Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Статус, основные цели и функции Центрального Банка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внешнеэкономическая функция Центрального банка. Центральный банк является органом валютного контроля, проводником государственной валютной Политики. Он определяет режим обменного курса национальной валюты и осуществляет его регулирование, проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, регулирует международные расчеты, платежный баланс, контролирует движение валютных… Читать ещё >

Статус, основные цели и функции Центрального Банка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перед любым Центральным банком стоит триединая задача обеспечения стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной системы, стабильности и ликвидности банковской системы, эффективности и надежности платежной системы [1]. Для решения этой задачи Центральный банк выполняет следующие основные функции:

  • · денежно-кредитное регулирование экономики;
  • · эмиссия кредитных денег;
  • · контроль за деятельностью кредитных учреждений;
  • · аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений;
  • · кредитование коммерческих банков (рефинансирование);
  • · кредитно-расчетное обслуживание правительства;
  • · хранение официальных золотовалютных резервов.

Важнейшей функцией Центрального банка является денежно-кредитное регулирование. Регулирование экономики путем воздействие на состояние кредита и денежного обращения — составной элемент экономической политики правительства, главными целями которой являются достижение стабильного экономического роста, низкого уровня безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

Общее состояние экономики во многом зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу банков, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Анализом установлено, что от 75% до 90% всей денежной массы составляют банковские депозиты и лишь 25−10% - банкноты Центрального банка. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через Центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.

Для воздействия на денежно-кредитную сферу Центральный банк использует, прежде всего, способность коммерческих банков увеличивать или уменьшать депозиты, а, следовательно, денежную массу. Однако это не означает, что он может непосредственно определять депозитной эмиссии и кредитных операций банков. Центральный банк воздействует на динамику банковских ссуд и депозитов через систему обязательных резервов. Регулируя резервную позицию банков, он может вызвать ценную реакцию сокращения или увеличения кредитов и соответственно депозитов.

Суть в том, что имеется определенная взаимосвязь между размером резервов, которые банки обязаны хранить на счете в Центральном банке и кредитными операциями банков. Увеличение банковских ссуд приводит к противоположному результату. Если банк не имеет возможности поддержать требуемое соотношение между обязательными резервами и депозитами, он вынужден отказаться от выдачи новых кредитов или продать ценные бумаги. Если же у банков возникают свободные (избыточные) резервы (т.е. сумма фактических резервов на счетах в Центральном банке превышает сумму обязательных резервов), то банки могут предоставить новые ссуды и создать депозиты [4].

Указанная зависимость получила название эффекта кредитно-депозитной мультипликации. Он означает расширение депозитов путем многократного увеличения любых новых резервов получаемых банковской системой в целом. Данный эффект срабатывает несмотря на то, что каждый отдельный банк не может расширить депозиты в количестве, превышающем его избыточные резервы [15].

Например, если банк, получивший 100 000 в качестве депозитов, должен иметь обязательные резервы, равные 10% от суммы депозитов, то 90% полученных наличных денег, т. е. 90 000, он может расходовать на ссуды. Если клиенты, получившие ссуды, используют деньги для оплаты своих долгов или покупки товаров, то 90 000 рублей перейдут в руки других лиц, которые увеличат свои вклады в банках. В результате 90 000 рублей, уйдя из кассы нашего банка, попадут в кассы других банков. Последние же, в свою очередь, удержав 10% в виде резервов, расходуют полученные средства на новые приносящие доход активы. Расчет произведем на 10 банков и сведем в таблицу:

Банк.

Сумма полученных депозитов.

Сумма предоставленных ссуд или инвестиций.

Сумма обязательных резервов (норма обязательных резервов — 10%).

Первый.

100 000.

90 000.

10 000.

Второй.

90 000.

81 000.

9 000.

Третий.

81 000.

72 900.

8 100.

Четвертый.

72 900.

65 610.

7 290.

Пятый.

65 610.

59 049.

6 561.

Шестой.

59 049.

53 144.

5 905.

Седьмой.

53 144.

47 830.

5 314.

Восьмой.

47 830.

43 047.

4 783.

Девятый.

43 047.

38 742.

4 305.

Десятый.

38 742.

34 868.

3 874.

Итого 10.

банков.

651 322.

586 190.

65 132.

Прочие банки.

348 678.

313 810.

3 486.

Все банки.

1 000 000.

90 000.

10 000.

Из таблицы видно, что каждый банк, получивший депозит, добавляет к своим резервам 10% от полученной суммы депозита. Расширение депозитов продолжается до тех пор, пока все 100 000 рублей первого депозита не будут использованы в качестве обязательных резервов, а сумма депозитов не расширится до 1 000 000 рублей.

В рассмотренном примере предполагаем, что все полученные клиентами от банков деньги остаются в банковской системе, т. е. депонируются в банках, и что все банки не создают излишних резервов, или резервов сверх установленного Центральным банком уровня. Однако на практике какая-то часть выданных банков средств остается в наличной форме, что приводит к уменьшению суммы новых резервов и соответственно новых депозитов. Желание банков иметь излишние резервы зависит, во-первых, от наличия спроса на банковские ссуды и, во-вторых, от уровня процента, который они могут получить по своим кредитам. В условиях, когда предоставление банковских ссуд слишком рискованно, а надежные государственные краткосрочные обязательства приносят очень маленький доход, расширение банковских ресурсов в результате денежно-кредитной политики Центрального банка, вероятно, просто привело бы к образованию или увеличению излишних резервов [4, 13].

Указанные обстоятельства существенно ограничивают возможности Центрального банка воздействовать на состояние рынка ссудных капиталов и денежного обращения.

Методы денежно-кредитной политики Центрального банка разнообразны. Наиболее широко используются:

  • § изменение процентных ставок, по которым Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам (официальной учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной ставки);
  • § изменение норм обязательных резервов банков;
  • § операции на открытом рынке, т. е. операции по купле-продаже государствен-ных облигаций, векселей и других ценных бумаг;
  • § политика валютного курса или курсовая политика.

Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими, так как они влияют на операции всех коммерческих банков и на рынок ссудных капиталов в целом.

Кроме того, могут применяться также выборные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитование различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборным методам относятся:

  • § прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);
  • § регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т. е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды, разница между ставками по депозитам и ставкам по кредитам.

Традиционным методом регулирования является изменение процентных ставок Центрального банка. Повышение официальной ставки уменьшает возможности коммерческих банков в получении кредита для пополнения своих резервов, что в свою очередь приводит к сокращению их ссуд, а значит, денежной массы и увеличению рыночных процентных ставок. Повышая ставки, Центральный банк проводит политику ограничения кредита, т. е. кредитной рестрикции [1].

Повышение процентных ставок отражается также на состоянии платежного баланса и уроне валютного курса, так как приводит к привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала. В итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, а значит, снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки Центрального банка является методом политики расширение кредита — кредитной экспансии. Изменение официальных ставок играет роль сигнала для всего рынка ссудных капиталов: повышение ставок означает начало проведения политики кредитной рестрикции, снижение — кредитной экспансии.

Существенное воздействие на ресурсы коммерческих банков и, следовательно, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение норм обязательных резервов. Повышение нормы обязательных банковских резервов означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах Центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по ссудам. Снижение нормы банковских резервов увеличивает возможности расширения банковских кредитов и денежной массы, что ведет к снижению рыночного процента. центральный банк коммерческий взаимоотношение В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке (ООР). Во-первых, эти операции влияют на деятельность коммерческих банков через объем их ресурсов. Если Центральный банк продает Ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки покупают, то остатки средств на корреспондентских счетах, открытых этими банками в Центральном банке, уменьшаются их возможности по предоставлению ссуд своим клиентам. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении. При покупке ценных бумаг у коммерческих банков Центральный банк зачисляет соответствующие суммы на их корреспондентские счета, что расширяет возможности банковской выдаче ссуд.

Во-вторых, операции на открытом рынке могут использоваться для регулирования процентных ставок и курса (цены) государственных ценных бумаг.

Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются операции Центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента. Если же Центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам. Кроме того, покупка-продажа казначейских векселей, краткосрочных государственных облигаций ведет к изменению спроса и предложения, а значит, курса и доходности этих бумаг, что оказывает воздействие на краткосрочные ставки на денежном рынке и уровень курса национальной валюты.

Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции Центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами. Покупка таких обязательств Центральным банком вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Рост цены облигаций означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигациям к ее рыночному курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций Центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а следовательно, и долгосрочных процентных ставок [4].

Важным методом денежно-кредитной политикой является политика валютного курса, или курсовая политика. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке сначала на импортные, а затем и отечественные товары, т. е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рынке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции.

Регулирование Центральным банком валютного курса с помощью валютной интервенции (т.е. купли-продажи иностранной валюты на национальную) оказывает непосредственное воздействие на денежное обращение. Покупка иностранной валюты приводит к увеличению денежной массы в национальной валюте, а продажа — к ее сокращению.

Аналогично изменение официальной ставки с целью регулирования валютного курса оказывает соответствующее влияние на рынок ссудных капиталов и денежное обращение.

Внешнеэкономическая функция Центрального банка. Центральный банк является органом валютного контроля, проводником государственной валютной Политики. Он определяет режим обменного курса национальной валюты и осуществляет его регулирование, проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, регулирует международные расчеты, платежный баланс, контролирует движение валютных ценностей как внутри страны, так и за границей, принимает участие в разработке прогноза и организует составление платежного баланса. Центральный банк участвует в подготовке международных соглашений по соответствующим вопросам, сотрудничает с Центральными валютно-кредитными организациями, представляет страну в этих организациях [19].

Функция банка банков. В отличие от коммерческих банков, Центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки. Последние выступают как бы посредниками между экономикой и Центральным банком. Он хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т. е. их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались коммерческими банками в Центральный в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов. В XX веке в большинстве стран коммерческие банки в соответствии с законом обязаны хранить часть своих кассовых резервов в Центральном банке. Такие резервы называют обязательными банковскими резервами. Центральный банк устанавливает минимальное отношение обязательных резервов к их обязательствам по депозитам (норму обязательных резервов).

Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, Центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Он является для коммерческих банков кредитором последней инстанции, т. е. кредитором на крайний случай [6, 17].

Являясь «банком банков», Центральный банк выполняет функции главного регулирующего органа платежной системы страны. ОН организует межбанковские расчеты, координирует и регулирует организацию расчетных (в том числе клиринговых) систем, служит расчетным центром банковской системы.

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Центрального банка Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке РФ» [22]. В части 1 статьи 75 Основного закона закрепляется, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком, а в части 2 этой статьи определяется основная функция Центрального Банка — защита и обеспечение устойчивости рубля. Эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

В пределах своих полномочий банк России независим в своей деятельности. Все органы различного уровня государственной власти не имеют права вмешиваться в деятельность Центрального банка.

Уставной капитал и имущество Банка являются федеральной собственностью. Однако, Центральный Банк является только титульным владельцем принадлежащей ему собственности: специфической особенностью является его обязанность осуществлять правомочия владения, пользования и распоряжения указанным имуществом не в своих интересах, а в интересах государства или, точнее, общества. Свои расходы Центральный Банк осуществляет за счет собственных доходов, т. е. государство не финансирует его деятельность. Центральному Банку предоставлены определенные льготы, которые выражаются в том, что он не регистрируется в налоговых органах, следовательно, он освобожден от уплаты налогов. В то же время на деятельность Банка налагается ряд ограничений, а именно, он не в праве участвовать в формировании капитала российских кредитных организаций. Государство не отвечает по обязательствам Центрального Банка, а Банк — по обязательствам государства.

Все перечисленные функции Центрального банка тесно взаимосвязаны. Их реализация позволяет создать необходимые предпосылки для выполнения Центральным Банком функций регулирования всей денежно-кредитной системы страны и, следовательно, регулирования экономики. На современном этапе все большее значение приобретает надзорная функция Центрального Банка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой