Список литературы.
Контроль операций по учету основных средств
ОС могут поступать на предприятие разными способами, поэтому в ходе проверки должна быть установлена законность, целесообразность и правильность отражения в учете по каждой операции. Для этого следует установить: 1) целесообразность их строительства или приобретения; 2) своевременность и правильность документального оформления; 3) полноту оприходования и реальность их оценки. Целесообразность… Читать ещё >
Список литературы. Контроль операций по учету основных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Закон Республики Беларусь от 28.12.2003 г. «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год"/Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь № 4,2004,013
- 2. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 № 89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета/НЭГ №№ 73−74 от 23.03.2003г, С. 6.
- 3. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». 18.10,94Л Ведомости Верховного Совета РБ.№ 34,С.22.
- 4. Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности». 08.11.94 г. /Ведомости Верховного Совета РБ № 35,С.22.
- 5. Закон Республики Беларусь «О предприятиях в Республике Беларусь» с учетом изменений и дополнений, внесенных 23.04.92 и 27.10.98 //НЭГ.-1993. № 12,С.12.
- 6. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 09.04.2004 № 110 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства финансов РБ от 20.12.2001 № 127» Инструкция о порядке бухгалтерского учета основных средств /Главный бухгалтер № 31, 2004, С.44
- 7. Постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 31.12.2003 г. № 258 «Об утверждении Положения о порядке переоценки основных средств по состоянию на 1 января 2004 г. /Главный бухгалтер № 4,2004, С. 34.
- 8. Аудит и ревизия: Справочное пособие / А. Л. Бавдей, Н. П. Дробышевский, Г. М. Пупко, С. И. Филипенко; Под общ. ред. И. Н. Белого. — М.: ООО «Мисанта», 1994.-220с.
- 9. Белуха Н. Т. Ревизия и контроль в торговле: Учебник для вузов. — - М.: Экономика, 1988.-254с.
- 10. Бухучет / Под.ред. Тишкова И.Е.- Минск: «Выш.шк.», 1999,12−18с.
- 11. Греховодова М. Н. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие.- Ростов-на-дону: Феникс, 2001,145с.
- 12. Коловах О. И. Компьютерная бухгалтерия для всех. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, 21с.
- 13. Кравченко М. А. Ревизия и контроль хозяйственной деятельности.- Мн.: Выш. школа, 1989,42с.
- 14. Криницкий Р. И. Контроль и ревизия в условиях автоматизации бухучета. — М.: Финансы и статистика, 1990, 14с.
- 15. Мезенцева Т. М. Принципы анализа финансовой документации, принятые в международной практике аудита // Бухгалтерский учет и анализ. — - 1998. — № 4. -С. 22−25.
- 16. Пупко Г. М. Аудит и ревизия: Учебное пособие.-Минск.: ООО"Интерпресссервис», ООО «Мисанта», 2003,424
- 17. Раицкий К. А. Экономика предприятий: Учебник для вузов.- М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999,12−23с.
- 18. Русель А. Служба внутреннего аудита: жесткая необходимость // Консультант. ~ 2000. — № 7 (апрель). — С. 52−56.
- 19. Слепак Л. И., Дементьева В. М., Сахан А. П. Бухучет в торговле.- М.: «Экономика», 1991,12−16с.
- 20. «Советский энциклопедический словарь». — М.: Советская энциклопедия, 1981,1353с.
- 21. Торговое дело: экономика и организация: Учебник /Под общ.ред. Л. А. Брагина, Т. П. Данько, — М.: ИНФРАМ, 1997,55−58с.
- 22. Шишкова Е. Е. Методические подходы к разработке стратегии деятельности торгового предприятия в современных условиях: Текст лекции. — Гомель: ГКИ, 1998.
- 23. Шуклина Н. Н. Бухучет на компьютере. — Минск: Белбизнеспресс, 2000,23
- 24. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие/ Валевич Р. П., Давыдова Г. АМн.: Выш. шк., 1996; 17с.
Расчетная часть Используя материал конкретного предприятия, собранный во время прохождения учетно-аналитической практики и используемый для написания курсовой работы по выбранной теме и дополнительные сведения, приведенные в задании по вариантам, в расчетной части курсовой работы необходимо:
- 1) Установить на основании действующей в Республике Беларусь законодательно-нормативной базы факт достоверности или недостоверности, законности или незаконности совершенной на проверяемом предприятии хозяйственной операции.
