Храм Спаса Нерукотворного
Церковь была небольшой, но с просторной трапезной и высокой шатровой колокольней. Всех поражало декоративное убранство храма: обегавший вверху главный объем широкий изразцовый фриз, составленный из полихромных рельефных изразцов с изображением «павлиньего ока» и всевозможных птиц. Строительство под надзором архитектора Р. Я. Килевейна продолжалось четыре года. На исходе лета 1869 года церковь… Читать ещё >
Храм Спаса Нерукотворного (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Главной святыней нового храма стала икона XVI века Спаса Нерукотворного образа, поставленная за правым клиросом алтаря и почитавшаяся нижегородцами чудотворной.
Церковь была небольшой, но с просторной трапезной и высокой шатровой колокольней. Всех поражало декоративное убранство храма: обегавший вверху главный объем широкий изразцовый фриз, составленный из полихромных рельефных изразцов с изображением «павлиньего ока» и всевозможных птиц.
После возобновления церковь стала уже приходской, но простояла, дивя людей первозданной красотой, недолго — 25 июня 1715 года она вновь оказалась в зоне опустошительного пожара, охватившего Нижний Новгород. В ходе восстановления здание потеряло многие элементы своего декоративного убранства.
В 1838 году обветшавший храм капитально отремонтировал первый городовой архитектор Г. И. Кизеветтер.
Строительство под надзором архитектора Р. Я. Килевейна продолжалось четыре года. На исходе лета 1869 года церковь отделали и освятили. Это был крупный пятиглавый храм (15×9 сажен), к которому с запада примыкала четырехъярусная тридцатиметровая колокольня.
Архитектурные формы его, выполненные нарочито рельефно, имели много общего с традиционными формами древних русских церквей. В 1872 году по просьбе причта Р. Я. Килевейн спроектировал и пристроил по сторонам основания колокольни овальные в плане пониженные помещения, нарушившие целостность художественного образа храма, по которые дали причту дополнительные площади служб.
Храм остается заметным историко-архитектурным памятником Нижнего Новгорода середины XIX века, примером обращения в эпоху господства эклектики к традициям русского национального зодчества.
Архитектор храма — Александр Мстиславович Кочетов (1861−1912). Представляя планы-фасады храма для Нижнего Новгорода, архитектор пояснял, что церковь проектировал «в древнерусском стиле XVII века».