Технологии на основе Интернета
Так как Интернет доступен всем в мире независимо от времени и местоположения, то использование таких систем не требует дорогостоящего оборудования. Персональный компьютер с практически любой операционной системой, браузер, модем и телефонная связь позволяют войти в сеть Интернет и, следовательно, обучаться через Интернет. Системы обучения, основанные на веб-технологиях, асинхронны, поэтому они… Читать ещё >
Технологии на основе Интернета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В последнее время, с развитием информационных технологий все более популярным стало применение Интернета и корпоративных интранет-сетей в дистанционном обучении. Вошел в широкое употребление термин e-learning (Electronic Learning) — электронное обучение (или интернет-обучение), которое обеспечивает предоставление доступа к компьютерным учебным программам через сеть Интернет или корпоративные интранет-сети с использованием систем управления обучением. Синонимом e-learning является термин WBT (Web-based Training) — обучение через веб-технологии.
Глобальная информационная сеть Интернет предоставляет в этом отношении уникальные возможности для обучения. Именно она может обеспечить дистанционную интерактивную работу студента с учебно-методическим материалом, постоянное общение студента с преподавателем, а также студентов между собой. Студент в процессе дистанционного обучения не ограничен ни пространственными, ни временными рамками для получения любой информации.
Существуют различные подходы к организации систем дистанционного обучения в Интернете. Эти подходы, прежде всего, отличаются благодаря использованию различных способов составления, доставки и использования учебного материала. При этом организаторы дистанционного учебного процесса должны помнить, что избыток информации может быть так же вреден, как и ее недостаток, а Интернет на сегодня является крупнейшим в мире хранилищем информации, где не сложно и «утонуть». Популярный ныне метод путешествия в Интернете от одной интересной ссылки к другой — «серфинг» — пригоден для развлечения или общего развития, но не для целенаправленного поиска нужных данных. Поэтому в соответствующих методических указаниях должна быть регламентирована область поиска требующейся студенту справочной информации.
Интернет, необходимые средства связи и компьютерные технологии позволяют сделать дистанционное обучение более интересным. Появляются все новые и новые проекты и изобретения в этой области использования сети Интернет. Поэтому полезно представить краткий обзор некоторых важных типов образовательных систем, основанных на использовании компьютерных технологий в сети Интернет.
Самое первое из всех известных изобретений — «интернетовские книги». Это подготовленные электронные версии лекционных записей и книг, которые выкладываются на сервере в Интернете. В этом случае совершенно не требуются какие-то особенные знания по программированию, нет необходимости знать языки Hypertext Markup Language (HTML) или Java. Вспомогательные программы позволяют экспортировать все, что нужно, практически из любого текстового редактора в HTML.
Таблица 1.
Технология. | Характеристики. |
Аудиовизуальные носители (печатные материалы, аудио-, видеокассеты). | Низкая коммуникационная интерактивность. Стоимость производства линейно зависит от числа обучаемых. Хорошо известны методики разработки учебных материалов. Высокая долговечность. |
Компьютерное обучение, асинхронная электронная почта. | Средняя степень интерактивности. Наиболее развитая инфраструктура в России. Низкая стоимость. |
Видеоконференции по компьютерной сети Интернет в режиме реального времени. | Высокая степень интерактивности. Наиболее развитая в мире инфраструктура сети. Использование широко распространенных платформ компьютеров. Низкая стоимость. |
Видеоконференции по цифровому выделенному спутниковому каналу с использованием видеокомпрессии. | Высокая степень интерактивности. Хорошее качество передачи изображения. Снижение более чем на два порядка требований к пропускной способности канала по сравнению с аналоговым телевизионным сигналом. Высокая стоимость. |
Видеоконференции по аналоговому спутниковому каналу. | Высокая степень интерактивности. Максимально возможное качество передачи изображения с минимальной технологической задержкой передачи изображения и звука. Высокая стоимость. |
Таблица 2.
Средства обучения. | 1999 г. | 2004 г. |
Компакт-диски. | 53%. | 32%. |
e-Learning. | 38%. | 63%. |
Видеокассеты. | 7%. | 3,4%. |
Передача видео через спутник. | 2%. | 1%. |
В связи с быстрым развитием современных технологий большую популярность приобрели также обучающие системы, основанные на веб-технологиях.
Так как Интернет доступен всем в мире независимо от времени и местоположения, то использование таких систем не требует дорогостоящего оборудования. Персональный компьютер с практически любой операционной системой, браузер, модем и телефонная связь позволяют войти в сеть Интернет и, следовательно, обучаться через Интернет. Системы обучения, основанные на веб-технологиях, асинхронны, поэтому они не требуют одновременного присутствия преподавателя и учеников. Заранее приготовленные лекции передаются по сети. Внешний интерфейс чаще всего создается на HTML и совершенствуется на Java, Javascript или Dynamic HTML.
Учитывая определяющее значение Интернета для системы дистанционного обучения, рассмотрению структуры и принципам функционирования Интернета посвящена отдельная глава данного учебного пособия.
Сравнительные характеристики различных информационных технологий дистанционного обучения представлены в табл. 1.
В течение многих лет традиционное компьютерное обучение, как правило, представленное мультимедийными компакт-дисками, являлось доминирующей формой дистанционного обучения. В последние годы ситуация стала резко меняться в пользу применения технологий e-learning (интернет-обучения).
В табл. 2 приведено изменение соотношения доли традиционного компьютерного обучения и e-learning на рынке США (по данным консалтинговой компании IDC).