Белорусские мыслители XIX-начала XX веков
Браты мае, мужыкі родныя. З-пад шыбеніцы маскоўскай прыходзіць мне да вас пісаці, і, можа, раз астатні. Горка пакінуць зямельку родную і цябе, дарагі мой народзе. Грудзі застогнуць, забаліць сэрца, — но не жаль згінуць за тваю праўду… Нямаш, браткі, большага шчасьця на гэтым сьвеце, як калі чалавек у галаве мае розум і навуку… Но як дзень з ноччу не ходзіць разам, так не ідзе разам навука… Читать ещё >
Белорусские мыслители XIX-начала XX веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В начале и в середине XIX века Ян Чечот, Владислав Сырокомля, Винцент Дунин-Марцинкевич, Ян Барщевский и ряд других писателей создали первые литературные произведения на современном белорусском языке. Белорусские интеллигенты использовали местные наречия в качестве основы для написания своих произведений. Большая часть белорусского элиты в то время поддержала движение за восстановление бывшей Речи Посполитой и принимала активное участие в восстаниях 1830−31 и 1863−64 годов. В это же время оформляется движение за самоопределение и независимость белорусского народа. Лидер восстания 1863 года на землях бывшего Великого Княжества Литовского Кастусь Калиновский опубликовал свои призывы к белорусским крестьянам на белорусском языке и призвал бороться за национальную свободу. После того, как Калиновского схватили российские власти, он был приговорен к смертной казни. Из острога Кастусь Калиновский передал на свободу своё завещание белорусскому народу — «Письмо из-под виселицы»:
«Браты мае, мужыкі родныя. З-пад шыбеніцы маскоўскай прыходзіць мне да вас пісаці, і, можа, раз астатні. Горка пакінуць зямельку родную і цябе, дарагі мой народзе. Грудзі застогнуць, забаліць сэрца, — но не жаль згінуць за тваю праўду… Нямаш, браткі, большага шчасьця на гэтым сьвеце, як калі чалавек у галаве мае розум і навуку… Но як дзень з ноччу не ходзіць разам, так не ідзе разам навука праўдзіва з няволяй маскоўскай. Дапокуль яна ў нас будзе, у нас нічога ня будзе, ня будзе праўды, багацтва і ніякай навукі, — адно намі, як скацінай, варочаць будуць не для дабра, но на пагібель нашу… Бо я табе з-пад шыбеніцы кажу, Народзе, што тагды толькі зажывеш шчасьліва, калі над табою Маскаля ўжо ня будзе.
Твой слуга
Яська-гаспадар з-пад Вільні"
Франциск Багушевич (1840−1900) — не только классик, а ещё и вдохновитель дела Национального Возрождения, активный участник восстания 1863 г. Его сборники «Дудка беларуская» и «Смык беларускі» сразу же были запрещены для печати. К сожалению, не дошёл до нас сборник «Скрыпачка беларуская». Начало Возрождения Богушевич видел прежде всего в культурном возрождении, и главное — в возрождении языка — «Богам дадзенай нам мовы».
Национальная идея также нашла своё отражение в произведениях Адами Мицкевича, Янки Купалы, Якуба Колоса.
В начале XX века продолжалось дальнейшее развитие белорусских национальных политических организаций, в основном социалистических (Белорусская социалистическая громада) и христианско-демократических. В результате первой русской революции 1905 года издания на национальных языках были легализованы, и это привело к буму в белорусском книгоиздательскоме. В частности, газета Наша Нива, основанная в 1906 году, стала одним из важнейших центров образования и продвижения белорусского национальной идентичности среди среднего класса Беларуси, как в городах и поселках, так и на селе.
В 1915 г. в Вильно действовало Белорусское общественное собрание (председатель — Василий Петрович Любарский, товарищ — Дмитрий Алексеевич Гнилицкий, секретарь — Игнатий Николаевич Биндзюк).
После большевистского переворота в октябре 1917 года, белорусские национальные организации, которые представляли все регионы страны, провели первый Всебелорусский съезд. На съезде была провозглашена независимость Беларуси и создана Белорусская Народная Республика. Это государство существовало до 1919 года, когда её парламент, Рада, был вынужден покинуть страну из-за оккупации Беларуси Красной Армией. В течение гражданской войны в России друзья белорусского освободительного движения создавали собственные партизанские отряды (известные как Зелёный дуб), а также белорусские национальные подразделения в армии Литовской Республики и в польской армии. Также к белорусско-российской армии присоединились много военных во главе с генералом Станиславом Булак-Балаховичем.
Правительство большевиков придало официальный статус белорусскому языку и культуре в рамках советской политики коренизации в созданной марионеточной Белорусской Советской Социалистической Республике. Эта политика закончилась в начале 1930;х годов. После укрепления власти Сталина началась интенсивная русификация и террор в отношении белорусских культурных и социальных элит.
Между тем, многие белорусские политические и культурные организации продолжали свою деятельность в Польше на территории Западной Белоруссии. Белорусские национальные деятели, такие как Бронислав Тарашкевич, были избраны членами польского парламента.