород преобладают лиственные — граб, дуб, бук, вяз, липа, ясень, а среди цветочных — фиалки, гвоздики, лилии, ирисы, розы и др. С учетом этих условий во Франции формируются сады, которые до середины XVII в. относят к стилю барокко. Эти сады выходят за пределы замковых стен, но примыкают к ним и первоначально сохраняют замкнутый характер, ограничиваясь по периметру крытыми аллеями — берсо или перголами, а также невысокими стенами — палисадами. Планировка садов была простая — в виде квадратов, имеющих внутреннее членение. Сады богато украшались цветниками, превратившимися в XVII в. в роскошные кружевные партеры — бродери. Их создателем являлся королевский садовник Ж. Молле. Помимо цветов он вводит в партеры травы, стриженный буксус, а также «мертвый» материал — песок, толченный кирпич, уголь. Молле стремится к композиционной увязке элементов сада, объединяя его квадраты фонтаном. Он развивает итальянский боскет: создает высокие стриженые стены из граба, образующие зеленые залы. Лесные массивы прорезались просеками для верховой езды и охоты. Спокойная гладь воды, типичная для французского ландшафта и неотъемлемая часть оборонных сооружений замков, органически вошла во французские парки, превратившись в каналы и изысканно оформленные водные партеры.
Идея создания каналов в пониженных частях местности с успехом была воплощена садовником Андруэ де Серсо. Он первый расширил размеры парков до сотен гектаров. Эти черты французских садов составили основу для их дальнейшего развития. Влияние итальянского садово-паркового искусства лишь ускорило этот процесс и по-настоящему проявилось в стремлении к целостному планировочному решению — увязке дома с садом, развитию продольно осевой композиции, единству всех частей и по возможности террасированию рельефа. Но и эти приемы реализуются по-своему. Все это предопределило появление нового стиля, который благодаря своей завершенности и непревзойденности в развитии регулярного стилевого направления получил название классического.
Рис. 6. Парк в Версале. Генеральный план
Основные черты классицистического парка: наличие больших пространств и раскрытие далеких перспектив; размещение на плоском рельефе; симметричность композиции по отношению к центральной оси; индивидуальность отдельного дерева теряется в массиве; использование топиарного искусства: зеленые стены коридоров, беседок, залов и кабинетов, шаров, кубов, пирамид; применение трельяжных конструкций (беседок, арок, оград); интенсивное обводнение, в котором каналы и плоские водоемы имеют характер зеркал, расположены на одном уровне с поверхностью земли и отделены лишь небольшим бордюром; центральную часть сада составляет партер, который обрамлен стриженными стенами боскетов; использование партеров-вышивок или «вырезного» газона с редким включением натуральных цветников; умеренность в прменении скульптуры, в отличие от садов Ренессанса и барокко; основным украшением служила парковая аллея из 2-х или 4-х рядов деревьев, открывавшая далекие перспективы на окружающую местность. Садово-парковый классический французский стиль развивался совместно с архитектурным стилем барокко. Его расцвет наступил в середине XVII в. Необычайно благоприятное сочетание большого таланта художника А. Ленотра (1613−1700) и великодушного покровительства Людовика XIV (время правления 1643−1715гг.) сделало Францию законодательницей в садоводстве. Работая с 1632 г. королевским садовником, А. Ленотр создал ряд парковых ансамблей — Тюильри, Во-ле-Виконт, Версаль, Марли, Со, Шантильи, Сен-Клу и др.