Определение положения судна относительно центра тропического циклона
Направление ветра к центру урагана можно определить по правилу Бейс-Балло или с помощью штормовой картушки, представляющей собой целлулоидный планшет с начерченной на нем схемой направления ветра (рис.11). Если судно находится в правой передней части циклона, то оно должно привестись к ветру и следуя в бейдевинд правого галса, по возможности удалиться от его центра; Вести прокладку перемещения… Читать ещё >
Определение положения судна относительно центра тропического циклона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Согласно требованиям международных организаций (СОЛАС, ИМО), всем морским судам, независимо от водоизмещения, технического состояния и других характеристик, предписывается уклоняться от встречи с тропическими циклонами, особенно их центральной части (50 миль от центра урагана). Лучше всего следовать по периферии тропического циклона, на расстоянии 500 миль от его центра.
Вахтенный помощник капитана, получив извещение о том, что в районе плавания зародился тропический циклон, обязан выполнить следующее:
- — доложить об этом старшему офицеру (капитану);
- — вести прокладку перемещения урагана на прокладочной карте, отмечая пунктиром — прогностический, сплошной стрелкой — фактический путь урагана;
- — в случае необходимости рассчитать угол уклонения с зоной ветра ураганной силы за двое суток или сутки и разойтись с ураганом (рис.9).
Рисунок 9 Расчет курса уклонения с тропическим циклоном: 1 — круг вероятного размещения центра урагана (R = 33% от 300 миль, примерно 100 миль), 2 — круг, ограничивающий ураганный ветер (R = 100 + 50,25 или 75 миль); 3 — генеральный курс; 4 — новый генеральный курс (курс расхождения). (Морская метеорология, ч.2.стр.47, рис. 2.9)
Расчет угла расхождения за 24 часа до встречи с ураганом выполняется следующим образом. Например, тропический ураган «Флора» по прогнозу движется к востоку со скоростью 14 узлов (навстречу нашему судну). За сутки «Флора» пройдет расстояние около 300 миль (24×14). По статистике служба прогнозов дает ошибку в предсказании расположения центра урагана, равную 33% (100 миль). Проведем круг радиусом R = 100 миль с центром в точке, удаленной от фактического центра «Флоры» накануне, — это зона вероятного размещения центра урагана через 24 часа. Необходимо к 100 милям добавить 25, 50 или 75 миль (это зависит от навигационных условий плавания, технического состояния судна и т. д.) и провести новый круг, который называется кругом, ограничивающим ураганный ветер. Теперь проводится курс уклонения (как касательная к этому кругу). Предпочтение северному или южному направлению расхождения отдается из соображений целесообразности (наличие или отсутствие места укрытия по курсу судна, от ветви параболы траектории урагана и пр.).
Основными приемами маневрирования являются способы «отворачивай навстречу» и «изменяй курс и скорость» (рис. 10).
Рисунок 10 Маневры уклонения: а — «отворачивай навстречу»; б — «изменяй курс и скорость».
Общие правила расхождения с ураганами сводятся к следующему:
- — если судно находится на пути циклона, то оно должно идти так, чтобы ветер был справа, т. е. идти правым галсом;
- — если судно находится в правой передней части циклона, то оно должно привестись к ветру и следуя в бейдевинд правого галса, по возможности удалиться от его центра;
- — если судно находится в левой передней части циклона, оно должно стремиться уйти от центра урагана, следуя курсом бакштаг правого галса.
Выполняя эти общие правила, необходимо иметь в виду следующее:
- — траектория тропических циклонов в Северном полушарии обычно направлена к западу, затем к северо-западу, к северу и далее на восток;
- — фактическое направление и скорость перемещения циклона могут меняться весьма резко;
- — наиболее опасное волнение возникает в правой половине урагана, особенно в тыловой его части. Это объясняется тем, что штормовые ветры здесь накладываются на собственное движение урагана и потому общее движение воздушных масс, в частности ветра, более сильное, чем в левой половине урагана.
Практика показывает, что несмотря на принимаемые меры предосторожности, не всегда удается уклониться от центра урагана на достаточно безопасное расстояние. Это чаще случается, когда судно находится в области зарождения урагана или лишено возможности свободно маневрировать. В таких случаях рекомендуется принять все меры к скорейшему выходу из наиболее опасной зоны (четверти) в менее опасную, выйти из урагана, лечь в дрейф или штормовать, выбрав наиболее безопасное положение относительно волн ветра.
Направление ветра к центру урагана можно определить по правилу Бейс-Балло или с помощью штормовой картушки, представляющей собой целлулоидный планшет с начерченной на нем схемой направления ветра (рис.11).
Рисунок 11 Штормовая картушка.
Картушку накладывают на навигационную карту так, чтобы ее меридиональная ось была параллельна меридиану на карте, а на место судна приходилась бы такая точка внешней окружности, на которой один из векторов ветра совпадал бы с направлением истинного ветра, наблюдаемого на судне. Направление от места судна к центру картушки показывает направление ветра в центре урагана.
На картушке нанесены три окружности. Считается, что место судна приходится на внутреннюю окружность, если давление падает со скоростью не менее 2,7 гПа/ч. Картушка помогает определить направление ветра в центре циклона, но расстояние до него с помощью картушки определить нельзя, поэтому судоводителям необходимо тщательно следить за синоптической обстановкой над океаном, чтобы своевременно быть готовыми принять необходимый маневр с целью скорейшего выхода из наиболее опасной зоны урагана.
Вопросы для самоконтроля.
- 1. Что собой представляет тропический циклон?
- 2. При каких условиях происходит зарождение тропического циклона?
- 3. Каковы особенности строения тропического циклона?
- 4. Какие стадии развития тропического циклона?
- 5. Как происходит изменение погоды в тропическом циклоне в зависимости от стадии его развития?