- 2) Проанализировать влияние обнаруженной в ходе проверки ошибочной ситуации на информацию бухгалтерского учета и финансовой отчетности контролируемого предприятия.
- 3) Внести соответствующие исправления в бухгалтерском учете и отчетности.
- 4) Определить влияние данной ошибочной ситуации на взаимоотношения с налоговыми органами;
- 5) Определить размер финансовых санкций за нарушение налогового законодательства.
- 6) Дать общую оценку состояния бухгалтерского учета на предприятии.
- 7) Подготовить аудиторское заключение о достоверности или недостоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности исследуемого предприятия.
Исходные данные:
На контролируемом предприятии установлено необоснованное включение в состав затрат в декабре отчетного года расходов, связанных с содержанием объектов социально-культурного назначения в сумме 250 у.е., оплаченных сторонней организацией за оказанные услуги по ремонту пионерского лагеря, находящегося на балансе предприятия. В бухгалтерском учете была сделана запись Д — 20.
К — 60.
Сумма 250 у.е.
Дополнительные сведения:
Аудиторская проверка предприятия проводилась с 10 февраля по 15 марта года, следующего за отчетным.
По результатам аудиторской проверки предприятием предоставлены уточненные расчеты по налогам за отчетный год и причитающиеся к уплате суммы налогов по уточненным расчетам перечислены в бюджет 20 марта.
Принять условно, что фактическая себестоимость выполненных работ и оказанных услуг или готовая продукция, выпущенная за отчетный период, были реализованы в отчетном периоде в полном объеме.
При выполнении расчетной части курсовой работы используются следующие формы финансовой отчетности:
- — Бухгалтерский баланс (Ф № 1);
- — Отчет о прибылях и убытках (Ф № 2);
- — Отчет о движении фондов и других средств (Ф № 3);
- — Приложение к бухгалтерскому балансу (Ф № 5).
Письменная информация (отчет) аудиторской организации по результатам проведения аудита.
15 марта 2004 г. Гомель.
Адресат: директору ЧУП «Галактика» Бережненко А.С.
Аудиторская организация:
Наименование Общество с дополнительной ответственностью «Аудит-Лига».
Местонахождение 246 028 г. Гомель Ул.Кожара, 2.
Сведения о государственной регистрации: государственная регистрация № 1248 от 20 мая 2001 г; УНП 400 048 057.
Лицензия: № 986 от 20 мая 2001 г., действующая до 20 мая 2006 г.
Сведения об аудиторах, принимавших участие в аудите:
Воеводова Л.Л., квалификационный аттестат № 2356 от 12 июня 2002 г.
Игнатенко И.В., квалификационный аттестат № 1221 от 3 июля 2001 г.
Аудируемое лицо:
Наименование ЧУП «Галактика».
Местонахождение 246 007 г. Гомель, ул. Лепешинская, 15.
Сведения о государственной регистрации: государственная регистрация № 49 от 31 октября 1995 г; УНП 400 099 486.
Должностные лица, ответственные за составление бухгалтерской (финансовой) отчетности:
Директор Бережненко А.С.
Главный бухгалтер Клименкова Л.И.
Основание для проведения аудита: договор № 58 от 8 февраля 2004 г.
Период времени, за который проводился аудит: c 01 января 2003 г. по 31 декабря 2003 г.
Дата начала аудита: 10 февраля 2004 г.
Дата завершения аудита: 15 марта 2004 г.
Содержательная часть
В нарушение Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), согласованными Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством статистики и анализа, Министерством труда, введенными в действие с 1 марта 1998 г., с учетом изменений и дополнений, а также Положением о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденным постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства статистики и анализа, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.11.2001 г. № 187/110/96/18 с изменениями и дополнениями, в себестоимость продукции включены затраты связанные с содержанием объектов социально-культурного назначения, оплаченных сторонней организацией за оказанные услуги по ремонту пионерского лагеря, находящегося на балансе предприятия, не участвующим в процессе производства. Данные затраты не включаются в себестоимость продукции, а относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Следовательно, установленное включение на контролируемом предприятии в состав затрат на производство в отчетном году по ремонту пионерского лагеря, не участвующим в процессе производства в сумме 250 000 рублей не правомерно.
Была необоснованно завышена себестоимость, следовательно, налогооблагаемая прибыль была занижена, что является грубейшим нарушением законодательства.
