Ярусность на равнинах
Рассмотрев все эти факторы, можно выявить следующее: на равнинах ландшафтные ярусы представлены в основном тремя уровнями: возвышенным, низменным и низинным. Возвышенные ландшафты — древние элювиальные ландшафты (например, ландшафты Среднерусской возвышенности). Низменные ландшафты — обычно неоэлювиальные ландшафты, недавно вышедшие из состояния супераквальных и субаквальных и перешли… Читать ещё >
Ярусность на равнинах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На равнинах достаточно отчетливо выражены два высотных уровня, или яруса, ландшафтной дифференциации. Граница между ними не может быть однозначно определена какой-либо единой цифрой. На Русской равнине она в среднем лежит на абсолютной высоте около 170 — 180 м. На высоких равнинах появляется необходимость в дополнительном ярусном расчленении (в форме переходных ярусов или подъярусов), особенно в случае появления первых признаков высотной поясности [2]. Ярусность можно определить как всеобщую географическую закономерность, свойственную всем ландшафтам, как равнинным, так и горным. По отношению к ней высотная поясность имеет как бы частный, или подчиненный, характер, и не только потому, что она специфична только для гop, но и вследствие того, что по своему географическому содержанию поясность — более узкое и менее комплексное понятие, чем ярусность. Если высотная поясность связывается только с климатообразующим значением рельефа, то в представлении о ярусности учитывается его более всесторонняя ландшафтообразующая роль. Таким образом, представление о ярусности имеет подлинно комплексное ландшафтно-географическое содержание, оно более емкое, чем понятие «высотная поясность». В отличие от высотных поясов, которые часто имеют фрагментарный характер и узко ограниченное региональное распространение, ландшафтные ярусы имеют универсальное значение при ландшафтном делении. Ландшафтные пояса должны приурочиваться к определенным ярусам [6]. Из всего изложенного ясно, что как в горах, так и на равнинах дифференцирующий эффект абсолютной высоты трудно отделить от влияния других азональных факторов. Прямое влияние абсолютной высоты на характер ландшафтов передается лишь через изменение термических условий с высотой. Помимо этого можно говорить о косвенной роли гипсометрического фактора и прежде всего о барьерном эффекте, или барьерности [12].
Повышение увлажнения на предгорных равнинах степной и пустынной зон обусловливает сдвиг зональных границ к югу и даже своеобразную барьерную инверсию ландшафтных зон, т. е. обратную последовательность их смены. Подобная картина наблюдается на равнинах степного Крыма и восточного Приазовья. Примерно по линии Перекопский перешеек — север Азовского моря — низовья Дона проходит как бы ось атмосферного увлажнения, от которой оно возрастает как к северу (в соответствии с общей зональной закономерностью), так и к югу (в связи с барьерным воздействием Большого Кавказа и Крымских гор). Поэтому к югу от «оси» наблюдается смена ландшафтов от сухих степей до лесостепи как бы в виде зеркального отражения нормальной зональной схемы. Очень постепенное (от 0 до 200 м) повышение самой равнины не играет при этом существенной роли. Ранее отмеченный факт увеличения количества осадков на возвышенностях в сравнении с низменностями является проявлением того же барьерного эффекта. Примечательно, что это увеличение наблюдается на наветренных склонах возвышенностей, а также на прилегающих участках соседних низменностей. В некоторых случаях, переваливая через невысокие возвышенности, воздушные массы, еще содержащие значительное количество влаги, оставляют часть ее на верхних участках подветренных склонов, где также может отмечаться повышенное количество осадков [1, 6].
Рассмотрев все эти факторы, можно выявить следующее: на равнинах ландшафтные ярусы представлены в основном тремя уровнями: возвышенным, низменным и низинным. Возвышенные ландшафты — древние элювиальные ландшафты (например, ландшафты Среднерусской возвышенности). Низменные ландшафты — обычно неоэлювиальные ландшафты, недавно вышедшие из состояния супераквальных и субаквальных и перешли в элювиальный режим (Причерноморская низменность). Низинные ландшафты обычно приурочены к поймам, дельтам или к слабодренированным низменностям. В их пределах господствуют гидроморфные и полугидроморфные ландшафты (грунтовое, натечное или пойменное увлажнение). Часто низинные ландшафты интразональны. Примеры: Волго-Ахтубинская пойма и дельта Волги. В горах выделяют следующие ландшафтные ярусы: предгорный, низкогорный, высокогорный, межгорно-котловинный. Экспозиционная ландшафтная асимметрия — следствие совместного влияния на ландшафты суши геолого-геоморфологического и климатического факторов [3, 8]. Отклонения склоновых ландшафтов от типично зональных связаны со своеобразием вводно-теплового (гидротермического) режима склоновых поверхностей, речных долин, холмов, балок и других положительных и отрицательных форм рельефа, вызванного их разным расположением по отношению к сторонам света и господствующим ветровым потоками [11].
Анализируя материалы первой главы, можно сделать вывод, что на формирование ярусности влияют такие факторы как географического положение, протяжённость равнины с севера на юг и с запада на восток, а так жe высота рельефа. Из этого следует, что ярусность выражается в смене ландшафтных зон.