Анализ налогов, сборов и других обязательных платежей
Данные таблицы 2.4 свидетельствуют о том, что сумма уплаченных налогов и платежей, включаемый в себестоимость продукции в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 8 млн р. (103,32%). В составе налогов и платежей, включаемых в себестоимость продукции, в 2011 году наибольший удельный вес занимает инновационный фонд (49,8%), которые по сравнению с 2010 годом увеличились на 71 млн р… Читать ещё >
Анализ налогов, сборов и других обязательных платежей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В связи с развитием рыночных отношений и налогообложения, соответствующего этому типу развития экономики, особую актуальность приобретает на только учет налогов, но и их анализ. Анализ позволяет сделать правильный выбор методов управления, способствует выявлению и распространению положительного опыта работы.
В процессе управления налогами используется различные инструменты, способствующие формированию целесообразных решений в области воздействия налогоплательщика на параметры налогообложения. Одним из важнейших инструментов управления налогами является анализ, в процессе которого выявляются ранее неиспользованные резервы и пути оптимизации налоговой нагрузки. С помощью приемов и способов анализа расширяется сфера применения аналитических приемов при подготовке экономической информации для принятия управленческих решений, что позволяет сделать, их более обоснованными. Анализ — это разложение информации об объекте управления на компоненты, их изучение и оценка во всем многообразии их связей и зависимостей для принятия последующих управленческих решений. Любая управленческая функция обязательно интегрирована с аналитической, т. е. анализ обеспечивает информационную прозр…
Таблица 2.2.
Состав, структура и динамика суммы начисленных налогов и сборов Буда-Кошелевского райпо за 2010 — 2011 гг.
Показатели. | Отклонение (+;-). | Темп изменения, %. | |||||
сумма, млн р. | Удельный вес, %. | сумма, млн р. | удельный вес, %. | по сумме, млн р. | по удельному весу, %. | ||
Налог на добавленную стоимость. | 95,91. | 95,83. | +4071. | — 0,08. | 154,79. | ||
Инновационный фонд. | 0,63. | 1,15. | 0,52. | 281,63. | |||
Налог на прибыль. | 0,50. | 1,72. | 1,22. | В 5,28 раза. | |||
Налог на недвижимость. | 1,87. | 1,06. | — 18. | — 0,81. | 87,59. | ||
Земельный налог. | 0,46. | 0,17. | — 15. | — 0,29. | 58,33. | ||
Экологический налог. | 0,18. | 0,07. | — 5. | — 0,11. | 64,29. | ||
Налог на услуги. | 0,41. | ; | — 32. | — 0,41. | ; | ||
Целевые сборы. | 0,03. | ; | ; | — 2. | — 0,03. | ; | |
Итого. | Х. | 154,92. |
Примечание: источник собственная разработка на основе приложения Б.
Данные таблицы 2.2 свидетельствуют о том, что за исследуемый период сумма начисленных налогов и сборов возросла на 42 255 млн р. Наибольший удельный вес в общей сумме налогов в 2011 г. занимал налог на добавленную стоимость (95,83%), его сумма по сравнению с 2010 г. возросла на 4071 млн р. (154,79%), а удельный вес сократиля на 0,08%, вторым по значимости является налог на прибыль, который вырос на 167 млн р. (в 528,21 раза). Удельный вес налога на недвижимость сократился на 0,81%, а сумма снизилась на 18 млн р. (87,59%), удельный вес земельного налога сократился на 0,29%, а сумма уменьшилась на 15 млн р., удельный вес экологического налога сократился на 0,11%, а сумма уменьшилась на 5 млн р., удельный вес инновационного фонда возрос на 0,52%, а сумма возросла на 89 млн р.
