Оценка реализации государственных услуг на основе использования информационно-коммуникационных технологий в странах участников РСС
В большинстве стран участников РСС — Азербайджане, Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, России, Узбекистане и Украине разработаны и реализуются национальные стратегии развития ИКТ и целевые государственные программы — «Электронный Азербайджан», «Электронная Беларусь», «Электронная Молдова», «Электронная Россия», «Электронная Украина» и др. В ряде стран приняты и выполняются планы… Читать ещё >
Оценка реализации государственных услуг на основе использования информационно-коммуникационных технологий в странах участников РСС (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Широкое применение информационных технологий во всех областях жизнедеятельности человека существенно влияет на мировое развитие, создает важные предпосылки для крупных экономических и социальных преобразований, ведет к формированию передового общества.
Одним из важнейших компонентов формирования информационного общества является создание «электронного правительства» — системы эффективного взаимодействия органов государственного управления, граждан и бизнеса посредством услуг, предоставляемых на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Необходимость создания такой системы отмечена в итоговых документах Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО) — Женевской декларации принципов и Плане действий (2003 год) и Тунисской программе для информационного общества (2005 год), в подготовке и продвижении основных положений которых активное участие принимали страны участников РСС.
Женевский План действий в области электронного государственного управления (С. 7. 15. Электронное государственное управление) предусматривает:
осуществление стратегии электронного государственного управления, уделяя основное внимание приложениям, направленным на обеспечение инновационной деятельности и прозрачности государственных учреждений и демократических процессов, повышение эффективности и укрепление связи с гражданами; информационный образование социальный здравоохранение разработку на всех уровнях национальных инициатив и услуг электронного государственного управления, соответствующих потребностям граждан и деловых кругов, с тем чтобы добиться более эффективного распределения ресурсов и публичного достояния;
поддержку инициативы по международному сотрудничеству в области электронного государственного управления в целях повышения прозрачности, подотчетности и эффективности на всех уровнях государственного управления.
Тунисская программа для информационного общества (п. 90) предусматривает: поддержку использования ИКТ в органах государственного управления в качестве одного из приоритетов и основной целевой области деятельности по содействию развитию на базе ИКТ;
разработку и внедрение приложений в области электронного правительства, основанных на открытых стандартах, с целью повышения уровня развития и взаимодействия систем электронного государственного управления на всех уровнях, тем самым способствуя доступу к государственной информации и государственным службам и содействуя созданию сетей ИКТ и разработке услуг, которые были бы доступны в любом месте, в любое время, для кого угодно, с использованием любых устройств.
Электронное государственное управление является важной составной частью национальных электронных стратегий, которые согласно решениям ВВУИО должны быть разработаны правительствами стран до 2010 года, и стать неотъемлемой частью национальных планов развития и стратегий снижения уровня бедности.
В большинстве стран участников РСС — Азербайджане, Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, России, Узбекистане и Украине разработаны и реализуются национальные стратегии развития ИКТ и целевые государственные программы — «Электронный Азербайджан», «Электронная Беларусь», «Электронная Молдова», «Электронная Россия», «Электронная Украина» и др. В ряде стран приняты и выполняются планы действий по реализации национальных стратегий развития ИКТ, важнейшей составной частью которых являются мероприятия по созданию «электронного правительства». В последние годы в странах Содружества заметно повышается уровень информатизации государственного сектора. Происходит быстрый рост числа эффективно работающих приложений ИКТ в области учета обращений граждан, систем электронного документооборота и контроля за расходованием бюджетных средств. Расширяется состав баз данных, доступных населению с использованием ИКТ и через порталы государственных органов. Однако создание общегосударственных систем оказания услуг электронного государственного управления находится на различных стадиях построения.
В Азербайджанской Республике принятые в последние годы законодательные акты воплощают в себе основные задачи, важные для формирования отвечающего современным требованиям «электронного правительства» и определяют правовые рамки для их реализации. Дополнения и поправки к принятым законам «О телекоммуникациях», «Об электронной подписи и электронном документе», «О получении информации», «О получении информации об окружающей среде», «О биометрической информации», Гражданскому и Налоговому кодексам, указам и распоряжениям Президента Азербайджанской Республики, решениям Кабинета Министров и другим нормативным актам создали условия для внедрения технологий «электронного правительства».