В бухгалтерском учете была сделана запись:
Д — 20.
К — 60.
Сумма 250 000=.
Согласно порядка внесения исправлений в случаях обнаружения искажений и ошибок, утвержденного Министерством финансов РБ от 9 декабря 1996 г. № 15−11 665 ГГНИ и Аудиторской палаты РБ (с последующими изменениями) аудитором рекомендовано внести следующие исправительные проводки:
1) Провести данную операцию методом «Красное сторно», для снижения себестоимости:
Дебет 20. |
Кредит 60. |
Сумма 250 000=. |
2) услуги по ремонту пионерского лагеря, находящегося на балансе предприятия непроизводственной сферы отнести за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия:
Дебет 92 (99).
Кредит 60.
Сумма 250 000=.
По причине необоснованного включения в состав затрат услуг по ремонту пионерского лагеря, находящегося на балансе предприятия, предприятием занижена прибыль за отчетный период на сумму 250 000 рублей и соответственно недоплачены следующие налоги:
— Налог на прибыль (24%) 250 000×24 /100 = 60 000 руб.
Дебет 99.
Кредит 68.
Сумма 60 000=.
- — Целевые сборы на содержание и развитие инфраструктуры города (4%)
- (250 000−60 000) х 4%= 7600 руб.
Дебет 99.
Кредит 68.
Сумма 7600=.
- 4) В соответствии с пунктом 4 ст. 9 Закона РБ «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет РБ» принимается финансовая санкция в размере 10% доначисленной суммы налогов:
- (60 000+7600) х 10% = 6760 руб,
и пеня за 55 дней (так как перечисление недостающей суммы налогов произведено 18 марта): (60 000+7600) х 18% х 55 дней / 365 = 1834 руб.
Дебет 99.
Кредит 68.
Сумма 8594=.
В связи с тем, что аудиторская проверка была проведена до налоговой и организация предоставила уточненные расчеты и доперечислила в бюджет налоги, то согласно пункта 1 Указа Президента «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений» от 22 января 2004 г. № 36 она освобождается от экономических санкций.
Руководитель аудиторской организации Шинкоренко А.Н.
Руководитель аудиторской проверки или
лицо, проводившее аудит Игнатенко И.В.
Печать.
Аудиторское заключение
по бухгалтерской (финансовой) отчетности.
15 марта 2004 г. Гомель.
Адресат : Директору ЧУП «Галактика» Бережненко А.С.
Аудируемое лицо:
Наименование ЧУП «Галактика».
Местонахождение 246 007 г. Гомель, ул. Лепешинская, 15.
Сведения о государственной регистрации: государственная регистрация № 49 от 31 октября 1995 г; УНП 400 099 486.
Аудиторская организация:
Наименование Общество с дополнительной ответственностью «Аудит-Лига».
Местонахождение 246 028 г. Гомель Ул.Кожара, 2.
Сведения о государственной регистрации: государственная регистрация № 1248 от 20 мая 2001 г; УНП 400 048 057.
Лицензия: № 986 от 20 мая 2001 г., действующая до 20 мая 2006 г.
Мы провели аудит прилагаемой бухгалтерской (финансовой) отчетности ЧУП «Галактика» за период с 01 января 2003 года по 31 декабря 2003 года включительно.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность ЧУП «Галактика» состоит из:
- · Бухгалтерского баланса;
- · Отчета о прибылях и убытках;
- · Приложений, предусмотренных нормативными правовыми актами;
- · Пояснительной записки.
Ответственность за подготовку и представление названной бухгалтерской (финансовой) отчетности несет руководство ЧУП «Галактика». Наша обязанность заключается в том, чтобы на основе проведенного аудита выразить мнение о достоверности данной отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Республики Беларусь.
Мы провели аудит в соответствии с:
- -Законом РБ «Об аудиторской деятельности»;
- -Республиканскими правилами аудиторской деятельности;
- -Правилами аудиторской деятельности ОДО «Аудит-Лига»;
- -Нормативно-правовыми актами, регулирующими отдельные виды деятельности ЧУП «Галактика».
Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит включал проверку на выборочной основе и включал в себя изучение доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности ЧУП «Галактика», оценку принципов и методов бухгалтерского учета, порядка подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, определение и анализ существенных оценочных значений, применяемых на ЧУП «Галактика».
В результате проведенного аудита нами установлены нарушения действующего порядка составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и ведении бухгалтерского учета, а именно:
- 1. В себестоимость продукции включены затраты связанные с содержанием объектов социально-культурного назначения, оплаченных сторонней организацией за оказанные услуги по ремонту пионерского лагеря, находящегося на балансе предприятия, не участвующих в процессе производства в сумме 250 000 рублей
- 2. Занижена налогооблагаемая прибыль за 2003 год., следовательно, не отражена сумма налога на прибыль в размере 60 000 рублей, целевых сборов на содержание и развитие инфраструктуры города в размере 7600 рублей (строка 140 отчета о прибылях и убытках).
По нашему мнению, за исключением влияния на бухгалтерскую (финансовую) отчетность обстоятельств, изложенных в предыдущей части, бухгалтерская (финансовая) отчетность ЧУП «Галактика» отражает достоверно во всех существенных отношениях его финансовое положение на 1 января 2004 года и результаты финансово-хозяйственной деятельности за 2003 год.
Руководитель ОДО «Аудит-Лига» директор Шинкоренко А.Н.
Руководитель аудиторской проверки аудитор Игнатенко И.В.
Приложение 1
Тест внутреннего контроля.
№. | Ответы. | Примечания. | ||
Да. | Нет. | |||
Имеется ли приказ с создании комиссии по списанию основных средств. | ||||
Определены ли сроки проведения инвентаризации основных средств в приказе по учетной политике. | ||||
Проведена инвентаризация в установленные сроки. | ||||
Когда была проведена последняя инвентаризация основных средств. | Год назад. | |||
Отражены ли результаты инвентаризации в учете. | Инвентаризация в отчетном периоде не производилась. | |||
Фиксируется ли в учетных регистрах место размещения и эксплуатации основных средств. | ||||
Имеются ли приказы о назначении лиц, ответственных за сохранность основных средств в местах эксплуатации. | ||||
Заключены ли договоры о полной материальной ответственности с лицами, ответственными за сохранность основных средств. | ||||
Использует ли организация унифицированные формы первичных документов. | ||||
Разработан ли график документооборота по учету основных средств. | ||||
Осуществляет ли главный бухгалтер контроль за соблюдением графика документооборота. | ||||
Застрахованы ли объекты основных средств на случай пожара, стихийных бедствий. | ||||
Произведена ли классификация основных средств. | ||||
Разработан ли кодификатор основных средств. | ||||
Имеются ли инвентарные карточки на бумажном носителе. | ||||
Сверяются ли данные аналитического учета с регистрами синтетического учета. | Да. При составлении годового баланса. | |||
Утверждаются ли документы на списание основных средств руководителем. | ||||
Использует ли организация арендованные объекты основных средств. | Используется линейный способ. | |||
Выбраны ли варианты начисления амортизации основных средств. | ||||
Выбран ли вариант учета затрат на ремонт объектов основных средств. | Затраты списываются по фактическим расходам. | |||
Имеет ли организация филиалы, выделенные на отдельные балансы. | Филиал создан в отчетном году. | |||
Контролирует ли главный бухгалтер организацию учета основных средств в филиалах: проведение выборочных инвентаризаций; проверка первичных документов по филиалам; использует данные бухгалтерского баланса. | Из-за короткого срока действия филиала проверка постановки учета основных средств не производилась. |
Приложение 2
Проверка сохранности ОС
Проверка условий хранения и эксплуатации объектов ОС, обеспечения их сохранности предполагает получение сведений о том, за кем закреплены отдельные объекты, как организована их охрана и использование. Для этого полезен осмотр складов, производственных помещений, опрос сотрудников предприятия. Обеспечение сохранности ОС зависит от постановки их учета. Проверяя состояние учета ОС, нужно убедиться: 1) в правильности организации аналитического учета; 2) выяснить, все ли ОС предприятия закреплены за материально ответственными лицами; 3) правильно ли проведена последняя инвентаризация, каковы выявленные ею недостачи или излишки и отражены ли они в учете; 4) проконтролировать достоверность учетных данных о наличии и движении основных средств.
В ходе проверки обращается внимание на правильное и своевременное заполнение всех реквизитов инвентарных карточек, а также необходимо для получения полной и объективной информации о состоянии и использовании того или иного объекта ОС. Далее необходимо проверить полноту и достоверность инвентарных карточек. Для проверки полноты инвентарных карточек нужно сопоставить данные описей инвентарных карточек по учету ОС по классификационным группам с имеющимися в картотеке инвентарными карточками.