На втором этапе «Группировка и анализ структуры налогов в зависимости от источников их уплаты» налоговые платежи объединяются в группы в зависимости от источника уплаты. Рассчитывается их доля в источнике уплаты, общей сумме налогов аналогичного источника уплаты. Кроме того, определяются и сравниваются темпы изменения налогов в зависимости от источника уплаты с темпами изменения источников их уплаты. Превышение темпов изменения налогов над темпами изменения источников их уплаты может свидетельствовать об ухудшении эффективности деятельности организации, росте ставок или налогооблагаемых баз отдельных налогов, отмене льгот и т. п.
Структура налогов и платежей анализируется путем расчета удельного веса каждой из групп налогов и платежей в общей их сумме (таблица 2.3).
Таблица 2.3.
Состав, структура и динамика уплаченных налогов и сборов в зависимости от источника уплаты Буда-Кошелевского райпо за 2010 — 2011 гг.
Налоги и платежи. | Абсолютные показатели, млн р. | Удельный вес, %. | Изменения. | |||
в абсолютной сумме, млн р. | удельного веса, %. | |||||
1. Налоги и сборы, включаемые в себестоимость продукции. | 20,24. | 17,39. | — 2,85. | |||
2. Налоги и сборы, уплачиваемые из выручки. | 75,57. | 80,66. | 5,09. | |||
3. Налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли. | 4,20. | 1,96. | — 22. | — 2,24. | ||
Итого. | х. |
Примечание: источник собственная разработка на основе приложения Б.
Данные таблицы 2.3 свидетельствуют о том, что анализ структуры уплаченных налогов и платежей показал, что наибольший удельный вес в общей сумме налогов и платежей в 2011 г. занимают налоги и платежи, уплачиваемые из выручки, при этом доля данной группы платежей возросла по сравнению с 2010 г. на 5,09%(на 255 млн р.). Сокращение удельного веса наблюдается по налогам и платежам, включаемым в себестоимость продукции. Это сокращение составило 8 млн р. Сокращение доли налогов и платежей, уплачиваемых из прибыли, на 2,24% привело к тому, что сумма данных платежей в 2011 г. сократилась на 22 млн р.
Для того чтобы сделать более конкретные выводы о структуре налогов и платежей, производится анализ структуры отдельных видов налогов и платежей внутри каждой группы. Данные представим в таблицах 2.4, 2.5 и 2.6.
Таблица 2.4.
Состав, структура и динамика уплаченных налогов и сборов, включаемых в себестоимость продукции Буда-Кошелевского райпо за 2010 — 2011 гг.
Налоги и платежи. | Абсолютные показатели, млн р. | Удельный вес, %. | Изменения. | Темп изменения,%. | |||
В абсолютной сумме, млн р. | удельного веса, %. | ||||||
1. Экологический налог. | 5,39. | 1,61. | — 9. | — 3,78. | 30,77. | ||
2. Земельный налог. | 13,28. | 5,62. | — 18. | — 7,66. | 43,75. | ||
3. Инновационный фонд. | 21,99. | 49,80. | 27,81. | В 2,34 раза. | |||
4. Налог на недвижимость. | 59,34. | 42,97. | — 36. | — 16,37. | 74,83. | ||
Итого. | х. | 103,32. |
Примечание: источник собственная разработка на основе приложения Б.
Данные таблицы 2.4 свидетельствуют о том, что сумма уплаченных налогов и платежей, включаемый в себестоимость продукции в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 8 млн р. (103,32%). В составе налогов и платежей, включаемых в себестоимость продукции, в 2011 году наибольший удельный вес занимает инновационный фонд (49,8%), которые по сравнению с 2010 годом увеличились на 71 млн р. (в 2,34 раза). Сумма экологического налога сократилась на 9 млн р., а его удельный вес в себестоимости продукции сократился на 3,78%. Сумма земельного налога в 2011 году по сравнению с 2010 сократилась на на 18 млн р., а его удельный вес в себестоимости продукции сократился на 7,66%.
Далее в таблице 2.5 представим данные о составе, структуре и динамике перечисленных налогов и сборов, уплачиваемых из прибыли.
