Информационно-поисковой метод изучения истории
Рождение новых исторических дисциплин на основе информационного подхода и информационных технологий бурно охватило историческую науку в последние десятилетия XX века. Этому всплеску предшествовал период накопления эмпирического знания, отдельных исследований с использованием формальных методик, организационного оформления, консолидации интересов сторонников и противников информатизации… Читать ещё >
Информационно-поисковой метод изучения истории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Информационно — поисковые и справочные системы в области исторических наук находятся в поле внимания сотрудников Российской государственной библиотеки (РГБ). Это старейшее научное учреждение России, которое является общегосударственным универсальным книгохранилищем, центральным музеем книги, центральным отраслевым органом научной информации по культуре и искусству, координационным центром научно-исследовательской и методической работы в области систематизации информации по различным областям знаний. В фондах РГБ содержится более 37 млн. изданий на 247 языках (47). Общая реконструкция библиотеки включает и совершенствование автоматизированной системы научно — технической информации (АСНТИ). Создание электронных каталогов и компьютерных залов отражают стремление к обновлению технологий поиска научной информации. Однако система электронных каталогов еще недостаточно совершенна, программное обеспечение каталогов не позволяет получить реферативную информацию об издании. Доступ к новейшим научным публикациям затруднен.
Информация по историческим наукам содержится также в таких крупнейших центрах как Всесоюзная государственная библиотека иностранной литературы (ВГБИЛ), Государственная публичная библиотека им. М.Е.Салтыкова-Щедрина, Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского.
С появлением новых информационных технологий сложились новые условия для развития музейного дела. В России помощь в поиске музейных сайтов можно получить на портале «Музеи России», где даны ссылки на все российские музеи, а также лучшие сайты иностранных музеев. Российский и зарубежный опыт представительства музеев в Интернет рассматривается в статьях А. В. Лебедева (48). С 1994 года Международный совет музеев (ИКОМ) установил свой фирменный стиль в Интернет и Web-сайт ИКОМ стал солидным сетевым ресурсом (www.icom.org).
Общая картина влияния процессов информатизации на историческую науку в последней трети XX века показывает взаимообусловленность и необратимость междисциплинарного взаимодействия и как результатобогащение исторического познания элементами теории информации.
Тенденции развития исторической науки воспринимались в этот период научной общественностью неоднозначно. Идеи постмодернизма в последней трети XX века создали ситуацию, которую некоторые представители исторической науки склонны были описывать как кризис исторического познания. В условиях глобализации мирового пространства возросла роль представлений, которые пропагандировали исторический скептицизм, пессимизм и субъективизм. Отдельные исследователи склонялись к отрицанию научности исторического знания, настаивали на неспособности историка объективно воспроизвести смысл явления прошлого.
Исторические концепции, с их точки зрения, не имеют достоверной основы, необходимой для позитивного знания, полученного в результате наблюдения или эксперимента. «Кризис в исторической науке очевиден. Прежде всего, это кризис наиболее общих концепций, объясняющих мир» ,-заявляет В. Ф. Мамонов. Конкретно — исторические исследования отличаются замечаниями политизации истории и отсутствия четких критериев беспристрастного и объективного научного подхода к историческому знанию, описывал ситуацию в исторической науке В. Ф. Мамонов. Информационный подход призывал исследователейгуманитариев к преодолению кризиса, путем обращения к процедурам формализации исторических данных, структурированию и систематизации объемов исторической информации.
Ряд исследователей как проявление кризиса исторической науки называли усиливающееся противоречие между традиционной культурой в ее широком понимании и новыми информационными технологиями. Суть проблемы достаточно определенно сформулировал Д. А. Гутнов: развитие техники позволяет исследователю оперировать большим объемом информации; изменение инструментов познания обязывает исследователя работать по другим, отличным от прежней научной культуры, законам. В некоторых дисциплинах это ведет к частичной утрате, а то и к полному забвению, отраслей знания, обслуживающих научный поиск. Встает проблема объективности и истинности, вводимых с компьютера в виртуальный научный оборот сведений .