Обеспечение создания, содержания и развития сегмента сети Интернет в соответствии с Указом Президента Азербайджанской Республики от 29 декабря 2004 года № 172 «О мерах по обеспечению информационной безопасности в государственных органах Азербайджанской Республики усилило внимание к использованию информационных ресурсов сети Интернет и позволило поднять эту работу на более высокий уровень. Почти все органы центральной исполнительной власти, основная часть органов региональной исполнительной власти и отдельные органы местного самоуправления используют информационные ресурсы сети Интернет для информирования и оказания услуг населению. С 2000 года государственные структуры пользуются доменом «gov.az», что создаёт условия для формирования информационных ресурсов.
Министерство связи и информационных технологий Азербайджанской Республики, ответственное за осуществление государственной политики развития ИКТ и выполнение мероприятий Национальной Стратегии, создало официальный информационный портал (в том числе на русском и английском языках) с целью претворения в жизнь принципа прозрачности проводимых в этом направлении работ, обеспечения пользователей информацией.
Представленные здесь нормативно-правовые акты, тарифы услуг, электронные образцы стандартных документов, информация о деятельности органов исполнительной власти, видеографические и другие материалы являются наглядным примером возможностей формирования информационных ресурсов с использованием сети Интернет любого государственного органа.
Представление электронных налоговых деклараций, подача заявлений абитуриентами и бакалаврами для участия в приёмных экзаменах, заявлений в связи с приёмом на государственную службу, уточнение избирательных списков, внедрение электронных карт здоровья, обращение с электронным письмом в различные государственные органы, получение сведений в электронной форме превратились в реалии жизни Азербайджанской Республики.
Следует отметить, что созданные во многих отраслях информационные системы охватывают все внутриотраслевые структуры на территории страны. Примером могут служить функционирующие системы в сфере таможни, налогов, банков, здравоохранения, юстиции, образования, социальной защиты населения.
Завершился первый этап совместного проекта Правительства Азербайджана и Программы Развития ООН «Инициатива: Сеть Национальное Э — Управление» (AzDataCom), реализация которого была начата в июле 2005 года. Продолжается оказание информационных услуг по городам Баку и Сумгайыт, Абшеронскому району, 8-ми регионам в направлении города Гянджа. После завершения проекта будет создана инфраструктура сети, охватывающая все регионы страны, и возможности использования ИКТ возрастут повсеместно.
На основе международного опыта и с учётом местных условий создаётся государственный реестр, имеющий особое значение для деятельности «электронного правительства». Формирование регистров и реестров населения, движимого и недвижимого имущества, нормативных актов, административно-территориального деления, юридических лиц и множества других важных информационных ресурсов станет основой качественного повышения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Ведение в этих реестрах на общих основаниях учёта сведений, касающихся каждой личности, создаст в будущем условия для организации их скоординированной деятельности, внедрения принципа «одного окна» в оказании услуг населению, упрощения контактов населения с государственными органами, перехода их в более подходящие формы и более оперативному осуществлению.
В настоящее время ведутся работы по созданию инфраструктуры, необходимой для внедрения электронной цифровой подписи (ЭЦП). Формируемые центры сертификационных услуг будут оказывать услуги государственным органам, бизнес-структурам, другим юридическим лицам и гражданам. Как продолжение этих работ станет возможным создание системы электронного документооборота в государственных органах.
В Республике Армения одобрена Концепция развития сферы информационных технологий (Протокольное решение Правительства Республики Армения от 28 августа 2008 года № 35), предусматривающая внедрение программ электронного управления в государственных органах страны в 2008 — 2011 годах. В частности, предполагается осуществление следующих мероприятий:
утверждение стандартов электронного управления по безопасности, защите авторских прав, функциональной совместимости и инфраструктурам;
выбор программ и технических характеристик;
разработка комплекса электронных услуг по различным направлениям, включая электронное обучение, электронную культуру, электронное здравоохранение и т. д.