Таблица 2.5.
Состав, структура и динамика перечисленных налогов и сборов, уплачиваемых из выручки Буда-Кошелевского райпо за 2010 — 2011 гг.
Налоги и платежи. | Абсолютные показатели, млн р. | Удельный вес, %. | Изменения. | Темп изменения,%. | |||
В абсолютной сумме, млн р. | удельного веса, %. | ||||||
1. Налог на добавленную стоимость. | 91,33. | 8,67. | 140,51. | ||||
2. Налог с продаж. | ; | 5,22. | ; | — 47. | — 5,22. | ; | |
3. Налог на услуги. | ; | 3,44. | ; | — 31. | — 3,44. | ; | |
Итого. | х. | 128,33. |
Примечание: источник собственная разработка на основе приложения Б.
Данные таблицы 2.5 свидетельствуют о том, что сумма перечисленных налогов и платежей, уплачиваемых из выручки в 2011 году по сравнению с 2010 годом возросла на 255 млн р.(128,33%). Сумма налога на добавленную стоимость в 2011 году по сравнению с 2010 возросла на 333 млн р. (140,51%). Отмененные налог с продаж и налог на услуги составляли 8,66% от общей суммы налогов уплаченных в 2010 году.
Данные таблицы 2.6 свидетельствуют о том, что сумма перечисленных налогов и платежей, уплачиваемых из прибыли в 2011 году по сравнению с 2010 годом сократилась на 22 млн р. В составе налогов и платежей, уплачиваемых из прибыли, в 2011 году наибольший удельный вес занимает налог на прибыль (90%), который по сравнению с 2010 годом сократился на 17 млн р. Сумма отмененного целевого сбора в 2010 году составляла 5 млн р. (10%).
Таблица 2.6.
Состав, структура и динамика перечисленных налогов и сборов, уплачиваемых из прибыли Буда-Кошелевского райпо за 2010 — 2011 гг.
Налоги и платежи. | Абсолютные показатели, млн р. | Удельный вес, %. | Изменения. | Темп изменения,%. | |||
В абсолютной сумме, млн р. | удельного веса, %. | ||||||
1. Налог на прибыль. | — 17. | 62,22. | |||||
2. Целевые сборы. | ; | ; | — 5. | — 10. | ; | ||
Итого. | — 22. | х. |
Примечание: источник собственная разработка на основе приложения Б.
На третьем этапе «Факторный анализ налогов» проводится факторный анализ основных сумм налогов, уплачиваемых организацией. Факторами первого порядка, влияющими на все виды налогов, является ставка налога и налогооблагаемая база. Факторы второго и последующего порядка варьируются в зависимости от состава облагаемой базы налогов.
Четвертый этап «Анализ задолженности и полноты расчетов организации с бюджетом» позволяет изучить задолженность организации бюджету, структуру этой задолженности по периодам, а также провести факторный анализ ее изменения. Проведенные расчеты позволят определить и изучить налоги, по которым у организации сложилась наибольшая задолженность, установить причины ее возникновения: объективные (эти платежи могут быть наиболее обременительными для организации, решить их можно при реформировании налоговой системы) и субъективные (организации следует больше внимания уделять расчетно-платежной дисциплине).
Данные таблицы 2.7 свидетельствуют о том, что в 2010 году причиталось по расчету 7747 млн р., а 1144 млн р. было перечислено в бюджет, разница составила -6603 млн р., наибольшее влияние на сумму разницы оказала разница по НДС, которая составляет -6608 млн р., по налогу на прибыль 6 млн р. и по инновационному фонду 4 млн р. Это объясняется тем что налоговый период и отчетный период не совпадают.
В 2011 году причиталось по расчету 12 002 млн р., а 1432 млн р. было перечислено в бюджет, разница составила -10 570 млн р., наибольшее влияние на сумму разницы оказала разница по НДС, которая составляет -10 346 млн р., по налогу на прибыль -178 млн р. и налогу на недвижимость -20 млн р.
