Основные направления денежно кредитной политики Центрального Банка РФ в 2016-2017 годах
Реализация описанного подхода Банка России к проведению операций в иностранной валюте соответствует режиму плавающего валютного курса. Динамика курса рубля будет формироваться под влиянием рыночных факторов, что будет способствовать улучшению адаптации экономических агентов как в реальном, так и в финансовом секторах экономики России к изменениям внешнеэкономической конъюнктуры. Плавающий… Читать ещё >
Основные направления денежно кредитной политики Центрального Банка РФ в 2016-2017 годах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На основе среднесрочного макроэкономического прогноза и оценки рисков для достижения цели по инфляции Банк России устанавливает уровень ключевой ставки, который отражает направленность денежнокредитной политики. Операционным ориентиром, то есть показателем, на который Банк России непосредственно воздействует при реализации денежно-кредитной политики, является уровень процентных ставок «овернайт» денежного рынка.
В 2016;2017 годах ожидается увеличение потребности кредитных организаций в рефинансировании в Банке России на 0,3−0,8 трлн. рублей ежегодно, при этом дополнительная потребность в первую очередь будет связана с ростом наличных денег в обращении на 0,3−0,5 трлн. рублей. В этих условиях Банк России продолжит реализацию мер, направленных на увеличение возможностей кредитных организаций по рефинансированию. В условиях прогнозируемого увеличения структурного дефицита ликвидности развитие системы инструментов денежно-кредитной политики будет определяться двумя основными факторами.
С одной стороны, потребность банков в рефинансировании с высокой вероятностью будет больше, чем объем ценных бумаг, принимаемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования Банка России, в их портфелях. В ответ на это Банк России для снижения нагрузки на рыночное обеспечение продолжит наращивать объемы предоставления ликвидности с использованием других видов активов.
С другой стороны, рост задолженности кредитных организаций по операциям рефинансирования может привести к дальнейшему увеличению разрыва между срочностью их активов и пассивов. Поэтому Банк России будет стремиться ограничить такое влияние структурного дефицита ликвидности на балансы кредитных организаций.
Основным инструментом регулирования банковской ликвидности останутся аукционы РЕПО на срок 1 неделя по минимальной ставке, равной ключевой ставке. Банк России продолжит работу по расширению Ломбардного списка и включению в него новых выпусков ценных бумаг. Наряду с этим, меры Банка России в области развития финансового рынка будут способствовать увеличению его емкости.
Банк России продолжит проведение операций рефинансирования на длительные сроки под залог нерыночных активов, поручительств, золота. Применение данных инструментов позволит поддержать задолженность по основным операциям на уровне, при котором Банк России может наиболее эффективно управлять ставками денежного рынка. Кроме того, проведение указанных операций рефинансирования позволит решить проблему, связанную с воздействием структурного дефицита ликвидности на срочность пассивов кредитных организаций.
Среди операций рефинансирования на длительные сроки наибольший объем средств будет по-прежнему предоставляться на ежемесячных кредитных аукционах на срок 3 месяца по плавающей процентной ставке, привязанной к ключевой ставке Банка России. При необходимости Банк России будет также проводить аналогичные кредитные аукционы с предоставлением средств на срок 18 месяцев.
В качестве вспомогательного инструмента Банк России будет использовать кредиты по фиксированным процентным ставкам под залог нерыночных активов, поручительств, золота на сроки от 2 до 549 дней.
Банк России планирует дополнить систему инструментов денежно-кредитной политики сделками своп с золотом с использованием металлических счетов: аукционами на сроки от 1 до 7 дней и операциями по фиксированной процентной ставке на срок 1 день.
Наряду со стандартными инструментами денежно-кредитной политики, Банк России продолжит использовать специальные программы рефинансирования для стимулирования отдельных сегментов кредитного рынка, развитие которых сдерживается структурными факторами.
Банк России будет на постоянной основе осуществлять мониторинг результатов реализации указанных программ и при необходимости корректировать их параметры. В случае резкого роста напряженности на денежном рынке и появления угроз для стабильности его функционирования Банк России не исключает возможности использования кредитов без обеспечения. Банк России будет применять данный инструмент, если возможности кредитных организаций по рефинансированию через стандартные инструменты окажутся исчерпанными. При возникновении потребности в необеспеченных операциях они будут носить нерегулярный характер и проводиться лишь до тех пор, пока банковский сектор не нарастит достаточный объем активов, принимаемых Банком России в качестве обеспечения.
Важным элементом операционной процедуры останутся обязательные резервные требования. В 2016 году Банк России планирует синхронизировать график периодов усреднения обязательных резервов с графиком проведения регулярных аукционов на срок 1 неделя.
Операции с иностранной валютой.
До конца 2015 года Банк России осуществил переход к проведению операций с иностранной валютой согласно новому подходу, предполагающему уменьшение роли валютных интервенций. Банк России прекратит использование интервала допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины (операционного интервала) и фиксированных правил, основанных на тех или иных уровнях этого ориентира, и будет проводить операции с иностранной валютой преимущественно на возвратной основе. Операции по предоставлению банковскому сектору средств в иностранной валюте будут проводиться в первую очередь в форме сделок РЕПО в долларах США и евро.
Вместе с тем, активное проведение операций РЕПО в иностранной валюте может привести к обострению проблемы нехватки объема рыночного обеспечения, принимаемого Банком России по своим операциям. Банк России ожидает, что потребность кредитных организаций в дополнительных средствах в иностранной валюте сохранится как минимум в течение части 2016 года, в том числе из-за того, что восстановление полноценного доступа к международным финансовым рынкам может произойти спустя некоторое время после отмены введенных в текущем году санкций. В этих условиях планируется продолжить проводить регулярные аукционы РЕПО в иностранной валюте до тех пор, пока в них сохраняется необходимость.
В случае возникновения угроз для финансовой стабильности Банк России также будет готов совершать интервенции на внутреннем валютном рынке, однако подобные операции будут носить нерегулярный характер. В качестве угрозы для финансовой стабильности Банк России рассматривает такую динамику обменного курса, которая может привести к:
- 1) формированию устойчивых девальвационных ожиданий,
- 2) повышенному спросу на наличную иностранную валюту,
- 3) росту долларизации депозитов и существенному ухудшению показателей финансовой устойчивости кредитных организаций и предприятий.
Реализация описанного подхода Банка России к проведению операций в иностранной валюте соответствует режиму плавающего валютного курса. Динамика курса рубля будет формироваться под влиянием рыночных факторов, что будет способствовать улучшению адаптации экономических агентов как в реальном, так и в финансовом секторах экономики России к изменениям внешнеэкономической конъюнктуры. Плавающий валютный курс полноценно действует как встроенный стабилизатор экономики. Кроме того, переход к режиму плавающего валютного курса будет способствовать дальнейшему развитию рынка производных финансовых инструментов для управления курсовым риском, поскольку спрос на данные инструменты в новых условиях возрастет.
Определяя направленность проводимой денежно-кредитной политики, Банк России будет принимать во внимание влияние курсовой динамики на инфляцию и деловую активность, а также учитывать в своих прогнозах возможное влияние уровня процентных ставок в экономике на предпочтения российских и иностранных инвесторов, отражающееся на курсе национальной валюты. Основные направления единой государственной денежно кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов // «Вестник Банка России» № 67 (1463) от 26.11.2013.