Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Россия в мировом историческом процессе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этимология (греч. еtymol — истина, истинное значение слова) — раздел языковедения, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения. Неоценимую помощь историкам в добывании вещественных свидетельств о прошлом оказывает удивительная, захватывающая наука археология (греч.archaiousдревний и logos — учение). Она изучающает историю… Читать ещё >

Россия в мировом историческом процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Россия в мировом историческом процессе

История (от греч. historia) — это одна из старейших наук. Еще в древности считали, что «История — это наставница жизни» («Historia est magistra vitae»).

Понятие «история» включает несколько значений:

  • — в широком смысле под историей понимается любой процесс развития, происходящий в природе и обществе. История представляет собой основу научного познания во всех областях знаний;
  • — более узкая трактовка термина «история» обозначает процесс развития человеческого общества, то есть все, что произошло в далеком и близком прошлом с каждым человеком в отдельности и с обществом в целом.

Кроме того, история — это особая отрасль знаний, наука об общественном прошлом человечества. Как и любая наука, история имеет свою источниковую базу, теорию и методологию познания, методику исследовательской деятельности, историю самой исторической науки.

В системе высшего образования преподавание и изучение студентами истории имеет особое значение. Владение историческими знаниями — необходимый показатель образованности и культуры человека. «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком; но не любить истории может только человек, совершенно не развитый умственно», — утверждал Н. Г. Чернышевский.

Важнейшая задача исторического образования — воспитание историей, формирование гуманистических ценностей и патриотических чувств, свободных от национализма и шовинизма История — фундамент гуманитарного образования, одна из важнейших форм самосознания людей. Гуманитарные науки, в отличие от естественных и технических, — это науки общественные. Поэтому история тесно связана с экономической теорией, политологией, социологией, философией, культурологией, литературой. Воссоздавать многоликую, вариативную картину прошлого помогают вспомогательные исторические дисциплины:

Генеалогия (от греч. родословная) — наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений.

Геральдика (лат. hera1dиs глашатай) — наука, изучающая гербы как исторический источник.

Дипломатика (греч. diploma — документ) — наука, изучающая происхождение, форму и содержание, а также функционирование документов правового характера.

Метрология (греч. metron — мера и logos — наука) — наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса — в их историческом развитии.

Ономастика (греч. оnоmа — имя, наименование) — наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения. Имеет несколько разделов: топонимика — изучает географические названия; антропонимика — изучает личные имена этнонимика — изучает названия племен, народов и других этнических общностей; теонимика — изучает имена богов и др.

Нумизматика (лат. nиmisma — монета) — наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам.

Палеография (греч. pa1os — древний и grafo — пишу) — наука, изучающая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии (почерки, знаки письма, чернила).

Сфрагистика (греч. sphragis — печать) — наука, изучающая печати Хронология (греч. chronos — время и logos — наука) — наука, изучающая системы летосчисления и календари различных народов.

Этимология (греч. еtymol — истина, истинное значение слова) — раздел языковедения, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения. Неоценимую помощь историкам в добывании вещественных свидетельств о прошлом оказывает удивительная, захватывающая наука археология (греч.archaiousдревний и logos — учение). Она изучающает историю по памятникам материальной культуры (орудиям труда, оружию, предметам домашнего обихода, жилищам и т. д.), находимым главным образом при раскопках. Поэтому ее часто называют «наукой лопаты». Артефакты, добытые археологами, становятся музейными экспонатами, составляют многие бесценные коллекции. Начало музейному делу в России было положено специальным указом Петра I: «…Старые надписи, старое оружие, посуду и все, что зело старо и необыкновенно… Где найдутся такие, всему делать чертежи, как что найдут». В 1718 г. в Санкт-Петербурге был основан первый естественно-научный российский музей — Кунсткамера. В наши дни это музей антропологии и этнографии имени Петра Великого и музей М. В. Ломоносова. Здесь можно увидеть поистине уникальные экспонаты, один из которых — огромный Готторпский глобус, изготовленный в 1644 году в Голштейн-Готторпском герцогстве. На внутренней поверхности был избражен небесный свыод со звездами. Внутри глобуса помещался круглый стол, за которым могли сидеть более 10 человек. В 1713 году во время пребывания за границей за этим столом внутри глобуса сидел и Петр I. Глобус, восхитивший российского царя, был ему подарен и привезен в Петербург.

