Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Государственный аппарат России в XVI веке

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Местное самоуправление. В 30-х-50-х гг. была проведена реформа местного управления, приведшая к ликвидации кормлений. Власть наместников и волостелей упразднялась и заменялась выборными губными и земскими учреждениями, компетенция которых определялась специальными грамотами. Вместо кормов и пошлин, уплачиваемых прежде наместникам и волостелям, посадские и волостные люди должны были теперь платить… Читать ещё >

Государственный аппарат России в XVI веке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Царская власть. Вступив на престол в трехлетнем возрасте, юный царь Иван IV, будучи формально наделен высшими властными полномочиями, фактически стал заложником боярских группировок. Сменявшие друг друга кланы расхищали казну, захватывали государственные земли, злоупотребляли властью. Последствиями боярского правления стали ослабление государства, обострение пограничных проблем, рост социальной напряженности. В целях повышения авторитета царской власти митрополит Макарий ввел чин венчания на царство. Принятие царского титула должно было не только укрепить положение государства внутри страны, но и способствовать росту международного престижа Русского государства.

Этот символический акт следовало подкрепить реальными реформами, направленными на дальнейшую централизацию власти. Около 1549 г. вокруг Ивана IV сложился совет из близких ему людей, так называемая Избранная рада — неформальное правительство, состоявшее из представителей различных групп правящего класса: титулованной знати (князья Курбский, Курлятев, Воротынский), служилого сословия (дворянин Адашев), высшего и рядового духовенства (митрополит Макарий, священник Сильвестр), бюрократии (дьяк Висковатый). В 50-е годы по инициативе Избранной рады были проведены важные государственные реформы.

С 1549 г. стали созываться Земские соборы — собрания представителей различных сословий. В 1550 г. принимается новый свод законов — Судебник, заменивший устаревший Судебник 1497 г. В 1551 церковный Собор принимает новый свод церковных правил — Стоглав и вводит ограничения на рост монастырских вотчин.

В 50-х гг. XVI века завершилось формирование приказной системы управления. Была проведена земская реформа, ликвидировавшая институт кормлений. Ряд важных мероприятий осуществлен в военной области: организовано постоянное стрелецкое войско, ограничено местничество в армии, принято Уложение о службе. Наконец, была проведена податная реформа (установлена единая окладная поземельная единица — большая соха — 500−800 четвертей).

Реформы 50-х гг. XVI века привели к формированию в России сословно-представительной монархии, характерной чертой которой являлось ограничение власти монарха сословно-представительным органом — Земским собором:

Органы сословно представительной монархии в середине XVIвека.

Рис. 3. Органы сословно представительной монархии в середине XVIвека В отличие от европейских стран с подобной формой правления сословно-представительная монархия в России имела существенные особенности. В России еще не сложилось «третье сословие» (городские буржуазные элементы), и основной сословно-представительный орган — Земский собор, формально ограничивая царскую власть, фактически использовался ею для противовеса Боярской думе, реально ограничивавшей самодержавие.

Боярская Дума. Судебник 1550 г. фактически провозглашал приговор Боярской думы необходимым элементом законодательства. Боярская дума являлась постоянно действующим высшим законодательным, административным органом, отчасти судебным органом. Ею утверждались Судебники 1497 г. и 1550 г., она устанавливала новые налоги, руководила приказами, надзирала за местным управлением, ведала внешнеполитическими, военными, земельными и иными вопросами.

Боярская дума включала аристократическую часть (думные бояре и окольничие) и бюрократическую часть (думные дворяне и думные дьяки). В XVI веке численность думы возросла до 30 человек, главным образом, за счет менее знатных фамилий и верхов служилой бюрократии.

Заседания Боярской думы (ежедневные) обычно проводились в Кремле. Для подготовки поступавших в нее дел образовывались профильные комиссии: ответная (для переговоров с послами), уложенная (для подготовки кодекса законов), судная и расправная. Думское делопроизводство велось думными дьяками, позже была образована канцелярия.

Политическая роль Думы менялась. В годы малолетства Ивана IV — фактическое правительство, в 50-е гг. царь делил с ней власть, а в период опричнины она была оттеснена от решения важнейших вопросов законодательства и управления. Но после смерти Ивана IV значение Боярской думы вновь возросло.

Земские соборы. Как высшие органы государственного управления возникли в середине XVI века. Достоверно известно о четырех соборах этого столетия: 1549 г. (реформа местного управления и отмена кормлений); 1566 г. (вопрос о продолжении или прекращении Литовской войны); 1584 г. (утверждение царя Федора Ивановича), 1598 (утверждение династии Годуновых). В составе Земских соборов XVI века выделялась государственная часть (царь, Боярская дума, Освященный собор, руководство приказов) и общественная часть (представители служилого и посадского населения) — всего от 300 до 400 человек.

В XVI веке общественная часть соборов формировалась не по выбору, а по приглашению центральной власти. Приглашались преимущественно должностные лица, стоящие во главе местных дворянских и посадских обществ. Принимая то или иное решение, члены собора обязывались в то же время быть ответственными исполнителями этого решения. В. О. Ключевский называет соборы XVI века «совещаниями правительства со своими агентами на местах», подчеркивая их служебную, вспомогательную роль. Ни один документ не определял компетенцию, состав и порядок работы соборов. Вопросы, как правило, обсуждались по сословиям (палатам), каждое сословие подавало свое письменное мнение, а в результате их обобщения составлялся приговор, принимаемый всем составом собора. Суммируя компетенцию Земских соборов, можно констатировать, что они рассматривались вопросы избрания на царство, войны и мира, принятия новых нормативных актов, налогообложения.

Развитие приказной системы. Большинство приказов выросло из Дворца и Казны в связи с разрастанием их функций. Созывались они по мере надобности, часто без точного определения компетенции, порядка организации и деятельности. Складывание приказа как государственного учреждения прошло несколько этапов:

Этапы формирования приказа как государственного учреждения.

Рис. 4. Этапы формирования приказа как государственного учреждения Во второй половине XVI века приказными становятся почти все отрасли государственного управления. Важнейшие общегосударственные приказы: Казенный, Посольский (внешняя политика, дипломатическая переписка), Разрядный (учет служилого сословия, кадровые назначения, руководство военными действиями), Поместный (учет дворянских поместий, земельные тяжбы).

В XVI веке формируется группа приказов военного профиля (Стрелецкий, Оружейный, Бронный, Пушкарский, Приказ каменных дел), территориальные или областные приказы (Казанский, Московский судный, Владимирский судный и др.). Общегосударственное значение имели Разбойный, Земский, Ямской и некоторые другие приказы. Особое место занимает Челобитный приказ, учрежденный в 1550 г. и выполнявший функции контрольного органа. Ряд приказов относились к группе дворцовых и подчинялись непосредственно царю (Приказ большого дворца, Конюшенный, Московский судный, Владимирский судный и др.). Общегосударственное значение имели Разбойный, Земский, Ямской и некоторые другие приказы. Особое место занимает Челобитный приказ, учрежденный в 1550 г. и выполнявший функции контрольного органа. Ряд приказов относились к группе дворцовых и подчинялись непосредственно царю (Приказ большого дворца, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Постельничий).

Характерной особенностью приказной системы было сосредоточение в ведении приказов не только управленческих, но и судебных функций. Поэтому бояре, возглавлявшие приказы, обычно именовались судьями. Помощниками боярина-судьи являлись дьяки. Они ведали делопроизводством, выполняли отдельные поручения, руководили структурными подразделениями — столами. В штат приказов входил делопроизводственный персонал — подьячие, подразделявшиеся на старших, средних и младших.

Местное самоуправление.В 30-х-50-х гг. была проведена реформа местного управления, приведшая к ликвидации кормлений. Власть наместников и волостелей упразднялась и заменялась выборными губными и земскими учреждениями, компетенция которых определялась специальными грамотами. Вместо кормов и пошлин, уплачиваемых прежде наместникам и волостелям, посадские и волостные люди должны были теперь платить денежный «оброк» в казну. Сумма оброка распределялась в соответствии с имущественной состоятельностью каждого дворохозяина. Таким образом, установленная реформами XVI века выборная служба получила характер натуральной государственной повинности, возложенной на население.

Губная изба - выборное учреждение с административными и судебно-полицейскими функциями. Во главе — один-два губных старосты, избиравшиеся из местных дворян и детей боярских. В помощь им выбирались из состоятельных крестьян и посадских людей губные целовальники и полицейские чиновники: сотские, пятидесятские, десятские. Губным избам была подчинена территория округа — губа, первоначально совпадавшая с волостью или городом, а позднее включавшая в свой состав один-два уезда. Контроль над деятельностью губных органов осуществлял Разбойный приказ, утверждавший избранных старост. Губные избы занимались розыском разбойников, вели следствие и суд, исполняли наказания. У них было свое делопроизводство, которым занимался губной дьяк.

Земские избы — начинают создаваться в 1555 г. В их ведении — сбор казенных податей, надзор за исполнением повинностей, разбор гражданских и незначительных уголовных дел. Состав земских изб: земский староста («излюбленная голова»), избранный посадскими людьми или крестьянами черносошных земель; земские целовальники и судьи. Делопроизводство вел выборный земский дьяк. Территория, на которой действовала земская изба, совпадала с городом или волостью, однако, жившие на ней бояре и дворяне были изъяты из компетенции земских органов.

Кроме этих местных органов управления существовали и другие. Сбор косвенных налогов осуществляли таможенные и кабацкие головы и целовальники, ратными людьми заведовали ратные избы, в некоторых городах — стрелецкие и казачьи избы.

В начале 1560-х гг. реформы были прерваны, Избранная рада прекратила свою деятельность, в истории государства наступил новый этап — политико-опричного террора.

Влияние опричнины на государственный строй. Отсутствие в России самостоятельного «третьего сословия» обусловило слабость сословнопредставительных учреждений, как в центре, так и на местах. Серьезным испытанием для сословно-представительной монархии стала опричнина, объявленная Иваном IV в январе 1565 г. из Александровской слободы. Под угрозой отречения от престола царь добился от Боярской думы согласия на разделение государства на две части: опричнину, то есть государев удел и земщину, управлявшуюся Боярской думой и приказами.

В опричнину были включены наиболее экономически развитые и важные в стратегическом отношении земли. Из опричнины выселялись бояре и на их земли поселялись дворяне, входившие в опричное войско. Содержать его должно было население земщины.

Введение

опричнины сопровождалось масштабным террором, опалами и казнями заподозренных в измене бояр. Этот период продолжался до 1572 г. (официальная отмена опричнины).

Существуют различные оценки опричнины.

  • 1) Борьба низшего слоя служилого класса (дворянства) против высшего (боярства), возглавленная царем.
  • 2) Искоренение остатков удельной старины и сепаратизма некоторых областей Московского государства.
  • 3) Причина опричнины — в патологических наклонностях царя.
  • 4) Опричнина — система чрезвычайных мер военного времени, призванная любой ценой выжать из страны силы и средства для продолжения Ливонской войны.
  • 5) Столкновение двух концепций централизации власти. Избранная рада проводила постепенные структурные реформы, темп которых не устраивал царя. Опричнина — это форсированная централизация без достаточных экономических и социальных предпосылок, когда свою реальную слабость власть пыталась компенсировать террором, заменить им длительную и сложную работу по созданию государственного аппарата.

Главной цели царь достиг: опричнина утвердила в стране режим личной власти. Централизация двинулась вперед, но стране пришлось заплатить за это несоразмерно высокую цену: сословно-представительные начала в управлении были подорваны, хозяйство страны — разорено, возникла атмосфера всеобщего страха перед властью. Все это, в конечном счете, ослабило государство. Попытки преемников Ивана Грозного вытащить страну из пропасти, куда завела ее политика опричнины, оказались тщетными, и в начале XVII века Россия вступила в длительный период Смуты.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой