Формы и методы интернационализации российских банков
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что каждый банк имел собственные мотивы по выходу на внешние рынки, использовал те или иные стратегии, выбирал различные организационно-правовые формы и преследовал различные цели, все это в конечно итоге, позволило им трансформироваться в транснациональные банки, обладающие разветвленной сетью иностранных подразделений. Если практика ВТБ… Читать ещё >
Формы и методы интернационализации российских банков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
История интернационализации российских банков начинается с 1990;х г. г. Первый этап выхода на зарубежные рынки был связан с рядом причин: банки в ходе развития международных экономических связей, пытались установить корреспондентские отношения с иностранными кредитными организациями. Таким образом, можно сделать вывод о том, что основным мотивом внедрения на соседние рынки являлось обслуживание отечественных компаний. На данном этапе интернационализации российского банковского сектора в мировой финансовый рынок основной формой экспансии за рубеж было представительство, так как оно позволяло налаживанию международных связей, при этом не требуя больших инвестиций на создание. Для данного периода характерно небольшое количество филиалов и дочерних банков за рубежом, так как все они, как правило, создавались с нуля, либо на основе уже существующих кредитных организаций, что требовало большого объема прямых инвестиций. Основным направлением экспансии российских банков в данный период времени были страны СНГ, Кипр и страны-экономические партнеры СССР (Франция, Великобритания, Германия, Швейцария, Австрия и др.). Кипр привлекал российские банки отсутствием жестких требований к учреждению филиалов и дочерних отделений, а также офшорной лицензией. Что касается стран СНГ и экономических партнеров, присутствие российских банков на данных территориях были связаны с деятельностью СССР, после распада которого, банки продолжили деятельность в данных странах, несмотря на убыточность. Кризис 1998 года приостановил развитие всей экономики страны, в том числе и банковского сектора. Вследствие банкротства многих кредитных организаций, отделения за рубежом были ликвидированы, а дальнейшая интернационализация приостановлена.
Российские банки сумели оправиться от кризиса лишь к середине 2000;х г. г. В этот период времени произошел ряд событий, который дал огромный толчок интернационализации российских банков: госбанки разработали определенную стратегию выхода на зарубежные рынки, реализация которой началась с попыток выхода на соседние рынки стран СНГ, Банк России вышел из капитала росзагранбанков и передал их на баланс подконтрольного государству ВТБ, российские банки активизировались на международном рынке слияний и поглощений. Иными словами, данный ряд факторов усилил экспансию российских банков в середине 2000;х годов, создав новую ступень интернационализации банковского сектора. Мотивы выхода на соседние рынки стран СНГ сравнительно с 1990;ми г. г. изменились, российские банки привлекала специфика внутренних рынков соседей, где с одной стороны, активно формировались банковские системы, с другой — еще сохранялся относительно низкий уровень конкуренции на рынке банковских услуг Абалкина А. А. Взаимное участие банков в странах СНГ: масштабы и тенденции. Банковское дело. — 2010 № 2 — С. 30. Таким образом, можно говорить о том, что российские банки на первоначальном этапе выбирали страны с менее развитой институциональной средой, которая позволит им продемонстрировать конкурентные преимущества по сравнению с местными кредитными организациями.
Кризис 2008 года не приостановил внешнюю деятельность, как это было в 1990;х годах. Головные компании всеми силами поддерживали свои дочерние структуры, а также осуществляли сделки на рынке слияний и поглощений по отношению к иностранным банкам, находящимся на грани банкротства. В этот период ВТБ приобрел украинский Проминвестбанк, который также еле держался на рынке. Стоит отметить, что в 2000;х годах, российские банки поменяли организационно-правовую форму выхода на зарубежные рынки. Представительства уже не имели такого количественного преимущества над филиалами и дочерними структурами. Банки начали ориентироваться на операционные отделения, обладающие лицензией и способные самостоятельно проводить операции. С одной стороны, банковский сектор России был обусловлен ростом капитализации, что позволило соблюдать финансовые условия по учреждению дочерних организаций либо совершать сделки по их покупке. С другой стороны, возросла потребность банковского сопровождения внешнеэкономических операций с участием российских резидентов в связи с растущими потребностями ТНК на банковское обслуживание Абалкина А. А. Формы и методы экспансии российских банков за рубеж. Деньги и кредит. — 2014 № 3. — С. 24. Также стоит учитывать, что при выборе организационно-правовой формы при выходе на зарубежный рынок, банки учитывают ряд факторов: филиалы лучше открывать в странах с высоким уровнем налога на прибыль, особенно если объем проводимых операций невелик. Что касается дочернего банка, то данная форма применима в странах с высоким уровнем макроэкономического риска, а также в странах, законодательство которых ограничивают создание отделений в форме филиала.
Последние несколько лет демонстрируют тенденцию выхода российских банков на восточные рынки. На сегодняшний день функционируют следующие отделения: отделения в Индии и Китае, принадлежащие ВТБ и Сбербанку, дочерний банк Сбербанка в Турции, дочерний банк Газпромбанка в Ливане, совместный банк во Вьетнаме и дочерний банк в Африке, входящие в группу ВТБ.
Таким образом, проанализировав периоды развития зарубежной экспансии российских банков, их мотивы и выбор организационно-правовых форм, можно сделать следующие выводы:
- · Действительно активную экспансию на зарубежные рынки осуществляет небольшое количество банков, многие из которых государственные;
- · География экспансии на каждом из этапов была своя: на первоначальном этапе соседние страны с менее развитой экономикой и институциональной средой, на более поздних этапах дальнее зарубежье, как западное направление, так и восточное;
- · Мотивы экспансии на каждом из этапов также были разными: изначально это было налаживание внешнеэкономических контактов, затем следование на рынки за ТНК для обслуживания их деятельности, следующим шагом было выбор рынка исходя из привлекательности рынка в силу низкой конкуренции и растущего спроса на банковские услуги. На сегодняшний день крупнейшие банки выходят на зарубежные рынки в силу разработанной стратегии создания максимально разветвлённой сети подразделений, которая будет охватывать огромное количество стран;
- · Российские банки до сих пор не вышли на рынки Северной и Латинской Америки, Австралии и Океании.
В процессе интернационализации компаниями было выделено несколько основных методов выхода на зарубежные рынки:
- · Лицензирование — передача уникальных нематериальных активов;
- · Франчайзинг — выдача лицензии на осуществление деятельности под торговой маркой материнской компании;
- · Контрактное производство — передача производства компании на внутреннем рынке;
- · Совместное предприятие — отдельные компании, созданные двумя и большим количество предприятий, в которых разделена степень ответственности и рисков между собственниками.
Стоит отметить, что выше приведенные методы выхода на зарубежные рынки не подходят банковскому сектору, в силу его специфичности, а также специфичности, предлагаемого продукта. Для банков наиболее подходящими методами являются инвестиционные способы расширения бизнеса, которые предполагают полный контроль на внешнем рынке. К таким методам можно отнести:
- · Учреждение банка «с нуля»;
- · Покупка существующих кредитных организаций путем слияния и поглощения;
- · Участие в приватизации.
Каждый из этих методов в контексте интернационализации банковского сектора имеет ряд особенностей.
Учреждение банка «с нуля».
- 1) В российской практике прослеживается определенная тенденция: в странах дальнего зарубежья создавались «с нуля» филиалы, дочерние банки в основном в странах СНГ;
- 2) Создать банк «с нуля» можно на базе уже существующего бизнеса, обладающего собственным персоналом и клиентурой. Это возможно вследствие либо банкротства существующего бизнеса и открытия на его базе нового банка, либо реорганизации существующего бизнеса;
- 3) Также стоит отметить, что открытие дочернего банка «с нуля» нередко является предметом межгосударственных договоренностей, которые сопровождаются либо переговорами между руководством принимающей страны и президентом банка, либо между руководствами двух стран, примером которых является учреждение банка во Вьетнаме ВТБ, вследствие межгосударственных переговоров между Путиным и руководством Вьетнама;
- 4) Учреждение банка «с нуля» часто сталкивается с законодательно-правовыми ограничениями, что не позволяет банкам следовать выбранной стратегии.
Покупка уже существующей кредитной организации позволяет приобрести уже готовую лицензию, клиентуру и сеть отделений банка.
Участие российских банков на международном рынке слияний и поглощений характеризуется следующими особенностями Абалкина А. А. Формы и методы экспансии российских банков за рубеж. Деньги и кредит. — 2014 № 3. — С. 25:
- 1) Основными участниками рынка слияния и поглощения являются банки с государственным участием;
- 2) В российской практике распространена ситуация, когда участниками по сделке слияния и поглощения являются российские компания и банк;
- 3) Основной целью покупки иностранного банка является увеличение своей доли на зарубежных рынках банковских услуг, путем развития внутреннего финансового посредничества на местном рынке;
- 4) Выход на зарубежные рынки может осуществляться через посредничество зарубежных холдинговых компаний либо дочерних отделений, что позволяет создать собственное отделение за рубежом без разрешения Банка России.
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что каждый банк имел собственные мотивы по выходу на внешние рынки, использовал те или иные стратегии, выбирал различные организационно-правовые формы и преследовал различные цели, все это в конечно итоге, позволило им трансформироваться в транснациональные банки, обладающие разветвленной сетью иностранных подразделений. Если практика ВТБ связана с советским наследием, которое банк активно пытался интегрировать в современную стратегию интернационализации, то «Сбербанк» и «Газпромбанк» самостоятельно выстраивали способы экспансии на зарубежные рынки в условиях современной России.
интернационализация банк бизнес эффективность.