Ключевую роль в этой системе будет играть «электронное правительство», отдельные составляющие которого уже применяются в государственных органах Армении. В частности, действует новая версия многофункционального сайта Правительства Армении: www.gov.am.
Программа стабильного развития — стратегический документ Республики, также включает ряд положений и прогнозов по развитию электронного правительства. Сейчас Министерством экономики Республики Армения разрабатываются концептуальные основы внедрения систем электронного управления.
Между рядом министерств Армении и аппаратом Правительства действует также система электронного документооборота с использованием ЭЦП. В будущем к этой сети присоединятся и остальные органы государственной власти республики.
С июля 2006 года в мэрии г. Еревана и ее подразделениях, а с апреля 2007 года во всех 12 общинах столицы внедрена и эффективно действуют система оказания услуг по принципу «одного окна» и автоматизированная система электронного документооборота «Элпас» («Элдок»). На волоконно-оптических линиях связи (ВОЛС) создана единая сеть, соединяющая мэрию со всеми общинами. В сеть включено более 300 компьютеров, реализующих электронный документооборот в мэрии и общинах на основе этой системы.
В Республике Беларусь реализация проектов для формирования технологической инфраструктуры оказания «государственных услуг на основе использования информационно коммуникационных технологий» осуществляется в рамках Г осударственной программы «Электронная Беларусь». Программа «Электронная Беларусь» принята в декабре 2002 года на 2003 2005 годы и на перспективу до 2010 года.
В 2003 — 2006 годах в рамках реализации Программы закончен ряд проектов по созданию автоматизированных информационных систем практически для всех органов государственного управления.
Начиная с 2007 года, создается информационно-коммуникационная инфраструктура, ориентированная, в первую очередь, на формирование системы оказания государственных информационных услуг, разрабатываются информационные системы взаимодействия государственных органов и потребителей (граждан и организаций) на основе реализации принципа «одного окна».
Наиболее значимым с точки зрения оказания государственных информационных услуг является разработка в 2007 — 2008 годах общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС). В 2009 году внедрена базовая версия программного обеспечения интеграционного ядра и порталов ОАИС, на базе национального оператора электросвязи РУП «Белтелеком» создана техническая инфраструктура для развертывания программно-технического комплекса ОАИС. В настоящее время ведется разработка программно-аппаратного комплекса доступа к государственным информационным ресурсам во взаимодействии с базовым комплексом ОАИС, что позволит интегрировать в ОАИС новые информационные ресурсы и системы и существенно расширить перечень предоставляемых информационных услуг государственным органам, организациям, гражданам. Успешная реализация данного проекта обеспечит новое качество межведомственного информационного взаимодействия государственных органов и организаций на базе интегрированных в ОАИС государственных информационных ресурсов (ГИР) и дальнейшую интеграцию инфраструктуры back-office для развития системы электронных услуг.
В целях формирования системы оказания информационных услуг на основе интегрированных в ОАИС ГИР разработан и утвержден Минсвязи «Перечень информационных услуг, доступ к которым предоставляется органам государственного управления и органам местного управления посредством ОАИС». Органам государственного управления были направлены информационные письма об оказании информационных услуг посредством ОАИС, проведен ознакомительный семинар. К настоящему времени получены официальные ответы различных государственных органов. Анализ ответов показал заинтересованность государственных органов в получении автоматизированного доступа к услугам ОАИС.
Из других мероприятий государственной программы «Электронная Беларусь», направленных на предоставление государственных информационных услуг и имеющих практические результаты, можно отметить следующие:
создана корпоративная библиотечная сеть в составе Национальной библиотеки Беларуси, республиканских и областных библиотек и региональных информационных центров. Сеть обеспечивает доступ к библиотечным информационным ресурсам широкому кругу пользователей, включая жителей сельских районов Республики;
созданы автоматизированные системы, обеспечивающие на основе заявительного принципа «одного окна» электронное взаимодействие государственных органов и организаций при выполнении административных процедур при выдаче справок гражданам (автоматизировано 184 административные процедуры, более половины которых являются многоступенчатыми) и при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С внедрением данных систем исключены избыточные административные действия и в целом упрощены процедуры исполнения государственных функций задействованными госорганами и организациями. Как следствие, процедура постановки на учет субъектов хозяйствования сократилась с 20 — 30 до пяти дней. Ожидается, что по результатам окончательного внедрения время совершения административных процедур для граждан сократится в зависимости от числа задействованных структур не менее чем на 20 — 30 процентов;
разработана единая информационно-аналитическая среда для сбора, обработки данных, наблюдения, диагностики и обмена медицинской информацией в оперативном режиме. В рамках проекта уже функционирует одна из веток консультативной сети по проблеме опухолей щитовидной железы, которая связывает Республиканский центр опухолей щитовидной железы в городе Минске и Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека в городе Гомеле. Созданная инфраструктура используется для проведения телемедицинских консультаций между двумя центрами с целью совместного отбора пациентов группы риска по злокачественной патологии щитовидной железы для направления их для дальнейшего обследования и лечения. К настоящему моменту уже проведено более 300 консультаций. С целью дальнейшего развития направления информатизации органов здравоохранения в настоящее время в рамках Программы завершается проект: «Разработать технологию и программно-аппаратные средства и на их базе создать автоматизированную республиканскую телемедицинскую систему унифицированного электронного консультирования (РС ТЭК)»;
создана общереспубликанская система и база данных по сбору налогов от физических лиц — граждан Республики Беларусь;
создана автоматизированная система пограничного контроля на пунктах пропуска через государственную границу Республики Беларусь, что позволило значительно ускорить и упростить процедуру оформления документов гражданами Республики при пересечении государственной границы;
Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь при консультационной поддержке Национальной земельной службы Швеции выполнил работы по созданию и ведению Г осударственного земельного кадастра и Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Данная разработка содействовала тому, что Беларусь вошла в первую пятерку стран — реформаторов года в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса-2008». В немалой степени этому способствовала реализации в рамках Государственной программы информатизации «Электронная Беларусь» проекта: «Создать общереспубликанскую систему учета госимущества». Благодаря введению Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним время регистрации сократилось до 21 дня (с 231), что позволило Беларуси переместиться в рейтинге стран на 81 место вверх (с 95-го на 14-е).
Полученные в ходе реализации проектов Программы результаты потребовали нового подхода к государственному регулированию в сфере информатизации, расширения и развития нормативной правовой базы, регулирующей использование ИКТ и развитие сферы услуг. При активном участии органов государственного управления, общественных и международных организаций в сфере ИКТ был разработан ряд нормативных правовых актов:
Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об информации, информатизации и защите информации»;
Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (вступает в силу с 21 января 2011 г.);
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2009 года № 675 «О некоторых вопросах защиты информации»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2009 года № 673, которым утверждены Положение о составе ГИР, порядке их формирования и пользования документированной информацией из ГИР и Положение о порядке государственной регистрации информационных систем, использования государственных информационных систем и ведения Государственного регистра информационных систем, утвержден перечень базовых ГИР;
постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 19 января 2009 года № 2 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 10 мая 2006 года № 10» в части совершенствования процедур конкурсного отбора исполнителей по проектам государственной программы «Электронная Беларусь»;
постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 5 августа 2009 года № 32 «О некоторых вопросах государственной регистрации информационных ресурсов и информационных систем и о признании утратившим силу постановления Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 28 ноября 2007 года № 51». Постановлением утверждены: Инструкция о порядке заполнения формы заявки на государственную регистрацию информационного ресурса и формы свидетельства о государственной регистрации информационного ресурса и Инструкция о порядке заполнения формы заявки на государственную регистрацию информационной системы и формы свидетельства о государственной регистрации информационной системы. Также приложены и утверждены четыре формы: заявки на государственную регистрацию информационного ресурса и информационной системы и свидетельства о государственной регистрации информационного ресурса и информационной системы. Инструкции предусматривают формирование достаточных данных для ведения Государственного регистра информационных систем и Государственного регистра информационных ресурсов в соответствии с требованиями законодательства. Регистрация информационных систем в Республике предусмотрена впервые. Механизм достоверного и актуального учета информационных услуг посредством регистрации и эксплуатации информационной системы является необходимым элементом управления развитием современного информационного общества. Регистрация услуг в составе Государственного регистра информационных систем будет содействовать развитию рынка информационных технологий и информационных услуг, позволит контролировать соблюдение целей создания государственных информационных систем, обеспечит публичность услуг для граждан и юридических лиц.
Кроме того, Минсвязи Беларуси в 2009 году организовано выполнение ряда НИР, направленных на формирование системы оценки качества ГИР, исследование ряда проблемных аспектов предоставления информационных услуг, подготовку проекта государственного стандарта об информационных услугах.
С учетом положительного опыта ряда стран, Минсвязи Беларуси и Национальная академия наук Беларуси в 2009 году разработан и внесен в Правительство проект Стратегии развития информационного общества Республики Беларусь на период до 2015 года. До 2015 года планируется завершить начатые в 2007 — 2009 годах работы по формированию и развитию базовых компонентов инфраструктуры ИКТ, в комплексе необходимых для развития государственной системы оказания электронных услуг организациям и гражданам:
ОАИС, интегрирующая ГИР в целях предоставления электронных услуг;
государственная система управления открытыми ключами;
государственная система идентификации физических и юридических лиц;
система формирования и регистрации ГИР (с оценкой их по соответствующим показателям качества), используемых при оказании электронных услуг;
платежный шлюз в интеграции с единым расчетным информационным пространством, посредством которого будут осуществляться платежные транзакции через портал ОАИС;
единая защищенная среда информационного взаимодействия республиканских органов государственного управления.
Приоритетами реализации Стратегии до 2015 года будут являться мероприятия, направленные на развитие ИКТ и информационного общества, и проекты по развитию приложений, завершающиеся созданием информационных ресурсов и оказанием электронных услуг. Все это будет обеспечиваться, в первую очередь, развитием национальной информационной индустрии по развитию ИКТ и созданию новых информационных ресурсов.
В Республике Казахстан в 2004 году утверждена Государственная программа формирования «электронного правительства» на 2005 — 2007 годы, направленная на обеспечение граждан и организаций быстрым и качественным доступом к государственным услугам и повышение эффективности функционирования государственных органов путем широкого применения ИКТ.
Внедрение «электронного правительства» в Казахстане направлено на улучшение качества и сокращение сроков предоставления государственными органами услуг гражданам и организациям, обеспечение доступа к информационным базам деятельности госорганов, в перспективе с учетом совершенствования административной системы создание эффективного и оптимального по составу государственного аппарата.
В основу реализации Государственной программы заложена идея достижения «через „электронное правительство“ прогрессивного информационного Казахстана».
Были завершены технологические работы по созданию инфраструктуры «электронного правительства» и созданы основные его компоненты. Его фундамент — база данных регистра недвижимости, база данных физических и юридических лиц, адресный регистр, портал «электронного правительства», а также ведомственные информационные системы. Взаимодействие государственных баз данных и доступ к ним через сеть Интернет обеспечивает созданный в прошлом году шлюз «электронного правительства». Стратегия развития «электронного правительства» предполагает, что услуги государства будут доступны по многим каналам. Например, через webузлы, вход в которые обеспечит и персональный компьютер, и мобильный телефон, а также через информационные киоски — и Центры обслуживания населения.
В 2009 году отмечался переход от технологической модернизации к предоставлению и последующему наращиванию количества государственных электронных услуг.
В промышленную эксплуатацию введен Национальный удостоверяющий центр, и более десяти тысяч казахстанцев используют ЭЦП. Создается система электронных госзакупок. Начиная 2010 года, согласно действующему законодательству, электронные торги будут проводиться по всем видам закупок.
В Кыргызской Республике в целях реализации Стратегии развития страны и Национальной стратегии «ИКТ для развития Кыргызской Республики», а также с целью повышения эффективности и прозрачности государственного управления, улучшения взаимодействия государства и граждан с использованием ИКТ Министерство транспорта и коммуникаций при участии заинтересованных госорганов предпринимает активные шаги для реализации стратегии «электронного правительства».
В целях нормативно-методологического обеспечения внедрения «электронного правительства» выполнены следующие работы.
Для законодательного закрепления статуса электронного документа, установления правовых основ использования электронных документов в отношениях государственных органов, юридических и физических лиц разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «Об электронной цифровой подписи», принятый 2 ноября 2009 года.
Также разработаны проекты следующих документов:
Каталог единых требований к ведомственным информационным системам и межведомственному обмену информацией (требования к построению информационных систем госорганов и межведомственному обмену информацией на основе единого принципа).
Единые требования по обеспечению безопасности информационного обмена между государственными структурами Кыргызской Республики (разработаны требования по обеспечению необходимого уровня безопасности государственных информационных систем и ресурсов, их целостности и конфиденциальности).
Единые требования, регламентирующие реализацию электронных услуг (систематизация и создание единого подхода при разработке и реализации государственных электронных услуг).
Для утверждения вышеперечисленных документов Постановлением Правительства Кыргызской Республики в настоящее время Министерством транспорта и коммуникаций проводится процедура межведомственного согласования.
Кроме этого разработан проект: «Государственные электронные услуги и межведомственный обмен данными (Xroad)» (срок реализации 3 года). В настоящее время проводится работа по поиску инвестиций для реализации данного проекта. В рамках проекта планируется реализация следующих мероприятий: создание и функционирование Центральной координирующей структуры — группы реализации проекта; создание правовой основы для системы реализации электронных государственных услуг; создание и широкое использование информации (портала) электронных услуг; развитие и создание интегрированной системы и архива электронных услуг; структура электронных регионов и интегрированных услуг.
В части развития инфраструктуры «электронного правительства» в Кыргызской Республики реализуется следующие проекты:
- 1. «Внедрение типовой электронной системы управления документами для госорганов» реализуется в Министерстве транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики, Государственном агентстве информационных ресурсов и технологий, Национальном агентстве по местному самоуправлению;
- 2. «Мультисервисная информационная коммуникационная система Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики» (проект МИКС), разработанный министерством и одобренный Советом по ИКТ при Правительстве Кыргызской Республики 15 декабря 2008 года. В настоящее время проводиться монтаж оборудования в Министерстве.
Проект МИКС позволит структурным подразделениям обмениваться тремя видами данными — голос, видео и данные, обеспечить отличное качество и экономию средств.
При 30% загрузке оборудования данный проект даст экономию 50% бюджетных средств, расходуемых для оплаты телефонных разговоров, передачи данных и т. д. Кроме этого, внедрение МИКС позволит эффективно внедрить электронный документооборот, не только в центральном аппарате Министерства, но и во всех структурных подразделениях. Также МИКС это типовая ИКТ система, которая будет поэтапно внедряться во всех госорганах, государственных областных и районных администрациях, которая станет основой технологической инфраструктуры для реализации «электронного правительства» Кыргызской Республики.
Кроме этого в настоящее время проводятся мероприятия по развитию защищенной транспортной среды госорганов на основе ВОЛС между госорганами на базе ГП «Правительственная связь», требующей привлечения дополнительных инвестиций.
В целях обеспечения доступа населения к сети Интернет разработана Программа «Интернет в каждом айыл окмоту» (айыл окмоту — местные исполнительные органы) реализация которой, позволит улучшить взаимодействие государственных органов и айыл окмоту, позволит обеспечить доступ айыл окмоту к сайтам, порталам государственных органов и государственным информационным ресурсам (прием — передача данных по электронной почте), сократить информационный разрыв между городом и регионами, эффективно внедрить электронный документооборот и государственные электронные услуги.
В рамках данной Программы к сети Интернет будут подключены все айыл окмоту в Кыргызской Республики (количестве 459) по проводной сети связи или по технологии CDMA-450 (радиотелефонной связи), будет организованно обучение сотрудников айыл окмоту, которые будут обеспечены дополнительными компьютерами.