Этапы развития бухгалтерского учета
Т. Кун (1922 — 1995) выдвинул идею парадигмы, т. е. совокупности общепризнанных знаний. Переход от одной парадигмы к другой представляет собой научную революцию. Если мы обратимся к этапам развития бухгалтерского учета, то увидим. что каждый из приведенных этапов характеризуется определенной парадигмой, и смена парадигм означала новый уровень абстракции в познании фактов хозяйственной жизни… Читать ещё >
Этапы развития бухгалтерского учета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На четвертом этапе развития бухгалтерского учета начинает формироваться его теория, и учет становится наукой. И хотя это, очевидно, тем не менее, еще есть бухгалтеры, занимающие видное положение в профессиональных кругах, которые утверждают, что бухгалтерия слишком примитивное ремесло, чтобы называться наукой. В этом виноваты не проблемы учета, а бухгалтеры, слишком приземлено думающие о своей профессии. Достаточно сослаться на формальную сторону дела, ибо большинство специалистов убеждено в том, что бухгалтерский учет — наука хотя бы потому, что в университетах существуют соответствующие кафедры, а ученые советы многих университетов присваивают за бухгалтерские труды степени кандидатов и докторов наук. Это, безусловно, правильный, но формальный ответ. Однако ответ по существу будет не менее убедительным.
Существует минимум пять трактовок науки, и мы должны сообщить, что бухгалтерский учет соответствует каждой из них.
Г. В. Ф. Гегель (1770 — 1831) и вслед за ним марксисты утверждали, что знание может считаться научным только тогда, когда оно описывает объективные закономерности. Развитие бухгалтерского учета в течение многих веков, как мы с вами будем изучать далее, демонстрирует диалектику этого развития.
О. Конт (1798 — 1857) понимал под наукой систематизированное знание, и то. что бухгалтерский учет, основанный на принципах двойной записи, бесспорно, отвечает этому критерию, не вызывает сомнений.
К. Потшер (1902 — 1994) выдвинул два критерия отнесения утверждений к научной теории: старый традиционный — практика — критерий истины (верификация) и новый — любая теория, если она претендует на статус научной, должна объяснять множество практических ситуаций, но не все из них (фальсификация). Как будет рассмотрено далее. балансовая теория хорошо объясняет записи по счетам источников собственных средств, но не может вразумительно объяснить записи по счетам расчетов, и, напротив, меновая теория, хорошо объясняя записи по счетам расчетов, и недостаточно ясно объясняет характер записей по счетам собственных средств. А это означает, что с точки зрения критериев Поппера бухгалтерский учет, безусловно, наука.
Т. Кун (1922 — 1995) выдвинул идею парадигмы, т. е. совокупности общепризнанных знаний. Переход от одной парадигмы к другой представляет собой научную революцию. Если мы обратимся к этапам развития бухгалтерского учета, то увидим. что каждый из приведенных этапов характеризуется определенной парадигмой, и смена парадигм означала новый уровень абстракции в познании фактов хозяйственной жизни и интеллектуальную революцию в развитии бухгалтерской мысли.
Наконец, П. Фейерабед (1924 — 1994) утверждал, что наука развивается в соответствии со сменой поколений ученых. Каждое новое поколение отрицает взгляды предшествующего, это и есть развивающаяся наука. Все перечисленные трактовки мы можем отнести к бухгалтерскому учету. Кроме того, отметим, что всякое знание становится наукой тогда и только тогда, когда оно сталкивается с серьезными, сложными проблемами. Очень хорошо сказал по этому поводу Карл Поппер: «Мы не изучаем какой-то предмет, мы изучаем проблемы» [Цит.: Эволюционная… с. 242]. И в самом деле, если есть серьезные теоретические проблемы, решение которых влияет на практику, значит, есть и наука.
Наука возникает с появлением сложных проблем, а проблемы — это согласно этимологии — это задачи. Задачи предусматривают наличие двух (как минимум) ситуаций: — одной реальной, существующей и другой желаемой. Следовательно, чтобы наука была для нас практически полезной, бухгалтеры должны научиться понимать и решать свои задачи, рассматривая их как проблемы.