Введение.
Геология и месторождения полезных ископаемых
Генетическая классификация МПИ безусловно будет совершенствоваться еще многие годы. При этом для познания рудогенеза все шире будут привлекаться отдельные положения смежных наук: геохимии, тектоники, геофизики, минералогии, петрографии и др. Особенно следует подчеркнуть перспективу использования последних достижений химии и физики, хотя применение их для интерпретации геологических процессов… Читать ещё >
Введение. Геология и месторождения полезных ископаемых (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Геология — наука о Земле, ее внутреннем строении и особенностях развития. Земля — сложное материальное тело, имеет свою большую историю, свое настоящее и будущее. Как небесное тело, она является частицей космоса, планетой Солнечной системы, и на нее распространяются все космические законы, согласно которым она существует. Вместе с тем, на Земле происходят чисто «земные» процессы, свойственные только ей, неизвестные на других планетах и определяющие ее индивидуальность. Космические и «земные» процессы тесно связаны между собой и в совокупности определяют Землю такой, какой мы ее видим.
Геология изучает состав, строение и историю Земли, закономерности и процессы формирования земной коры, слагающих ее минералов, горных пород, руд, их взаимоотношения, а также историю развития жизни на Земле. В своем развитии геология опирается на естественные науки, а по мере накопления фактического материала сама становится родоначальницей некоторых наук. Так, в вопросах строения и изменения вещества геология тесно связана с физикой и химией и широко использует основные методы этих наук. Ярким выражением этой связи является возникновение таких наук как геофизика, рассматривающая физические свойства Земли, и геохимия, изучающая химический состав Земли. К числу геологических дисциплин, исследующих вещественный состав Земли, относятся минералогия, петрография, литология. Движения, происходящие в земной коре, рассматривает тектоника, изучением развития живой природы занимается палеонтология. Важнейшей из геологических наук являетея учение о полезных ископаемых, которое включает изучение процессов образования месторождений, их строение и состав.
Настоящее учебное пособие содержит основные положения перечисленных выше наук о Земле, что предусмотрено государственным образовательным стандартом по дисциплине «Геология» для негеологических специальностей вузов.
В первую главу, содержащую описание строения и состава Земли, включены сведения об основных минералах и горных породах. Главы вторая, третья и четвертая содержат описание геологических процессов и особенностей развития Земли. Значительное внимание уделено процессам техногенеза в связи с их возрастающим воздействием на окружающую среду (пятый раздел).
Учитывая специфические особенности экономического развития России, и в частности Сибири и Дальнего Востока, авторы посчитали необходимым расширить объем описания геологии месторождений полезных ископаемых, их генетических, промышленных типов, разведки и промышленной оценки месторождений (главы шестая, седьмая, восьмая и девятая). Эти разделы могут использоваться как студентами-горняками, так и студентами-геологами.
Генетическая часть учения о месторождениях полезных ископаемых является основополагающей для всего цикла дисциплин этого раздела геологических наук, так как содержит описание процессов образования месторождений, особенностей их строения и минерального состава. Необходимо отметить дискуссионность генетической классификации МПИ, поскольку далеко не все процессы рудообразования являются понятыми до конца. В принятой нами классификации МПИ [23] генетические типы рассматриваются в трактовке, принимаемой подавляющим большинством специалистов.
Традиционно месторождения разделяются на эндогенную, экзогенную и метаморфогенную серии. В предлагаемую генетическую классификацию введены месторождения сложного генезиса, формировавшиеся под воздействием совокупности эндогенных, экзогенных, а иногда и метаморфогенных рудообразующих процессов. Такие месторождения в последние годы принято называть полигенными и полихронными. Необходимо также обратить внимание на то, что для формирования некоторых типов МПИ применимы различные модели рудообразования. Например, пегматиты могут иметь магматогенный и метаморфогенный генезис, а среди рудных скарнов выделяются месторождения контактового метасоматоза и гидротермальные, наложенные на скарны образования.
Генетическая классификация МПИ безусловно будет совершенствоваться еще многие годы. При этом для познания рудогенеза все шире будут привлекаться отдельные положения смежных наук: геохимии, тектоники, геофизики, минералогии, петрографии и др. Особенно следует подчеркнуть перспективу использования последних достижений химии и физики, хотя применение их для интерпретации геологических процессов связано с определенными трудностями, в частности с масштабностью геологического пространства и времени.
Авторами при написании настоящего учебного пособия были использованы работы известных профессоров вузов — специалистов по геологии месторождений полезных ископаемых, а также собственные учебные издания, что отражено в библиографическом списке. Наиболее полный материал учебно-методического характера, обеспечивающий преемственность научной школы отечественных геологов в области геологии и учения о полезных ископаемых, отражен в классических трудах В. Н. Котляра, В. И. Смирнова, С. А. Вахромеева, Ф. И. Вольфсона, П. М. Татаринова, В. М. Крейтера, В. И. Синякова, В. В. Ершова, А. В. Миловского, В. Е. Хайн, А. Г. Бетехтина, А. Б. Каждана, В. И. Старостина. Из этих и других работ взяты в частности примеры (в том числе рисунки) типичных месторождений полезных ископаемых, отдельные определения генетических типов МПИ и другие данные. Использован материал авторов, накопленный в процессе преподавания курсов «Основы учения о полезных ископаемых», «Полезные ископаемые», «Геология», «Промышленные типы месторождений полезных ископаемых», в Иркутском государственном техническом университете (политехническом институте) с 1965 г., а также полевой опыт по изучению большого количества рудных и нерудных месторождений Сибири, Монголии и других регионов.
В результате изучения материалов данного пособия студент должен:
знать
- — особенности химического, петрографического и минерального состава Земли;
- — строение нашей планеты, закономерности развития, эндогенные и экзогенные процессы;
- — техногенные изменения геологической среды;
- — процессы формирования месторождений полезных ископаемых;
уметь
- — определять формы рудных тел;
- — оценивать вещественный состав руд, их текстуры и структуры;
- — классифицировать месторождения полезных ископаемых;
- — различать месторождения по их генетическим типам;
владеть
- — основными методами построения пространственных моделей месторождений;
- — навыками выбора системы разведки исследуемой площади;
- — навыками рационального построения разведочной сети;
- — методами подсчета запасов месторождений полезных ископаемых и их геолого-экономической оценки.