Таблица 2.7.
Соответствие фактически перечисленных платежей в бюджет суммам налогов и сборов по расчетам Буда-Кошелевского райпо за 2010 — 2011 гг.
Показатели. | ||||||
причитается по расчету. | фактически перечисленно в бюджет. | отклонение (+;-). | причитается по расчету. | фактически перечисленно в бюджет. | отклонение (+;-). | |
Налог на добавленную стоимость, млн р | — 6608. | — 10 346. | ||||
Налог на прибыль, млн р | — 178. | |||||
Налог на услуги. | — 1. | ; | ; | ; | ||
Целевые сборы. | ; | ; | ; | |||
Налог на недвижимость, млн р | — 2. | — 20. | ||||
Земельный налог, млн р | — 4. | — 7. | ||||
Экологический налог, млн р | — 1. | — 5. | ||||
Инновационный фонд. | — 14. | |||||
Итого. | — 6603. | — 10 570. |
Примечание: источник собственная разработка на основе приложения Б.
На пятом этапе «Расчет и оценка влияния изменений в налогообложении организации на точку безубыточности и запас финансовой прочности» предлагает определять влияние изменения налогообложения в результате мероприятий по налоговой оптимизации, а также проводить сравнительный анализ точек безубыточности и запаса финансовой прочности субъектов хозяйствования различных отраслей деятельности и форм собственности с различным налогообложением.
На шестом этапе «Расчет и оценка влияния изменений в налогообложении на финансовое состояние организации» определяется влияние изменения параметров налогообложения (планируемое на законодательном уровне или при оценке последствий мероприятий по оптимизации налогообложения) на финансовое состояние организации.
На седьмом этапе «Расчет, оценка и анализ показателей налоговой нагрузки организации» рассчитываются частные, обобщающие и интегральные показатели налоговой нагрузки, обобщающий темп изменения налоговой нагрузки, обобщающий и частые отраслевые показатели налогоемкости, дается оценка в динамике, проводится их факторный анализ [18, с. 96].
В таблице 2.8 произведем расчет показателей налоговой нагрузки на Буда-Кошелевское райпо.
Таблица 2.8.
Расчет показателей налоговой нагрузки на Буда-Кошелевское райпо за 2010 — 2011 гг.
Показатели. | Отклонение. | Темп изменения, %. | ||
1. Сумма уплаченных налогов и сборов, включаемых в выручку, млн р. | 128,33. | |||
2. Сумма уплаченных налогов и сборов из прибыли, млн р. | — 22. | |||
3. Сумма уплаченных налогов и сборов, включаемых в себестоимость реализованной продукции, млн р. | 103,32. | |||
4. Сумма фактически уплаченных налогов и сборов, млн р. | 125,17. | |||
5. Сумма начисленных налогов и сборов, млн р. | 154,92. | |||
6. Себестоимость продукции, млн р. | 151,80. | |||
7. Сумма доходов (добавленной стоимости) организации, млн р. | 163,61. | |||
8. Прибыль до налогообложения, млн р. | В 214,13 раза. | |||
9. Выручка от реализации продукции, млн р. | 156,53. | |||
10. Обобщающий коэффициент реальной налоговой нагрузки. | 0,162. | 0,124. | — 0,038. | ; |
11. Обобщающий коэффициент номинальной налоговой нагрузки. | 1,098. | 1,040. | — 0,058. | |
12. Коэффициент налогообложения выручки от реализации продукции. | 0,016. | 0,013. | — 0,003. | |
13. Коэффициент налогообложения прибыли. | 6,25. | 0,016. | — 6,234. | |
14. Коэффициент налогообложения расходов. | 0,006. | 0,004. | — 0,002. |
Примечание: источник собственная разработка на основе приложений Б, В, Г.
Данные таблицы 2.8 свидетельствуют о том, что обобщающий коэффициент реальной налоговой нагрузки в 2011 году по сравнению с 2010 сократился на 0,038, это обусловлено опережающим темпом роста суммы доходов (163,61%) над темпом роста суммы фактически уплаченных налогов и сборов (125,17%); обобщающий коэффициент номинальной налоговой нагрузки за исследуемый период сократился на 0,058 (с 1,098 до 1,040), это обусловлено опережающим темпом роста суммы доходов (163,61%) над темпом роста суммы начисленных налогов и сборов (154,92%); коэффициент налогообложения выручки от реализации продукции сократился на 0,003, это обусловлено опережающим темпом роста выручки от реализации продукции (156,53%) по сравнению с темпом роста суммы уплаченных налогов и сборов, включаемых в выручку (128,33%); коэффициент налогообложения прибыли сократился на 6,234 (с 6,25 до 0,016), это обусловлено опережающим темпом роста прибыли до налогообложения (в 214,13 раза) над темпом роста суммы уплаченных налогов и сборов из прибыли (56%); коэффициент налогообложения расходов сократился на 0,002, это обусловлено опережающим темпом роста себестоимости продукции (151,8%) по сравнению с темпом роста суммы уплаченных налогов и сборов, включаемых в себестоимость реализованной продукции (103,32%).
В таблице 2.9 произведем расчет влияния суммы налогов и доходов на изменение обобщающего коэффициента налоговой нагрузки на организацию.
Таблица 2.9.
Расчет влияния суммы налогов, сборов и доходов на изменение обобщающего коэффициента реальной налоговой нагрузки на Буда-Кошелевское райпо за 2010 — 2011 гг.
Показатели. | Отклонение. | Расчет влияния факторов. | Размер влияния. | ||
1. Сумма уплаченных налогов и сборов, млн р. | 288/58 344. | 0,005. | |||
1.1 НДС, млн р. | 333/79 430. | 0,004. | |||
1.2 Налог на прибыль, млн р. | — 17. | — 17/79 430. | |||
1.3 Сбор на развитие территорий, млн р. | 71/79 430. | 0,001. | |||
1.4 Налог на недвижимость, млн р. | — 36. | — 36/79 430. | |||
1.5 Земельный налог, млн р. | — 18. | — 18/79 430. | |||
1.6 Экологический налог, млн р. | — 9. | — 9/79 430. | |||
1.7 Местные налоги и сборы, млн р. | ; | — 36. | — 36/79 430. | ||
2. Доходы, млн р. | 1432/91 761−1432/58 344. | — 0,009. | |||
2.1 Доходы от реализации товаров, продукции, работ и услуг, млн р. | — 0,009/33 417*32526. | — 0,009. | |||
2.2 Операционные доходы (за минусом налогов), млн р. | — 0,009/33 417*578. | ||||
2.3 Внереализационные доходы (за минусом налогов), млн р. | 0,009/33 417*313. | ||||
3. Обобщающий коэффициент реальной налоговой нагрузки. | 0,02. | 0,016. | — 0,004. | 0,005−0,009. | 0,004. |
Примечание: источник собственная разработка на основе приложений Б, В.
Данные таблицы 2.9 свидетельствуют о том, что в 2011 году по сравнению с 2010 обобщающий коэффициент реальной налоговой нагрузки сократился на 0,004, в том числе за счет увеличения суммы уплаченных налогов на 288 млн р, обобщающий коэффициент реальной налоговой нагрузки возрос на 0,005, за счет увеличения суммы доходов на 33 417 млн р., обобщающий коэффициент налоговой нагрузки сократился на 0,009.
Влияние факторов второго порядка следующее: за счет увеличения НДС на 333 млн р., обобщающий коэффициент реальной налоговой нагрузки увеличился на 0,004, за счет увеличения доходов от реализации на 32 526 млн р., обобщающий коэффициент реальной налоговой нагрузки сократился на 0,009.