Путем изучения учетных данных ревизор, аудитор устанавливает наличие объектов ОС по отдельным классификационным группам (производственные и непроизводственные, собственные и арендуемые) и местам размещения (подразделениям и МОЛ). Выясняя правильность организации аналитического учета ОС, следует обращать внимание на наличие инвентарных номеров, технической документации, сроки поступления и оприходования объектов. Состояние учета ОС в местах их нахождения (на складе, в эксплуатации, в ремонте, на консервации) анализируется по данным инвентарных карточек и их описей. Эти данные сопоставляются с записями по счету 01 «Основные средства» в соответствующих учетных регистрах.
Важным этап проверки — изучение своевременности проведения, полноты и правильности отражения результатов инвентаризации ОС в учете (по данным инвентаризационных описей, сличительных ведомостей, решениям руководителя по итогам инвентаризации, бухгалтерским справкам). При необходимости возможно проведение контрольной выборочной инвентаризации отдельных объектов ОС (арендуемых, находящихся в запасе). Полнота и своевременность оприходования объектов ОС устанавливается по первичным документам (счетам-фактурам, накладным, актам приемки-передачи, инвентарным карточкам и т. д.) и записям в учетных регистрах по счетам 01, 08, 60, 88.
Важным условием обеспечения сохранности ОС является качественное проведение инвентаризации ОС работниками предприятия. В процессе контроля нужно проверить полноту и своевременность проведения инвентаризации ОС и правильность отражения ее результатов в бухгалтерском учете.
Полноту инвентаризации устанавливают составлением инвентаризационных описей с показателями аналитического учета. На основе изучения всех материалов инвентаризации, включая и отражение результатов инвентаризации ОС на счетах б/у, дается заключение о качестве проведенной инвентаризации и предложения по ее улучшению. Для проверки качества инвентаризации целесообразно провести выборочную инвентаризацию отдельных видов ОС.
По всем фактам разукомплектования и преждевременного списания объектов ОС устанавливают виновных в этом должностных лиц и определяют размер причиненного ущерба.
Ревизия операций по поступлению и выбытию основных средств
ОС могут поступать на предприятие разными способами, поэтому в ходе проверки должна быть установлена законность, целесообразность и правильность отражения в учете по каждой операции. Для этого следует установить: 1) целесообразность их строительства или приобретения; 2) своевременность и правильность документального оформления; 3) полноту оприходования и реальность их оценки. Целесообразность строительства и приобретения ОС определяется производственной необходимостью и эффективностью их использования. Полноту и своевременность оприходования ОС определяют путем сопоставления даты оприходования по счету 01 с датами указанными в первичных документах. Обособленно проверяются вопросы по возмещению уплаченного поставщикам НДС по оприходованным ОС. Зачет входящего НДС по ОС осуществляется в каждом отчетном налоговом периоде в размере 1/12 части с момента принятия на учет ОС. Далее необходимо обратить внимание на правильность оценки приобретенных ОС. В условиях рыночной экономики важно реально оценить активы предприятия, поэтому в процессе контроля нужно проверить правильность переоценки ОС и порядок отражения ее в бухгалтерском учете. Результаты переоценки объектов ОС должны подтверждаться соответствующими расчетами, документами о рыночных ценах, сложившихся по объектам на дату переоценки. В ходе проверки по данным учетных регистров выясняется правильность указанной в них корреспонденции счетов по вводу в эксплуатацию и оприходованию объектов ОС. Документальной проверке подлежат операции по списанию ОС. В каждом отдельном случае надо проверить: 1) правильность оформления документов на выбывшие ОС; 2) законность и целесообразность выбытия; 3) правильность отражения в учете операций, связанных с ликвидацией и выбытием ОС. Документальной проверке подлежат операции по списанию ОС. Необходимо проверить причины списания, правильность оформления документов на выбывшие ОС, целесообразность ликвидации, порядок оприходования образующихся запчастей, материалов, правильность отражения в учете операций, связанных с ликвидацией и выбытием ОС, а также начислением НДС. До 01. 01. 2000 — ликвидируемые ОС НДС не облагаются, после 01. 01. 2000 — облагается НДС остаточная стоимость ОС за вычетом годных остатков. Проверяют и операции по передаче ОС в аренду. Для этого изучают содержание договоров, их исполнение, а также правильность расчетов за арендованные ОС и отражение указанных операций на счетах бухгалтерского учета. Все операции, связанные с реализацией и прочим выбытием ОС, проверяются по данным счета 47. По дебету этого счета отражают первоначальную стоимость выбывших объектов основных средств, а также расходы, связанные с выбытием основных средств (сносом и разборкой зданий, сооружений, демонтажом оборудования и т. п.). По кредиту счета 47 отражают износ, начисленный по выбывшим объектам основных средств, сумму выручки реализации основных средств и стоимость материальных ценностей, поступивших в связи с ликвидацией основных средств, в оценке возможного использования или реализации. Продажа отдельных объектов основных средств осуществляется по договорным ценам. При проверке списания ОС нужно установить полноту оприходования материальных ценностей (запчастей, драгметаллов, металлолома и др.), полученных от ликвидации ОС.
Проверка правильности начисления амортизации и операций по ремонту основных средств Важным этапом контроля является проверка правильности начисления и отражения в учете амортизации ОС. Руководствуясь положением «О порядке начисления амортизации ОС и нематериальных активов» ревизор (аудитор) при проверке достоверности начисления амортизации должен учитывать, что начиная с 01.01.2003 г. предприятия по объектам ОС могут применять один из следующих способов начисления амортизации: линейный и нелинейный. В ходе контроля необходимо установить: 1) все ли объекты ОС приняты в расчет при начислении амортизации; 2) начисляется ли амортизация с учетом движения ОС; 3) правильно ли определены сроки полезного использования ОС и соответственно линейные нормы амортизации при линейном способе начисления амортизации; 4) правильно ли определена сумма чисел лет срока полезного использования объекта ОС и соответствующая сумма начисленной амортизации за каждый год срока полезного использования объекта ОС; 5) достоверность начисления амортизации при применении метода уменьшаемого остатка. При проверке документов по начислению и по начислению и учету амортизации ОС следует иметь в виду, что начисление амортизации не производится во время проведения модернизации оборудования, технического перевооружения объектов, полной или частичной реконструкции, а также при консервации объектов при решении руководства организации или собственника на срок более 1 года. В заключении нужно проверить правильность отражения начисленных сумм амортизации на счетах б/у и отдельных объектах учета издержек производства, а также порядок образования амортизационного фонда воспроизводства ОС. В ходе проверки хозяйственных операций по ремонту ОС следует установить: 1) наличие планов и смет на ремонты, актов приемки-сдачи выполненных работ, договоров подряда, актов технического осмотра зданий и сооружений; 2) правильность и своевременность составления этих документов; 3) правильность формирования затрат по статьям; 4) соблюдение норм расхода материалов, расценок по оплате труда ремонтных рабочих. Целесообразность и законность операций по ремонту определяется на основе проверки следующих первичных документов: дефектных ведомостей, лимитно-заборных карт, требований на отпуск материалов, нарядов на сдельные работы и др. Для установления не допускались ли приписки объемов выполненных работ с целью завышения заработной платы и списания израсходованных материалов аудитор (ревизор) может произвести контрольные обмеры выполненных объемов ремонтных работ по отдельным объектам с привлечением специалистов предприятия или эксперта. Правильность учета затрат по ремонту ОС проверяется по данным соответствующих учетных регистров. Аудитор, проверяя правильность учета операций должен убедиться в том, что предприятие отражает расходы по ремонту ОС в зависимости от варианта, принятого в учетной политике предприятия. В ходе проверки необходимо убедиться в том, что затраты на ремонт ОС производственного назначения отнесены на себестоимость, а непроизводственного — за счет чистой прибыли или фондов предприятия. Типичные ошибки: 1) несвоевременное оприходование ОС; 2) неправильное исчисление первоначальной ст-сти поступивших ОС; 3) начисление износа по полностью амортизированным объектам; 4) некорректная корреспонденция счетов при отражении операций по выбытию ОС (списании, реализации по цене ниже остаточной ст-сти).
