Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Порядок учета расчетов с подотчетными лицами

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нет никаких законодательных ограничений по поводу того, на какой срок и какие суммы можно выдать. Тем не менее, здесь главным критерием должен быть здравый смысл и производственная необходимость. Можно выдать сотруднику 50 000 руб. для приобретения компьютеров, можно выдать ту же сумму работнику, если он едет в командировку на край земли для осмотра приобретаемого оборудования. Однако если… Читать ещё >

Порядок учета расчетов с подотчетными лицами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и прочие расходы, предназначен счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

На основании авансовых отчетов бухгалтер делает следующие проводки в регистрах бухгалтерского учета:

Дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Кредит счета 50/51 (счета учета денежных средств) — выданы под отчет денежные средства на расходы сотруднику.

Дебет счета 20/25/26/44 (счета учета расходов) Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — учтены расходы, произведенные сотрудником в интересах организации.

Дебет счета 08/10/41 (счета учета материальных ценностей) Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — оприходованы внеоборотные активы основные средства, материально-производственные запасы, товары. Дебет счета 60/76 (счета учета расчетов) Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — сотрудником погашена задолженность перед контрагентами.

Дебет счета 50 «Касса» Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами — сотрудником возвращены в кассу не использованные подотчетные суммы.

Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, списываются с кредита счета 71:

  • 1. Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — не возвращенные своевременно работником подотчетные средства списаны на недостачи.
  • 2. Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — если не возвращенные в срок подотчетные суммы могут быть удержаны из зарплаты сотрудника.
  • 3. Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — если не возвращенные в срок подотчетные суммы не могут быть удержаны из зарплаты сотрудника.

Когда работник получает деньги на закупку канцтоваров, или ему поручают заплатить другой организации за услуги наличными, или он направляется в командировку, во всех этих случаях он является подотчетным лицомБезруких, П. С. Новое в бухгалтерском учете в Российской Федерации: Сборник нормативных документов с комментариями; М. Контакт, 2010. — с. 126.

Нет никаких законодательных ограничений по поводу того, на какой срок и какие суммы можно выдать. Тем не менее, здесь главным критерием должен быть здравый смысл и производственная необходимость. Можно выдать сотруднику 50 000 руб. для приобретения компьютеров, можно выдать ту же сумму работнику, если он едет в командировку на край земли для осмотра приобретаемого оборудования. Однако если организация выдает 50 000 руб. сроком на полгода для приобретения канцтоваров, которых полно во всех местных магазинах, это будет выглядеть очень странно. При проверке налоговые инспекторы, скорее всего, сочтут, что организация просто дала эту сумму работнику взаймы, и организация будет признана виновной в недоплате налога на доходы физических лиц.

Выдача наличных денег под отчет обычно производится из кассы организации. Естественно, для этого у бухгалтерии должны быть основания. Во-первых, таким основанием может быть приказ руководителя, о котором упоминалось выше. Во-вторых, это может быть приказ руководителя на разовую выдачу денег. В-третьих, это может быть его резолюция (типа «оплатить», «выдать») на каком-либо документе (служебная записка, счет и т. д.). Резолюцию может поставить не только руководитель, но и другое лицо (заместитель руководителя, главный инженер, руководитель филиала и т. д.). Другие лица могут отдавать распоряжение о выдаче подотчетных сумм только в том случае, если они на это уполномочены приказом руководителя.

Следует сразу четко определить круг документов, на основании которых бухгалтерия оформляет расходные ордера на выдачу подотчетных сумм.

В случае если сотрудник предприятия действует от имени организации, организация выдает ему доверенность. Доверенность — это документ, дающий право одному лицу, предъявителю, осуществлять действия, оговоренные в документе, от имени другого, выдавшего документ.

В этом случае все документы, которые сотрудник получит от других организаций, будут оформлены на имя предприятия, которое он представляет. Он получит и накладную, и счет-фактуру (что позволит взять НДС в зачет). Если сотрудник доверенности не имеет, для других организаций — он частное лицо. Все, на что может рассчитывать этот сотрудник, — это кассовый и товарный чеки. В любом случае эти расходы могут быть приняты организацией, но бухгалтерские проводки немного различаются, о чем будет сказано ниже.

Доверенность выписывается в одном экземпляре, регистрируется в специальном журнале регистрации доверенностей и выдается на руки работнику, а у бухгалтера остается корешок от доверенности, в котором указываются все ее реквизиты. Поскольку работник представляет свою компанию в другой организации, то доверенность остается в той организации. Когда работник вернется к работодателю, бухгалтер в корешке доверенности сделает отметку о выполнении порученияАзрилиян, А. Н. Малый бухгалтерский словарь; М.: Институт новой экономики, 2011. — с. 310.

В доверенности указывается дата ее выдачи и срок действия. Если в доверенности не указан срок, то такая доверенность действует 1 год со дня выдачи. Если в доверенности не указана дата ее выдачи, то такая доверенность недействительна. Для получения материальных ценностей утверждена форма доверенности № М-2 (утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 г. № 71а).

После выполнения поручения организации или возвращения из командировки сотрудник представляет авансовый отчет. Отчет должен быть заполнен самим сотрудником, а не бухгалтером. Очень часто именно поэтому организация ограничивает круг подотчетных лиц. Ведь не каждый человек может сразу грамотно заполнить авансовый отчет, и тогда бухгалтеру приходиться объяснять очередному новичку, как это делается. Если же подотчетные лица имеют дело с заполнением этих документов, они уже хорошо знают порядок заполнения. Авансовый отчет сдается в бухгалтерию вместе со всеми оправдательными документами, упомянутыми в отчете. Бухгалтер принимает отчет и документы, отрывает от отчета по линии отреза расписку, заполняет ее и отдает подотчетному лицу. Эта расписка служит оправданием для сотрудника, что все документы сданы им в бухгалтерию. За утерю чеков, накладных и т. д. после их сдачи в бухгалтерию отвечает бухгалтер. Авансовый отчет должен быть утвержден руководителем. Без этого бухгалтер не может принимать его к учету. После того как директор подписывает авансовый отчет, сотрудник считается отчитавшимся перед организацией за сумму, утвержденную в отчете. Если он еще что-нибудь должен организации, он возвращает это (чаще всего в кассу, реже — на расчетный счет). Если организация должна сотруднику, она выдает ему эту сумму (обычно из кассы).

В Трудовом кодексе предусмотрено, что удержания из заработной платы работника производятся для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а так же в других случаях (ст. 137 ТК РФ). Работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника этой суммы не позднее 1 месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания (и лучше, если он подтвердит это письменно). В любом случае общий размер удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 50%. Если же работник возражает против суммы или срока возврата, или имеет другие претензии к организации, отношения придется выяснять в суде.

Организация может принять решение простить долг сотруднику, это право работодателя. Тогда будет считаться, что работник получил доход, и с такого дохода следует удержать налог на доходы физических лиц.

В любом случае, независимо от того, удерживать суммы, идти в суд или простить долг, должен быть издан приказ руководителя. Бухгалтер не имеет права предпринимать каких-либо действий без этого приказа.

Перейдем от общих моментов к частным. Если работник направляется в командировку, то, прежде всего, издается приказ руководителя о направлении сотрудника в командировку. Командированный — это лицо, связанный с организацией трудовым договором. В приказе указывается, кто, куда, зачем направляется и на какой срок. На основании приказа выписывается командировочное удостоверение, в котором указываются все эти сведения.

Правда, есть исключение: если работник отправляется в зарубежную командировку, командировочное удостоверение не выписывается.

Работнику должны быть выданы денежные средства на будущие расходы. Прежде всего, организация должна определить, как будут оплачиваться расходы на проезд и проживание сотрудника. Организация может приобрести билеты и оплатить гостиницу по безналичному расчету, но может выдать денежные средства командированному сотруднику, и он будет оплачивать это сам.

Документом, дающим право на вычет НДС, является счет-фактура. Без этого документа НДС в зачет не берется. Командировочные расходы в этом отношении являются исключение: НДС, уплаченные за проживание и проезд, можно принять к вычету без счета-фактуры. Но при этом необходимо, чтобы в документах НДС был выделен отдельной суммой, а это не всегда бываетГлинкин, А. А. Налог на прибыль и доходы; Учебно-информационный центр при Гос. налоговой инспекции по г. Москве, 2012. — с. 275.

Кроме указанных сумм, сотрудник во время командировки получает так называемые суточные. Это сумма, установленная администрацией организации и представляющая собой, если так можно выразиться «деньги на карманные расходы» командированного лица. Например, если руководство организации установило размер суточных 300 руб. в сутки и работник направляется в командировку на 10 дней, то ему полагается выдать 3 000 руб., и при этом он не будет отчитываться в том, на что он их потратил и потратил ли он их вообще.

Суточные полагаются за каждый день командировки, причем день отъезда считается целым днем, и день приезда считается целым днем независимо от того, утром или вечером отбывает или прибывает транспортное средство. Размер суточных определяется приказом руководителя.

Но здесь есть одна важная деталь. Когда бухгалтер ведет бухгалтерский учет и составляет бухгалтерскую отчетность, он принимает в расчет в качестве расчетов организации тот размер суточных, который установлен приказом директора. Когда бухгалтер считает налоги, он принимает в расчет размер суточных 100 руб. в сутки. Этот размер установлен законодательно специально для расчета налога на прибыль. Все, что выше этого предела, то есть остальные расходы на оплату суточных, при расчете налогов не считаются расходами. Поэтому иногда организации устанавливают размер суточных в бухгалтерском учете тоже 100 руб., хотя эта сумма слишком мала.

Отбывая в командировку, сотрудник должен поставить печать своей организации в командировочном удостоверении. Прибыв на место, он должен поставить печать организации, в которую направлен. Отбывая из командировки, он опять-таки должен поставить печать организации, в которую был направлен, а по прибытии в родную компанию — ее печать. Получается, что в командировочном удостоверении работника должны быть как минимум 4 печати: две свои и две чужие. А если работник по пути еще заглядывал в какие-либо организации, то и больше. Без этих печатей командировка считается не состоявшейся.

Возвратившись из командировки, сотрудник представляет руководству отчет о выполнении командировочного задания, а так же сдает в бухгалтерию авансовый отчет, прилагая к нему все оправдательные документы. В отличие от суточных, стоимость проезда и проживания даже при расчете налогов законодательно не ограничивается. Опять-таки действуют законы здравого смысла: если организация торгует банными вениками, то ей будет очень трудно объяснить налоговым инспекторам, почему ее директор регулярно выезжает в командировки в европейские столицы на многочисленные семинары и при этом проживает в лучших апартаментах пятизвездочных отелей.

Основные бухгалтерские проводки по учету расчетов с подотчетными лицами представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Бухгалтерские проводки расчетов с подотчетными лицами.

Содержание операции.

Первичные документы.

Кор. счета.

Дт.

Кт.

Выдана из кассы сумма подотчетному лицу на хозяйственные нужды.

РКО, служебная записка или приказ.

Выдана из кассы сумма подотчетному лицу на командировочные расходы.

РКО, служебная записка, приказ о направлении в командировку, командировочное удостоверение.

Получены денежные средства под отчет в отделении банка.

Выписка банка.

Выданы из кассы подотчетному лицу денежные средства в погашение перерасхода по авансовому отчету.

РКО, авансовый отчет.

Приобретение имущества подотчетным лицом, не имеющим доверенности.

Приобретены за счет подотчетных сумм:

Материалы Товары.

Авансовый отчет, квитанции, кассовый чек, товарный чек.

  • 10
  • 41
  • 71
  • 71

Основные средства.

Отражен НДС по приобретенным материальным ценностям, выполненным работам и услугам.

Авансовый отчет.

Списан НДС по приобретенным материальным ценностям, выполненным работам и услугам (НДС не может быть взят в зачет, а списывается на расходы.

предприятия, так как лицо, не имеющее.

Авансовый отчет.

Продолжение таблицы 1.1.

доверенности, не может получить счет-фактуру).

Приобретение имущества подотчетным лицом, имеющим доверенность.

Приобретены за счет подотчетных сумм:

материалы товары основные средства.

Авансовый отчет, накладная, счет-фактура, кассовый чек.

  • 10
  • 41
  • 60
  • 60
  • 60

Отражен НДС по приобретенным материальным ценностям, выполненным работам и услугам (подотчетное лицо имеет доверенность, поэтому получает счет-фактуру).

Авансовый отчет, счет-фактура.

Погашена задолженность подотчетного лица перед организацией-работодателем.

Авансовый отчет.

Списаны затраты, произведенные подотчетным лицом (в части выполненных работ, оказанных услуг):

на расходы основного производства.

на общехозяйственные расходы.

на расходы связанные с реализацией.

Авансовый отчет, акт подтверждающий выполнение работ, оказания услуг.

  • 20
  • 26
  • 44
  • 71
  • 71

Списаны командировочные расходы:

на расходы основного производства;

на общехозяйственные расходы;

на расходы связанные с реализацией.

Авансовый отчет, счет.

  • 20
  • 26
  • 44
  • 71
  • 71

Возвращена в кассу подотчетным.

лицом неизрасходованная подотчетная сумма.

ПКО, авансовый отчет (если часть денег была израсходована).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой