Современные тенденции управленческого учета
В современных условиях управление рассматривается как система, представляющая собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов, оказывающих целенаправленное воздействие на финансово-хозяйственную деятельность предприятия, которое выступает в качестве объекта управления. Порог рентабельности (точка безубыточности) — это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при… Читать ещё >
Современные тенденции управленческого учета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современных условиях управление рассматривается как система, представляющая собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов, оказывающих целенаправленное воздействие на финансово-хозяйственную деятельность предприятия, которое выступает в качестве объекта управления.
Управленческий учет — это новое явление, возникшее после второй мировой войны. Он представлял собой систему, основанную только на производственном учете, сущность которой заключалась в определении затрат для целей калькулирования себестоимости продукции и управления расходами на рабочую силу и материалы, а также управления накладными расходами.
В настоящее время управленческий учет включает в себя:
- Ш Производственный учет;
- Ш Собственно управленческий учет;
- Ш Современный управленческий учет;
- Ш Прогрессивный управленческий учет.
Одна из основных проблем управленческого учета состоит в том, как относить на общезаводские издержки при многономенклатурном производстве на различные виды продукции, так как принятие различных критериев их распределения неизбежно заканчивается очень существенными различиями в величине конечной себестоимости.
Характер принятия решений, касающихся калькуляции себестоимости сопряженной и побочной продукции, указывает на то, как взаимосвязаны производственный и управленческий учет. Хотя производственный учет преимущественно имеет отношение к оценке запасов и связан с принципом отнесения всех накладных расходов на готовую продукцию, он также включает проблему взаимосвязи системы «директ-костинг», предполагающей включение в себестоимость только переменных издержек, с системой «стандарт-кост», которая обеспечивает функции планирования и контроля. Таким образом, производственный учет представляет собой введение в собственно управленческий учет.
Отношение управленческого учета к регулированию зависит от того, о долгосрочном или о краткосрочном периоде идет речь. Для краткосрочного периода следует уделить внимание анализу системы CVP — «затраты-объем-прибыль» (Cost-Volume-Profit).
Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате предприятия. Достаточно простым и точным способом определения взаимосвязи между этими категориями является установление точки безубыточности, то есть определения момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы.
Мощным инструментом менеджеров в определении точки безубыточности и служит вышеназванная методика анализа взаимосвязи «затраты — объемприбыль» (CVP-анализ).
Данный вид анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск.
Ключевыми элементами CVP-анализа выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.
Маржинальным доходом на производственных предприятиях считается разница между выручкой предприятия от продажи продукции и суммой её производственной себестоимости.
Порог рентабельности (точка безубыточности) — это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от продажи продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т. е. это объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.
Производственный леверидж — это механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг).
Определение маржинального дохода — для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные предприятия в практической деятельности используют такие показатели, как величина и коэффициент маржинального дохода.
Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Существует два способы определения величины маржинального дохода.
При первом способе из выручки предприятия за проданную продукцию вычитают все переменные затраты. При втором же способе величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятия.
Средняя величина маржинального дохода представляет собой разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Коэффициент маржинального дохода — это доля величины маржинального дохода в выручке от продажи или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.
Взаимосвязь между затратами, объемом и результатами может быть выражена следующей формулой:
N =.
где Nобъем продукции в натуральных показателях;
Р — сумма прибыли;
Цед. — цена единицы продукции;
- S пост. — сумма постоянных затрат;
- S пер. ед. — сумма переменных затрат на единицу продукции;
М ед. — сумма маржинального дохода на единицу продукции.
Основным условием CVPанализа является деление затрат на постоянные и переменные. Как известно, постоянные затраты не зависят от объема производства и продаж, а переменные — изменяются пропорционально изменению этого показателя. Поэтому для определения точки безубыточности целесообразно к приведенной выше формуле использовать показатель коэффициента реагирования продукта, который можно определить по формуле:
где Kn — коэффициент реагирования продукта;
Nб — объем безубыточной реализации продукции;
N р — объем прибыльной реализации продукции.
Маржинальный запас прочности — это показатель, характеризирующий превышение фактической выручки от реализации продукции над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации продукции. Маржинальный запас прочности определяется по формуле:
Марж. з.п. = (фак.выр. — порог.выр.)/факт.выр. * 100%
Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия. К примеру: значение маржинального запаса прочности 40% показывает, что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращение спроса, ухудшение конкурентоспособности) выручка предприятия сократится менее, чем на 40%, то предприятие будет получать прибыль, если более, чем на 40% - то окажется в убытке.
Еще одним показателем CVP — анализа является цена продукции при безубыточной реализации. Данный показатель определяется по формуле:
Ц безуб. = пороговая выр-ка / объем произведенной продукции в натуральном выражении
С помощью данного показателя можно установить необходимую цену реализации для получения определенной величины прибыли при реализации установленного объема производства.
Использование CVP-анализа в практике работы коммерческих организаций помогает оперативно и качественно решить многие задачи, в том числе и определить прибыль при различных объемах выпуска. [7].
учет безубыточность реализация продукция.