Поселения и крепости (давы)
Религия гетов носила специфический характер, геты верили во многих богов, но один из них был главным, владыкой всех остальных. Наряду с верховным богом в гетский пантеон входили, вероятно, богиня домашнего очага и огня (аналог греческой Гестии и римской Весты), бог грома, молнии и дождя, воин и защитник земель гетов Гебелейзис. Некоторые современные историки включают в это число известную… Читать ещё >
Поселения и крепости (давы) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Геты создали множество поселений. Сельские поселения были похожи на хутора с несколькими домами и хозяйственными постройками. Жилищами были наземные дома или полуземлянки, рядом с которыми располагались продовольственные ямы. Крепости возводились на вершинах холмов, возвышенностях, высоких террасах, что позволяло контролировать окрестности, различные пути подхода. Укрепления представляли собой традиционные земляные валы и частоколы, но в период формирования Дакийского царства при Буребисте появились стены и прямоугольные бастионы из обтесанного камня. Города гетов, которые назывались давами, выполняли экономические, административные, военные и религиозные функции. Главными городами-давами гетов были Сармизегетуза, Тамасидава, Зиридава, Арцидава, Буридава. Кумидава, Дробета, Напока, Поролисс и др.
Религия гетов носила специфический характер, геты верили во многих богов, но один из них был главным, владыкой всех остальных. Наряду с верховным богом в гетский пантеон входили, вероятно, богиня домашнего очага и огня (аналог греческой Гестии и римской Весты), бог грома, молнии и дождя, воин и защитник земель гетов Гебелейзис. Некоторые современные историки включают в это число известную во Фракии богиню Луны, лесов и колдовства Бендиду и Сабазия (у греков известный под именем Дионис).
Геродот говорит, что геты -«самые храбрые и честные среди фракийцев», и характеризует Залмоксиса как самого важного бога гетов, к которому отправляются умершие. Наиболее ценные сведения Геродот сообщает о мифах и культах, связанных с Залмоксисом. Он подчёркивает, что геты считают себя бессмертными. Этого они достигали путём обряда посвящения. Другой чертой гетской религии был антифатализм — геты верили, что судьба человека зависит от него самого, от его деяний.
Подобные представления существовали и у других индоевропейских народов, в частности, у древних индийцев. В Греции схожие концепции мы находим в орфизме — мистико-религиозном движении, которое сформировалось, и об этом говорят сами греки, на основе идей, которые исповедовал легендарный персонаж фракийского происхождения Орфей.
Как и у других античных народов, у гетов жречество занимало особое положение в обществе. Жрецы обладали познаниями во многих областях и пользовались большим уважением в обществе. По данным античных авторов, у гетов существовало несколько категорий жрецов: капнобаты, кристы и полисты. Сложно сказать, каковы были функции этих категорий жрецов. Некоторые античные писатели рассказывают, что полисты были аналогичны ессеям — членам иудейской секты, проповедовавшей аскетизм, создавшей т. н. «Свитки Мертвого моря» и считающейся близкой к ранним христианам.
Жрецы гетов приносили жертвы и были хранителями научных знаний. Одновременно с появлением государства появляется сан верховного жреца, являвшегося ближайшим сподвижником царя. Эти функции, как свидетельствуют античные авторы, на протяжении истории выполняли Залмоксис (имя близкое имени верховного бога), Декеней, Комосик. Самым известным верховным жрецом был Декеней, помогавший царю Буребисте в объединении племён гетов, а после его убийства сам ставший царём. У гетов существовало множество святилищ. Самые древние сооружались из дерева и были прямоугольными. Важные культовые сооружения (круглые и четырехугольные в плане) найдены в Сармизегетузе. Гето-дакийское святилище обнаружено в селе Бутучены Оргеевского района. Согласно Страбону, геты считали священной гору Когеон (Когайонон), куда в пещеру удалился Залмоксис.
Информация о погребальных обрядах гетов известна благодаря археологическим данным и сообщениям античных авторов (Геродот, V, 8; Помпоний Мела, II, 2, 18−20; Солин, 10, 1). Существующие данные показывают, что в V—III вв.еках до н. э. кремация являлась основным погребальным обрядом у гетов, при этом представители знати иногда прибегали к ингумации (захоронению в землю). Однако в первой половине II века до н. э. методы погребения покойных у гетов кардинальным образом изменились, и отследить их археологическим путем невозможно. В период правления царя Буребисты на юго-востоке Трансильвании, в Олтении, Мунтении и на юге Молдовы появились могильники. Впоследствии могильники возникали близ поселений к востоку от Карпат, в долине Сирета. В принципах организации этих могильников ощущается сильное влияние сарматского населения Северного Причерноморья.
Гето-даки говорили на языке, который входит в индоевропейскую семью и родствен протолатинским, балто-славянским и иранским языкам. Сейчас мы не знаем, какой была лингвистическая структура гетского языка. Нам не известно, как по-гетски звучат слова «мужчина» и «женщина», «добро» и «зло», «быть» и «мочь», «я» и «ты». Поэтому ученые создали разные теории происхождения языка гетов. Авторы некоторых современных гипотез пытаются объяснить, почему геты, меньшую часть территории которых занял Рим, отказались от своего языка в пользу латыни, в то время как другие народы, оказавшиеся полностью под властью римлян, родной язык сохранили. Выяснилось, что геты, носившие разные названия, занимали обширное пространство от Центральной Европы до Азии, вплоть до Индии и Китая. К примеру, североиндийский народ панджаби является потомком племени масагетов, обитавшего в Центральной Азии более 2500 лет назад. Эти потомки гетов говорят на языке, в котором есть сходства с молдавским (румынским). При этом многие общие элементы панджаби и молдавского (румынского) сходны с латынью. Это значит, что геты говорили на языке, сходном с латинским, и до римской экспансии.
Гипотеза о наличии тесной связи между языком гетов и латынью была изложена исследователями еще в XIX и развита XX веках. В пользу этой теории приводились как аргументы из области лингвистики, так и данные археологии, в том числе изображения с колонны Траяна, на которых геты общались с римлянами без переводчиков. Сходства между гетским и латинским языками объясняются:
- — местным субстратом, языками доиндоевропейского населения (к примеру, носителей кукутенской культуры), которое мигрировало, в том числе, на территорию современной Италии ;
- — общим индоевропейским наследием;
- — языковыми заимствованиями, объясняемыми контактами между народами, хотя проблема первичности языка гетов по отношению к латыни (а не наоборот) весьма актуальна, но, практически, не изучена.