Идеи деструкции исторического знания повлекли иное отличное от традиционного понимание поступательного процесса исторического развития человечества, совершенствования человека и общества. Отдельные современные ученые отдают предпочтение представлению о спонтанности становления общественных систем. Они рождаются в результате индивидуально мотивированного, но повторяющегося как хаотичное социального поведения. Подобный взгляд на историю разрабатывается, например, в рамках методологии синергетики, подходы который привлекают внимание сторонников исторической информатики.
Формой ответа исторической науки на вызов реалий информационного пространства можно рассматривать возросший интерес ученых к применению в истории формальных и количественных методов. Обогащение арсенала средств научного исследования в истории, методов и методик анализа и проверки достоверности результатов оказалось настолько значительным, что выделилось несколько новых направлений, научных школ исторического исследования, в том числе школа историков квантификаторов, направление исторической «информатики, направление научноисторической библиографии, направление теоретического архивоведения.
Ситуация в историческом знании в последней трети XX века сравнивается теоретиками науки с кризисом физики и математики в конце XIX века — начале XX века. Содержание кризисной ситуации рассматривается как утрата наукой прежнего понимания предмета. Формирование противоположных, оторванных друг от друга, концепций, характеризуется принципиальной противоречивостью, а рассмотренные в единстве они представляют процесс развития предметной реальности. В качестве аргумента в пользу своего подхода к пониманию кризиса исторического знания Метлов В. И. приводит пример из биологии, объясняя рождение теории видов синтезом дарвиновской и менделевской парадигм, которые первоначально были взаимно противоположны.
Хорхордина Т.И. также отмечает, что распространение учения об информации в исторических науках вызывало серьезные организационные и методологические столкновения. «В каком — то смысле противостояние системы архивоведческих взглядов Автократова и сторонников традиционной, идеологизированной „теории и практики архивного дела“ весьма напоминает ситуацию противостояния „школы Кольцова — Вавилова“ и „лысенковщины“ в биогенетике, или физиков, стоящих на релятивистских позициях, с механицистами». При всей объективности процессов информационной революции сторонники информационного подхода в исторических исследованиях отмечают, что гуманитарные науки приспособлены к ним в гораздо меньшей степени. Это объясняется спецификой гуманитарного знания. Поэтому внимание к информатизации исторической науки не носит случайного характера, а предполагает постановку и решение целого комплекса методологических задач в развитии исторического знания и исторического образования.
Рождение новых исторических дисциплин на основе информационного подхода и информационных технологий бурно охватило историческую науку в последние десятилетия XX века. Этому всплеску предшествовал период накопления эмпирического знания, отдельных исследований с использованием формальных методик, организационного оформления, консолидации интересов сторонников и противников информатизации исторического познания. Определенным рубежом для подведения итогов в развитии процессов информатизации исторической науки в последней трети XX века можно рассматривать обсуждение данного круга вопросов в программе Всероссийского научно — методического совещания «Проблемы методологии исследований, инновационные подходы и координация научно — образовательной деятельности в преподавании истории в высшей школе», которое прошло в январе 2003 года.
Форум, собранный по инициативе РАН РФ и Министерства Образования РФ, объединил участников из 62 российских университетов, а также научных сотрудников академических институтов, представителей российских архивов и библиотек. Степень актуальности процессов информатизации в истории вызвала необходимость проведения отдельного заседания «круглого стола» на тему «Роль Интернета и новых технологий в преподавании истории» .
Накопленный практический опыт в исследовательской деятельности, совершенствование информационнопоисковых и справочных систем в истории, большая работа ведущих профильных информационных организаций, библиотек и архивов позволяет приступить к широкому обсуждению внедрения информационных технологий и в область исторического образования.