Актуальные проблемы развития рынка перестрахования в РФ
В результате введения санкций против ряда финансовых компаний, для крупных российских страховщиков западный рынок перестрахования оказался недоступным. Поэтому у компаний возникла проблема экономической защиты своих рисков. Санкции, являясь инструментом наказания государства, никаким образом не должны затрагивать те сферы деятельности, которые направлены на обеспечение безопасности граждан… Читать ещё >
Актуальные проблемы развития рынка перестрахования в РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Страховой рынок России переживает сложный период стагнации. Проблемы снижения рентабельности бизнеса, роста убыточности, ужесточения контроля, неблагоприятной судебной практики дополнились санкционными запретами на перестрахование ряда рисков за рубежом [19]. Правительство, Центральный банк и страховщики спустя 20 лет вернулись к обсуждению идеи о создании государственной перестраховочной компании [17].
В результате введения санкций против ряда финансовых компаний, для крупных российских страховщиков западный рынок перестрахования оказался недоступным. Поэтому у компаний возникла проблема экономической защиты своих рисков. Санкции, являясь инструментом наказания государства, никаким образом не должны затрагивать те сферы деятельности, которые направлены на обеспечение безопасности граждан, поддержания социальной стабильности общества. Сейчас достаточно трудно определить границы политических и экономических интересов противоборствующих сторон. Не совсем понятен истинный мотив санкций: либо это действительно забота об урегулировании украинского конфликта, либо противоборствующие страны пытаюсь увеличить свое влияние на мировом рынке, потеснив при этом Россию.
Российские перестраховщики оказались изолированными от главных центров перестрахования. Тем самым возникла проблема поиска перестраховочных емкостей для размещения крупных рисков. Рынок перестрахования не может быть региональным, функционировать в пределах только своей страны. Это противоречит самой сущности страхования. «В современном понимании с макроэкономических позиций страхование выступает финансовым стабилизатором, принимающим на себя основную нагрузку по защите экономических интересов участников страховых отношений, финансовому обеспечению непрерывности и устойчивости общественного производства, следовательно, гармонизации экономических отношений всех участников хозяйственной деятельности» [19, с.42].
Международные санкции в отношении России были введены в 2014 году как реакция на вхождение Крыма в состав РФ. Санкции в отношении банковской, нефтяной и оборонной отрасли поддержали США, страны Европейского союза, Канада, Япония, Австралия. Как результат действия санкций, российские страховщики столкнулись с острой проблемой нехватки перестраховочной емкости по некоторым крупным рискам. На данный момент из-за действия западных санкций около 2000 договоров не перестрахованы, их количество будет расти. Без наличия качественной перестраховочной защиты можно говорить об отсутствии страховой защиты в принципе.
Примерами проектов, которые из-за санкций невозможно перестраховать, можно назвать строительство моста через Керченский пролив стоимостью 220 млрд руб., строительство российского атомного ледокола (страховая стоимость увеличится до 37 млрд руб. к 2017 году). «СОГАЗ», выигравший тендер на страхование ледокола, был вынужден отменить свою заявку в связи с отказом европейских перестраховщиков предоставить перестраховочную защиту. Страховщики заявляют о сложностях с перестрахованием испытательных полетов военной техники, невозможностью перестраховать риски по всем объектам, расположенным в Крыму. Аналогичная ситуация с рисками компаний «Уралвагонзавод», «Роснефть», «Транснефть», «Объединенная авиастроительная корпорация», «Алмаз-Антей» и других, выполняющих оборонный заказ. Например, для перестрахования военных грузов, перевозимых авиацией, сформирована емкость 85 млн долл., что ниже потребности в 1−1.2 млрд долл. По перестрахованию рисков объектов, попавших под санкции, недостаток емкости оценивается в 3−4 млрд долл.
Международные перестраховщики стали более осторожно оценивать риски из России, увеличили сроки рассмотрения заявок, повысили стоимость перестраховочной защиты. Договоры перестрахования содержат санкционные оговорки, в соответствии с которыми перестраховщик имеет право заморозить страховые выплаты. У попавших под санкционные запреты российских страховщиков могут возникнуть проблемы с финансовой устойчивостью в случае крупных убытков. Перестраховщики обязаны немедленно выплатить свою часть возмещения по таким страховым случаям. Но эти средства ими будут задепонированы на банковских счетах. Прямой страховщик их сможет получить только после снятия санкций, в то время как нести обязательства по выплате надо будет сразу. В таком случае изъятие из оборота крупной суммы средств может серьезно подорвать финансовую устойчивость компании.
Страховщики активно пытаются найти замену европейским перестраховочным программам, но вынуждены признать, что альтернативы им нет. После введения санкций российские страховщики стали искать перестраховочных партнеров в странах БРИКС и на азиатском рынке, но их емкость малозначительна. Эксперты оценивают перестраховочные возможности стран Ближнего Востока в 50 млн долл., Южной Америки — 100 млн долл., Азии без Китая — 200 млн долл. Большие надежды российские страховщики возлагали на Китай, но на данный момент китайские перестраховщики отказываются сотрудничать по объектам, в которых китайский бизнес не имеет имущественных интересов. Таким образом, полностью заменить западные перестраховочные емкости не представляется возможным.