История России представляет собой часть мирового исторического процесса. Отечественная историографическая мысль всегда рассматривала как Древнюю Русь, так и Российское государство в контексте мирового развития.

Почти девять веков назад, в первом известном нам отечественном письменном источнике — «Повесть временных лет» — летописец Нестор, отвечая на вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля?», начинал свое повествование от «сотворения мира» и расселения рода человеческого после всемирного потопа. Согласно этой библейской версии народ славянский произошел от «племени Иафета», младшего сына Ноя. Рассказ Нестора имеет реальные географические ориентиры и достоверные исторические подробности, когда сообщает, что норики (славяне), теснимые волохами (римлянами), покинули свою прародину — междуречье Дуная и Дравы, и начали осваивать новые места. В последующих исторических сочинениях традиция изучения отечественной истории как составной части мирового исторического процесса неизменно развивалась.

История исторической науки называется историографией. Однако в данном контексте это понятие утвердилось не сразу.

Термин «историография» в переводе с греческого означает «писание истории». Известный русский историк начала XX в. А.С. Лаппо-Данилевский выяснил, что историографами в средневековой Франции называли художников, работавших в жанре исторической миниатюры. Однако уже с XVI в. так стали именовать лиц, которым король поручал написать историю Франции.

В дореволюционной России существовало звание «придворного историографа», дававшееся известным ученым и писателям, которые призваны были работать над подготовкой и написанием официальной российской истории. Получение этого звания давало возможность свободного доступа в архивы и обеспечивало его носителю высокий должностной оклад.

В многовековом познании отечественной истории условно можно выделить два важнейших этапа, отражающих общие закономерности развития истории как науки. Внутри каждого из них выделяется несколько самостоятельных периодов, отличающихся своеобразием историографического процесса.

Первый — это этап собирания и накопления исторических знаний, охватывающий X—XVII вв.: от первых древнерусских летописных свидетельств до появления авторских исторических сочинений.

Начальные сведения о первых веках древнерусской истории нашли отражение в летописях — погодном (по летам) изложении событий: Лаврентьевской, Ипатьевской, Первой Новгородской и самой древнейшей из них — «Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в.

В X—XV вв. исторические факты, события и их анализ находили отражение преимущественно в летописных сочинениях. В XVI—XVII вв. распространение получают другие виды исторического творчества — хронографы, степенные книги, «Истории», посвященные важным событиям, а также публицистическая литература и первые исторические труды отдельных авторов.

Второй— этап формирования и развития научных исторических знаний, построенных на критическом анализе источников, определенных философских воззрениях, разнообразных исследовательских методиках. Он начинается в XVIII в., когда были созданы первые многотомные научные исследования по истории России с древнейших времен, отличавшиеся ярко выраженными авторскими концепциями.

Отцом русской историографии принято считать Василия Никитича Татищева (1686 — 1750). Сподвижник Петра Великого он, следуя распоряжению императора о необходимости всем подданным «ведать Российского государства историю», создает пятитомную «Историю Российскую с самых древнейших времен». Ее центральной идеей является тезис о самодержавии как наилучшей форме государственного правления. Видя в истории процесс развития человеческого разума, В. Н. Татищев рассматривал конкретный исторический материал через ряд взаимосвязанных систем: история человечества, история народа и государства, история конкретных человеческих деяний. Традиции В. Н. Татищева были продолжены в трудах М. В. Ломоносова (1711 — 1765), М. М. Щербатова (1733 — 1790), И. Н. Болтина (1735 — 1792).

Осмысление истории России через призму развития российской государственности предпринял крупнейший представитель русской исторической школы Николай Михайлович Карамзин (1766 — 1826). Его «Историю Государства Российского» в 12-ти томах А. С. Пушкин назвал «не только созданием великого писателя, но и честного человека». Создавая свой главный труд, Н. М. Карамзин руководствовался принципами: любовь к Отечеству, как к части человечества и следование правде истории. Он считал, что движущая сила исторического процесса — это государственная власть, основанная на самодержавии, предназначение которой «не то, чтобы отнять у людей естественную свободу, но чтобы действия их направить к величайшему благу».

Признанный классик отечественной историографии Сергей Михайлович Соловьев (1820−1879) восхищался творчеством Н. М. Карамзина, но считал, что настало время перейти от литературной истории государства Российского к истории научной, в которой найдут отражения современные достижения истории, философии, других наук. С. М. Соловьев взял на себя ответственность написать историю России, начиная с самых древних времен, на основе новых историко-философских воззрений.

С.М. Соловьев внес большой вклад в разработку теоретических проблем исторической науки, вопросов историографии, многих конкретно-исторических проблем. Настоящим научным подвигом стало написание им 29-томной «Истории России с древнейших времен». Начиная с 1851 г., каждый год из печати выходил один том. Только тяжелая болезнь и смерть прервали титанический труд ученого.

Одним из главных положений воззрений С. М. Соловьева является идея исторического прогресса. По убеждению ученого, применительно к России исторический прогресс выражается в ее продвижении к «правовому государству» и «европейской цивилизации».

Василия Осиповича Ключевского (1841−1911) по праву называют «легендой русской историографии». В. О. Ключевский был лучшим из учеников С. М. Соловьева. Научные интересы В. О. Ключевского отличались многоплановостью. В центре его внимания находились важнейшие вопросы русской истории: социально-экономические процессы, происходившие в Древней Руси, история закрепощения крестьянства, «великорусский» период.

Вершиной научного творчества В. О. Ключевского стал 5-томный «Курс русской истории». В нем всесторонне освещен ход русской истории с зарождения государства до отмены крепостного права (1861). Автор уделяет внимание не только политической истории, но и экономике, культуре, быту и нравам народа, общественной жизни. В основе такого подхода — теория «факторов» или множественности условий исторического развития. «Людское общежитие», утверждал Ключевский, строят «три основные исторически силы»: человеческая личность, общество и природа страны. Двигателями прогресса он считал «умственный труд и нравственный подвиг».

«Курс русской истории» В. О. Ключевского получил всемирную известность и был переведен на многие языки. Творчество В. О. Ключевского оказало сильное влияние на его учеников — П. Н. Милюкова, А. А. Кизеветтера, М. Н. Покровского, Н. А. Рыжкова, М. К. Любавского, М. М. Боголюбского.

На XIX — начало XX вв. приходится расцвет отечественной исторической мысли, во многом определивший высокие достижения мировой исторической науки в целом.

  • 20 — 80-е гг. XX в. — советский период отечественной историографии — противоречивое время, связанное с господством коммунистической идеологии, практически исключившей свободу научного творчества.
  • 90-е гг. XX — начало XXI вв. — период активного развития отечественной исторической науки, поиска новых концептуальных подходов к истории России, основанных как на обращении к наследию дореволюционной историографии так и на использовании современных историко-философских воззрений и новейших информационных исследовательских технологий.

В советское время историки основные усилия сосредоточивали на изучении социально-экономической проблематики, истории революций и народных движений. Советская историческая наука, в значительной мере изолированная от мировой историографии и находившаяся под мощным прессом партийно-коммунистического диктата, строилась на единой марксистско-ленинской методологии. История России и весь мировой исторический процесс изучались, как последовательная смена общественно-экономических формаций: от первобытнообщинного строя, через классовые общества (рабовладение, феодализм, капитализм), к бесклассовому коммунизму. Абсолютизация материального производства, социально-экономических отношений, классовый подход к истории оставляли вне поля научного поиска многие проблемы. Вместе с тем было бы ошибкой не видеть достижений советских историков. Развивая традиции дореволюционной отечественной исторической мысли, они создали немало превосходных научных трудов. Среди их авторов — Н. М. Дружинин, П. А. Зайончковский, А. А. Зимин, Е. В. Тарле, Л. В. Черепнин и многие другие.