Проверка сохранности оборудования, правильности определения инвентарной стоимости вводимых в действия объектов В затратах на капитальные вложения при строительстве производственных мощностей большой удельный вес занимают расходы на оборудование и его установку. Приступая к проверке, необходимо: 1) обследовать территорию стройки, складские помещения и обратить особое внимание на оборудование, находящееся без движения, а также излишнее, ненужное и неукомплектованное оборудование для установки. 2) На следующем этапе контроля определяется правильность отражения затрат на счетах бухгалтерского учета, связанных с приобретением оборудования. 3) По данным счетов поставщиков и других документов проверяется правильность определения фактической себестоимости приобретенного оборудования. Она слагается из стоимости оборудования по ценам поставщиков, транспортных расходов по его доставке и заготовительно-складских расходов 4) На следующем этапе контроля устанавливается правильность оформления передаваемого оборудования в монтаж подрядной организации. Такая проверка производится по данным приемо-сдаточных актов, которые являются документами, фиксирующими фактические передачи оборудования заказчиком в монтаж подрядчику. 5) Затем проверяется правильность включения установленного оборудования в объемы капитальных вложений. При этом надо знать, что оборудование, сданное в монтаж, включается в объем капитальных вложения только в том случае, если фактические начаты работы по его установке на постоянном месте эксплуатации6) В заключение определяют, все ли списанное оборудование, смонтировано. По данным такой проверки устанавливают стоимость оборудования, к монтажу которого не приступили, но включили в объемы капитальных вложений.
Инвентарная стоимость определяется по законченным строительством объектам. Законченные строительством объекты включаются в состав основных средств в сумме фактических затрат застройщика, которой при подрядном способе ведения работ является договорная (сметная) стоимость, а при хозяйственном — фактическая себестоимость возведенных или приобретенных объектов основных средств.
В связи с этим нужно проверить правильность отнесения затрат на строящиеся объекты. При этом следует иметь в виду, что инвентарная стоимость зданий и сооружений, передаваемых в эксплуатацию, состоит из: затрат на строительно-монтажные работы; стоимости установленного оборудования, являющегося неотъемлемой частью здания или сооружения; затраты на проектно-изыскательские работы; прочих капитальных работ и затрат.
После этого следует проверить правильность, списания и распределения затрат, включаемых в инвентарную стоимость, между вводимыми в эксплуатацию объектами. При проверке данного вопроса надо знать, что затраты на строительно-монтажные работы входят в стоимость объектов прямым путем, а затраты на проектно-изыскательские работы, включая и авторский надзор проектных организаций, относятся на объекты строительства в суммах, оплачиваемых проектным организациям. Если затраты на проектно-изыскательские работы относятся к нескольким объектам строительства, они распределяются пропорционально сметной стоимости вводимых в эксплуатацию объектов. Особо внимательно надо проверить правильность определения инвентарной стоимости введенного в эксплуатацию оборудования. С этой целью проверяется правильность составления калькуляций, в которых перечисляется смонтированное оборудование и рассчитывается его инвентарная стоимость.
Затем следует проверить, чтобы в инвентарную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов строительства не включались затраты не увеличивающие стоимости основных средств, при этом надо иметь ввиду, что в составе затрат, не увеличивающих стоимость основных средств отражаются расходы на подготовку эксплуатационных кадров для работы на вновь вводимом предприятии, расходы по сносу, демонтажу и охране объектов, прекращенных строительством и разрешенных к списанию установленном порядке и другие затрата. Такие затраты по море их полного производства списываются со счета 08 «Капитальные вложения» и относятся в дебит счета 81 «Использование прибыли», или 88 «Фонды специального назначения», или 96 «Целевые финансирования».
Проверяется также правильность отражения затрат по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота, которые учитываются на счете 08 на отдельных субсчетах: 08−3 «Перевод молодняка животных в основное стадо», 80−4 «Приобретение взрослых животных», 08−5 «Доставка животных, полученных безвозмездно». Проверку операций, связанных с формированием основного стада, целесообразно проводить сплошным способом. Особое внимание обращается на полноту оприходования животных и правильности их оценки. При этом нужно знать, что молодняк всех видов продуктивного и рабочего скота, переводимый в основное стадо списывается в течение года со счета 11 «Животные на выращивании и откорме» в дебет счета 08 в оценке по плановой себестоимости с корректировкой в конце года до фактических затрат при одновременном уточнении оценки скота на счете 01. Взрослые животные, приобретенные на стороне, приходуются по дебету счета 08 в оценке по фактической себестоимости их приобретения, включая расходы по доставке.