Рабы.
Имущественная и социальная дифференциация в византийской деревне в VII-X веках (по данным "Земледельческого закона")
Чаще в связи со скотоводством: дважды он прямо говорит о рабах-пастухах, а в остальных случаях — о наказании рабов за кражу скотины, рабы были заняты в производственной: «Если какой — либо раб зарежет быка или барана, или свинью в чаще леса, то господин его отдаст скотину.» Раб по-прежнему считался юридически неправоспособным лицом, и за совершенную рабом кражу материальную ответственность должен… Читать ещё >
Рабы. Имущественная и социальная дифференциация в византийской деревне в VII-X веках (по данным "Земледельческого закона") (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наряду с мистиями в византийской деревне VII—VIII вв. имелись и рабы. Утратив свое прежнее значение как основа производства, рабство продолжало существовать в качестве уклада и не было отменено официальным законодательством империи ни в VII—IX вв., пи позднее. Более длительное, чем на Западе, сохранение рабовладельческого уклада — весьма характерная черта генезиса феодализма в Византии. Эксплуатация рабов как челяди получила широкое распространение в деревне. «Земледельческий закон» пять раз упоминает о рабах.
Чаще в связи со скотоводством: дважды он прямо говорит о рабах-пастухах, а в остальных случаях — о наказании рабов за кражу скотины, рабы были заняты в производственной: «Если какой — либо раб зарежет быка или барана, или свинью в чаще леса, то господин его отдаст скотину.» Раб по-прежнему считался юридически неправоспособным лицом, и за совершенную рабом кражу материальную ответственность должен был нести господин: именно он возмещал ущерб, нанесенный преступлением раба, а сам уже расправлялся с невольником по собственному усмотрению. Только в особо тяжелых случаях «Земледельческий закон» предусматривал наказание для раба, притом наказание специфически рабское — мучительную смерть на «фурке», особом орудии пыток: «Если какой — либо раб, часто крадущий по ночам скот, причинит гибель стада, хозяин его понесёт ответственность за погибшее, как знающий о виновности раба. Сам же он будет казнён на фурке.».
Рабство не только само по себе было признаком социального неравенства, но и способствовало дальнейшему его росту, поскольку человек, обладавший рабами, мог использовать их для приобретения новых богатств и для насильственных действий в отношении своих односельчан. Именно богатые общинники были собственниками рабов.