Религия.
Древние племена этрусков
Авгуры носили высокую коническую шапку — пилеум, выкроенную из шкур закланных животных, крепящуюся под подбородком кожаной лентой. Если бы шапка сползла, это могло быть расценено как плохое предзнаменование. Жрец носил тунику и поверх нее накидку с бахромой, скрепленную широкой пряжкой. Вполне очевидно, что авгуры — коллегия жрецов, пришедшая в Этрурию вместе с народом, имевшим развитые… Читать ещё >
Религия. Древние племена этрусков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
О религии этрусков известно мало, хотя местные божества и демоны постоянно присутствуют, скажем, в росписях погребальных камер. Этруски почитали троицу высших небесных божеств: Тина — римского Юпитера, Уни — римскую Юнону, Мнерву — римскую Минерву. Троице небесной соответствовала троица божеств подземных: Мант — римский Либер-Вакх, Мания — римская Прозерпина, и третья богиня, имени которой мы не знаем, но которую в Риме чтили как Цереру. Свиту верховного бога Тина составляли 12 богов-в их число входили, в частности, Сетланс — римский Вулкан, Марис — римский Марс, Сатре — римский Сатурн. Существовали и иные божества, которыми управлял Тин, громовержец, мечущий молнии сначала в предостережение виновным, а затем в наказание им. Храм у этрусков часто имел три помещения, каждое из которых было посвящено одному божеству. Такие божества составляли триады. Здание стояло на высоком помосте, переднюю сторону, которого занимала каменная лестница. Кроме того, весь храм был обнесен стеной. Отметим, что этрусское храмостраительство явилось для Италии совершенно новым этапом ее культурного развития, так как до этрусков почитание италийскими племенами богов, духов и сил природы происходило только у источников, в пещерах, лесах и священных рощах.
Спорность и невыясненность этногенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение её с мифологиями других древних народов позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что истоки Э. м. уходят в область эгейско-анатолийского мира, откуда, согласно господствовавшему в древности мнению (впервые у Геродота), прибыли предки этрусков — тиррены и пеласги. Восточными чертами Э. м. являются наличие в ней представлений о сакральном характере царской власти, религиозные атрибуты — двойной топор, трон и др., сложная космогоническая система, во многом близкая космогонии Египта и Вавилонии. В ходе соприкосновения этрусков с греческими колонистами в Италии и на прилегающих островах происходило отождествление древнейших этрусских богов с олимпийскими богами, заимствование этрусками греческих мифов и их переосмысление в духе собственной религиозной и политической идеологии. Вселенная представлялась этрусскам в виде трёхступенчатого храма, в котором верхняя ступень соответствовала небу, средняя — земной поверхности, нижняя — подземному царству. Воображаемый параллелизм между этими тремя структурами позволял по расположению светил в верхней — видимой предсказывать судьбу человеческого рода, народа и каждого индивидуума. Нижняя — невидимая и недоступная живому человеку структура считалась обиталищем подземных богов и демонов, царством мёртвых. В представлениях этрусков средняя и нижняя структуры соединялись ходами в виде разломов в земной коре, по которым спускались души мёртвых. Подобия таких разломов в виде ямы (mundus) сооружались в каждом этрусском городе для принесения жертв подземным богам и душам предков. Наряду с представлением о делении мира по вертикали существовало представление о горизонтальном делении на четыре стороны света; при этом в западную часть помещали злых богов и демонов, в восточную — добрых. Этрусский пантеон включает множество богов, в большинстве случаев известных лишь по именам и месту, занимаемому каждым из них на модели гадательной печени из Пьяченцы. В отличие от греческой мифологии, Э. м" как правило, не имела мифов о браках богов и их родстве. Объединение богов в триады и двоицы, где оно зафиксировано в источниках, обосновывалось их местом в религиозной иерархии. К древнейшим религиозным представлениям эгейско-анатолийского мира восходит этрусская концепция богов, передающих свою волю с помощью молний. К их числу относился Тин, отождествлявшийся с греческим Зевсом и римским Юпитером. Как бог неба, бог-громовержец Тин повелевал тремя пучками молний. Первым из них он мог предостерегать людей, вторым — пользовался, лишь посоветовавшись с двенадцатью другими богами, третьим — самым страшным — карал, лишь получив согласие избранных богов. Таким образом, Тин, в отличие от Зевса, первоначально мыслился не царём богов, а лишь главой их совета, представляемого по образцу совета глав этрусских государств. Богиня Туран, имя которой означало «подательница», считалась владычицей всего живого и отождествлялась с Афродитой. Греческой Гере и римской Юноне соответствовала богиня Уни, почитавшаяся во многих городах как покровительница царской власти. Вместе с Тином и Уни в основанном этрусками в кон. 6 в. до н. э. Капитолийском храме в Риме почиталась Менрва (римская Минерва), покровительница ремёсел и ремесленников. Эти три божества составили этрусскую триаду, которой соответствовала римская триада: Юпитер, Юнона, Минерва. Бог Аплу, отождествлявшийся с греческим Аполлоном, первоначально воспринимался этрусками как бог, охраняющий людей, их стада и посевы. Бог Турмс, соответствующий греческому Гермесу, считался божеством преисподней, проводником душ умерших. Греческому богу Гефесту — хозяину подземного огня и кузнецу, соответствует этрусский Сефланс. Он участник сцены, изображающей наказание Уни по приказу Тина. В городе Популонии Сефланс почитался под именем Велханс (отсюда римский Вулкан). Судя по множеству изображений на зеркалах, геммах, монетах, видное место занимал бог Нефунс. У него характерные атрибуты морского божества — трезубец, якорь. Среди этрусских божеств растительности и плодородия наиболее популярен был Фуфлунс, соответствующий Дионису-Вакху в греческой мифологии и Сильвану в римской. Культ Фуфлунса носил оргиастический характер и был в Италии более древним, чем почитание Диониса-Вакха. Сакральное объединение государств с центром в Вольсиниях обусловило выделение главного божества этого города Вольтумна (римляне именовали его Вертумном). Иногда его изображали злокозненным чудовищем, иногда в качестве божества растительности неопределённого пола, иногда в виде воина. Эти облики, возможно, отражали стадии трансформации локального хтонического божества в «главного бога Этрурии», как его называет Варрон (Antiquitatum rerum… V 46). К числу богов «небесной долины» этруски относили Сатре, полагая, что он, как и Тин, может поражать молниями. С богом Сатре было связано космогоническое учение и представление о золотом веке — грядущей эпохе изобилия, всеобщего равенства (что соответствует представлению о римском Сатурне). Богом италийского происхождения был Марис (римский Марс). В одной из своих функций он был покровителем растительности, в другой — войны. Из италийской мифологии этрусками был воспринят Май-ус — хтоническое божество растительности. Этруски почитали бога Селванса, впоследствии воспринятого римлянами под именем Сильван. Владыками подземного царства были Аита и Ферсифай (соответствующие греческим богам Аиду и Персефоне). Вполне вероятно, что некоторые имена этрусских женских божеств были первоначально эпитетами великой богини-матери, указывающими на определённые её функции — мудрость, искусство и др. Наряду с культом богов у этрусков существовал культ злых и добрых демонов. Их изображения сохранились на зеркалах и фресках погребальных склепов. Звериные черты в иконографии демонов позволяют предполагать в них первоначально священных животных, оттеснённых на задний план по мере выделения антропоморфных богов. Демоны нередко изображались в качестве спутников и слуг богов. Демон смерти Хару (Харун) больше, чем родственный ему греческий перевозчик душ умерших Харон, сохранил черты самостоятельного божества. На более ранних памятниках Хару — зловещий и молчаливый свидетель смертных мук, затем вестник смерти и, наконец, под влиянием греческой мифологии — проводник душ в подземном царстве, узурпировавший эту роль у Турмса (греческого Гермеса). Много общего имел с Хару Тухулка, в облике которого соединены человеческие и звериные черты. Хару и Тухулка часто изображаются вместе как свидетели или исполнители воли богов преисподней. Из культа божественного множества демонов-лазов (римские лары) выделилось демоническое существо Лаза. Это юная обнажённая женщина с крыльями за спиной. На зеркалах и урнах она изображалась участницей сцен любовного содержания. Её атрибутами были зеркало, таблички с грифелем, цветы. Значение встречающихся в надписях эпитетов Лазы: Еван, Альпан, Млакус — остаётся невыясненным. По аналогии с римскими ларами можно предполагать, что лазы были добрыми божествами, покровителями дома и домашнего очага. Демоническим множеством были маны (римские маны) — добрые и злые демоны. К демонам загробного мира относилась Ванф. Этрусское изобразительное искусство сохранило многие мифы, известные из греческой мифологии. Этрусские художники отдавали предпочтение сюжетам, связанным с жертвоприношениями, кровавыми схватками. Фрески этрусских гробниц зачастую представляют собой изображения замкнутых циклов сцен смерти, путешествия в загробное царство и суда над душами умерших. Вся Этрурия с ее городами рассматривалась как некое магическое отражение Небесного мира. Подобные представления характерны для древних космогонических систем — таких, как вавилоно-ассирийская и египетская.
Ежегодно в начале весны, т. е. в марте, представители (principes) всех 12 городов собирались у храма Вольтумна и избирали главу союза — претора. Исполнение должности сводилась, в основном, к выполнению почетных и культовых обязанностей, на что указывают ряд авторов. Но кроме того, в случае необходимости, претор возглавлял этрусскую армию и осуществлял политические и экономические действия от лица всего союза. Таким военным руководителем был царь города Клузия Порсена, которому было поручено вернуть в Рим изгнанных оттуда Тарквиниев Храм Вольтумна находился недалеко от города Вольсинии и был окружен священной рощей (Liv. IV, 25, 7; V, 1, 5; VI, 2, 2; X, 16). Одновременно с выбором претора проводились всеэтрусские спортивные игры, посвященные богам, и весенняя ярмарка. Так, Дионисий Галикарнасский в своем обширном труде об основании Рима пишет: «Как некоторые рассказывают, принесли (этрусскому царю в Риме Тарквинию Древнему (рубеж VII—VI вв. до н.э.) 12 топоров, по одному из каждого этрусского города. Это, как кажется, этрусский обычай, что перед каждым правителем идет ликтор, который кроме связки прутьев несет и топор. И каждый раз, когда эти 12 городов предпринимали совместное выступление, они передавали эти двенадцать топоров одному правителю, которому поручали общее командование». Сами связки прутьев с воткнутыми в них топорами означали право применения телесного наказания и право казнить провинившихся Достаточно подробное описание этрусского жилища приведено в книге Германа Вейса «История цивилизации». Он пишет: «У этрусков преобладали четырехугольные постройки: дом состоял из просторного четырехугольного покоя, вокруг которого пристраивались боковые, меньшие помещения. В среднем покое был очаг, из-за которого закопченная дымом комната называлась черной. Тут же помещался алтарь домашних богов, супружеское ложе и стол. В потолке было проделано небольшое отверстие, которое можно было закрыть на случай дождя деревянной заслонкой, а под ним был вырыт небольшой бассейн для дождевой воды. Выход был прямо на улицу под навес крыши. Площадка снаружи перед дверью называлась вестибюлем или местом одевания. Такое же внутреннее устройство ввели у себя и римляне, переняв его у этрусков». Жилые постройки этруски возводили на фундаменте из туфа, местного камня вулканического происхождения. Стены строились из слабообожженной глины, потолки имели деревянные перекрытия. Крыши часто покрывались черепицей. Дома у этрусков были расписаны изнутри. В некоторых домах, например, в порту Грависке, сохранились внутренние росписи. Роспись дома изнутри во многом соответствовала росписи храма. Украшения на карнизах домов по своему характеру были сходны с храмовыми украшениями. В архитектуре как домов, так и храмов этрусков широко применялись антификсы в виде розеток, женских голов, животных. Чаще всего встречалось изображение лошади. По представлениям этрусков, лошадь была проводником в Загробный мир, а при повсеместном культе предков, ее изображение рассматривалось как символ связи потомков с умершими поколениями, с их сакральной силой и помощью Довольно часто встречалось изображение Горгоны — хозяйки Подземного мира. Она изображалась с высунутым языком, который означал «смерть Смерти», что одновременно являлось указанием на «вечную жизнь» души и служило символом отпугивания несчастья.Так, в Аквароссе некоторые дома были покрыты черепицей, расписанной фигурами животных или украшенной их рельефными изображениями. Рисунки не были видны проходящим по улице. Их было видно только сверху, «с небес». Посредством этих рисунков горожане оберегали свои жилища от гнева небесных богов и осуществляли с ними постоянную связь. На черепичных крышах этих домов найдены изображения (белым на красном фоне) — коней (стихия воды), змей (стихия земли), аистов (стихия воздуха). Скорее всего, этрусский обычай выноса мертвого тела через специальное отверстие (а славянский — через разобранную часть дома) связан с сакрализацией порога дома. Такое мистическое отношение к порогу прослеживается также в Риме. Вынос покойного через порог мог расцениваться как прерывание с ним сакральной связи. В более поздние времена, возможно, под влиянием Рима, как государства с чисто патриархальным стилем культуры и правления, роль женщины в Этрурии снижается, из ее рук исчезает предмет женской магии — зеркало. Снижение роли женщины в Этрурии в ее позднюю эпоху видно и из того, что после IV в. до н.э. на саркофагах стали изображать не обнявшиеся полулежащие пары, а лежащего мужчину и женщину, сидящую у его ног. Роль женщин в Этрурии и матриархальные родовые связи широко подтверждаются мемориальной эпиграфикой — с надписями на надгробиях с указанием рода матери усопшего Гадания. Этрурия, «мать и родительница суеверий», создала также весьма сложную систему гаданий, которая должна была дать человеку возможность узнать волю богов и избежать несчастья. Правила гадания, позднее усвоенные в Риме, назывались там «этрусская наука». Гадали по внутренностям жертвенных животных, особенно по печени, ведь по этрусским верованиям, принесенным с Востока, каждой из 40 частей, на которые древние делили небо, соответствует определенная часть печени, поэтому для гаданий изготавливали модели печени с делением на 40 частей. Так, в Пьяченце найдена в 1877 г. бронзовая модель печени, аналогичная тем, что встречаются при раскопках в Малой Азии и Месопотамии. Сохранились тексты с описанием правил гадания по молниям, ритуалов, которые необходимо соблюдать при основании города, и т. п. У этрусков существовали большие жреческие коллегии, две основные из которых назывались гаруспиками и авгурами. Вся жизнь этрусков была ритуализирована жрецами, которые руководили праздниками и церемониями, трактовали волю богов и проводили их умилостивление. Не только каждое сколько-нибудь значительное решение требовало обращения к богам и духам предков, но и весь повседневный быт рассматривался как совокупность примет, божественных знамений и выполнения воли тех или иных богов, поэтому жрецы у этрусков имели узкую специализацию. Например, были специальные гадатели по полетам птиц, называвшиеся avispices: они должны были знать виды птиц, определять, сколько их в небе, учитывать траекторию их полета. Священнослужители пользовались значительной властью и влиянием на дела государства.
Этрусские жрецы достаточно успешно занимались медициной. Они знали целебные свойства источников и многих растений. Теофраст, греческий ученый, живший в IV—III вв. до н.э., в сочинении о растениях пишет: «…Эсхил говорит в своих элегиях, что народ этрусков — это народ, знающий лекарства». Римский историк Марциан Капелла подтверждает это мнение: «Этрурия, прославленная открытием лекарств». Этруски считались хорошими стоматолагами. В этрусских гробницах найдены зубные протезы, два из которых экспонируются в музее города Ливерпуля. Один из них представляет собой 4 золотых кольца, которые стягивали 4 зуба. Боковые кольца крепились на здоровые зубы, а внутренние содержали протезы. судьбах умерших" - «Libri acheruntici» .
Священные книги были трех родов. В одних описывалось гадание по внутренностям жертвенных животных — гаруспика, они связывались с учением Тагеса — «Libri haruspicini». В других, связанных с учением нимфы Вегойи, приводилось описание гадания по молниям — «Теория молний» — «Libri fulgurales», там же содержались рациональные сведения о небе и небесных телах. Во вторую категорию входили книги, в которых говорилось как закладывать города, строить храмы, как управлять государством, об организации племен, курий, армии и суда — «Libri rituales» (Serv. Aen., VI, 72). В третью категорию входили книги о мертвых, рассказывающие о смерти и посмертной жизни — «Libri acheruntici», а так же книги о предзнаменованиях и судьбах — «Libri fatales». О существовании у этрусков книги предсказаний говорит несколько интересных фактов. Вергилий, знакомый с этрусскими священными книгами, в IV эклоге «Энеиды» указывает на наступление нового века, в связи с рождением младенца — божественного отпрыска. В книгах третьей категории, по свидетельству античных авторов, кроме того, излагались взгляды о сотворении Мира и его судьбе. У этрусских, а потом и римских жрецов существовала еще одна разновидность книг «Ostentario» — «собрание чудес». Отметим различный подход к чуду у римлян и этрусков. Упорядоченная жизнь Рима выработала отношение к любому чудесному явлению, как к чему-то угрожающему. У этрусков чудо могло нести в себе как положительное, так и отрицательное предзнаменование.
Гаруспики, при гадании по печени, особое внимание уделяли caput iocineris — пирамидальному отростку, который виден и на модели печени из Пьяченцы. Если отросток был большим, то это предвещало радость и процветание, маленький — несчастье и даже смерть. В том случае, если отросток был расчлененный, городу грозила война и раскол. Нарост на вершине отростка, подобный венцу, толковался как указание на победу в войне.
Даже в VII в. н.э. издавались указы о том, чтобы гаруспики не занимались пророчеством. Одеяние гаруспика можно реконструировать по бронзовой статуэтке из музея виллы Джулия. Гаруспики носили шерстяной головной убор, заостренный кверху и грубую шерстяную одежду древних времен, на которой не должно было быть узлов. Для жертвоприношения они имели специальный ритуальный бронзовый нож с рукояткой в виде стилизованной статуэтки, с широким лезвием, который крепился к плечу священнослужителя. Коллегия гаруспиков формировалась из аристократических семей и пользовалась многими привилегиями и большой властью, так как к гаруспикам часто обращались за гаданиями как к оракулам.
Для наблюдения за божественными знаками жрец умозрительно строил священное пространство с помощью способа ориентации по сторонам света. Земной круг делился на две основные части. Как объясняли гаруспики, правая часть — север, левая — между восходом и закатом солнца, потому что оттуда смотрят Солнце и Луна. При этом, правая часть считалась благоприятной, а левая — несчастной.
Плиний описывает данный обряд следующим образом: «Этруски делили небо на 4 части. Каждая из этих четвертей делилась в свою очередь на 4. Восемь первых частей в северном направлении были слева, а восемь других — противоположных — справа. Наблюдатель стоял в направлении к югу. Левые части благоприятные, потому, что эта сторона является началом мира; наиболее неблагоприятными были те части, которые начинались на западе и шли к северу (авгуры) — гадатели по грому и молнии — могли вызывать грозу.
По римским источникам, авгур мог интерпретировать падение молний, землетрясения, падающие звезды, кометы. Предсказания гаруспика считались настолько важными, что когда один из них по полету кометы предсказал конец этрусской цивилизации, его предсказание было воспринято как непреложная истина. В связи с этим прорицанием уточним, что столь существенные пророчества рассматривались всей коллегией жрецов. Трактовка полета кометы — это не мнение одного человека, пусть очень уважаемого, а коллективное решение целой коллегии.
Авгуры носили высокую коническую шапку — пилеум, выкроенную из шкур закланных животных, крепящуюся под подбородком кожаной лентой. Если бы шапка сползла, это могло быть расценено как плохое предзнаменование. Жрец носил тунику и поверх нее накидку с бахромой, скрепленную широкой пряжкой. Вполне очевидно, что авгуры — коллегия жрецов, пришедшая в Этрурию вместе с народом, имевшим развитые космогонические и эсхатологические построения, а гаруспики — жрецы народа более архаического, стоящего на более низкой стадии развития космогонии и мифологии, сохранявшие древнейшие черты европейского шаманизма. В течение веков религиозные и ритуальные представления народов, составивших этрусскую нацию, образовали интереснейший сплав верований, который мы и называем этрусской мифологией и космогонией.