Современная российская историография активно использует достижения мировой исторической мысли: разнообразные историософские концепции и новейшие исследовательские методики. В настоящее время среди отечественных ученых широкое распространение получили культурно-исторический или цивилизационный подход к изучению истории человечества. Цивилизационный подход основан на междисциплинарности и системном анализе.

Многовариантность исторического процесса и разнообразие методологических подходов, характерные для современной исторической мысли, привели к формированию разнообразных концепций отечественной истории. Так, одни исследователи изучают историю России как часть западной цивилизации с присущими данному типу ценностями (частная собственность, индивидуализм, рынок, парламентаризм). Другие ученые видят в России типичную восточную цивилизацию, которая развивается циклически и базируется на приоритете общинной собственности, государственной деспотии, коллективистских ценностях. Третьи относят Россию и другие славянские страны к самостоятельному типу цивилизации, характерными чертами которой являются ведущая роль государства, абсолютная ценность православия и славянское единство.

Немало исторических трудов создается на основе формационного видения истории России или в сочетании цивилизационно-формационных методик.

Большую популярность среди историков и политиков приобрели идеи евразийства. Как система историко-философских воззрений евразийство возникло в 20-е гг. ХХ столетия в среде эмигрантской интеллигенции (Г.В. Вернадский, П. Н. Савицкий, Н. С. Трубецкой и др.) в 20-е гг. ХХ столетия. Исходной точкой рассуждений евразийцев является «месторазвитие» народа — связь культуры и жизни общества с географической средой. Громадное пространство России, охватывающее две части света — Европу и Азию, определило всю историю страны. Последовательным разработчиком идеи евразийства был Л.Н.Гумилев (1912 — 1992). В его трудах «География этноса в исторический период», «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и Великая Степь», «От Руси к России: очерки этнической истории» дано обоснование новой науке — этнологии, находящейся на стыке нескольких отраслей знаний: истории, этнографии, психологии, биологии, географии, а также раскрывается история русского этноса.

Изучение истории любого народа и государства, в том числе и России, возможно только на основе учета как объективных, так и субъективных факторов развития.

К объективным факторам относятся:

  • — среда обитания (размеры территории и ее природные ресурсы, природно-климатические условия, коммуникационные особенности);
  • — геополитические условия (соседние народы и пограничные государства, взаимоотношения с ними, место в мировом разделении труда и роль в мировом сообществе);
  • — демографические процессы (численность, плотность населения, темпы его роста).

Субъективными факторами считаются:

  • — этнические, социокультурные, психологические особенности жизнедеятельности народа в конкретный исторический период;
  • — господствующие религиозные и идеологические представления, нравственные нормы и ценности;
  • — деятельность политических лидеров, исторических личностей, политических партий;
  • — научно-технические достижения и степень их овладения обществом. Исследование всей совокупности данных факторов на основе принципов объективности (критическое осмысление всей совокупности фактов) и историзма (рассмотрение исторического явления в развитии, в сопоставлении с другими явлениями и их оценка, исходя из конкретных условий конкретного времени) дает возможность получить научно взвешенную и достоверную картину исторического процесса.

отечественный историография цивилизационный человечество.

  • 1. История России/ Под ред. Зуева М. Н. и Чернобаева А. А. М., изд. 2-ое 2004.
  • 2. История России с древнейших времен до конца XX века/ Рук. авт. колл. Данилов А. А. М., 2000.
  • 3. История России с древнейших времен до наших дней. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. М., 2003.
  • 4. Основы курса истории Отечества. Орлов А. С., Георгиев В. А., Полунин Ю. А., Терещенко Ю. А. М., 2004.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой