Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса
Для машиностроения Уральского экономического района так же, как и для всей промышленности, характерны чрезмерное концентрация в крупных городах; недостаточное специализация, универсализм многих предприятий, распыленность вспомогательных и ремонтных производств, замедленное внедрение достижений НТП, сохранение старой техники и технологии. Ь Изменение структуры машиностроительного комплекса… Читать ещё >
Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Машиностроение Урала — крупная отрасль его рыночной специализации, занимает ведущее место в структуре промышленного производства Уральского экономического района. В настоящее время в районе работают почти 150 машиностроительных предприятий, представляющих все подотрасли машиностроения. Здесь развиты: тяжелое машиностроение (производство горно-металлургического оборудования, химического и нефтехимического оборудования), энергетическая (производство турбин, паровых котлов и других), транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение. Наиболее быстро развивается электротехническое машиностроение, приборостроение, станкостроение.
Многие производства являются металлоемкими, поэтому машиностроение тесно взаимодействует с металлургией. Основные центры тяжелого машиностроения: Екатеринбург («Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш «, заводы бурового и металлургического оборудования и др.), Орск (оборудование для металлургии и горнорудной промышленности), Пермь (горно — шахтное машиностроение), Уфа (завод горного оборудования), Карпинск (производство и ремонт горного оборудования) и другие. Оборудования для нефтяной и газовой промышленности производится в Салавате, Бузулуки, Троицке и др.
Урал — не только металлургическая база для тяжелого машиностроения, но и крупный потребитель его продукции.
Ведущий центр производства турбин — Екатеринбург. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение развито в Челябинске (тракторный завод, производство автотракторных прицепов и пр.), в Кургане («Кургансельмаш»), Орске и других городах.
Транспортное машиностроение представлено вагоностроением (Нижний Тагил, Усть — Катав), производством легковых (Ижевск) и большегрузных (Миасс) автомобилей, автобусов (Курган); мотоциклов (Ижевск, Ирбит), судостроением (Пермь), судоремонтом (Соликамск).
Предприятия приборостроения, станкостроения, электротехнической промышленности работают во многих промышленных центрах Урала: Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Кургане, Оренбурге и др.
Для машиностроения Уральского экономического района так же, как и для всей промышленности, характерны чрезмерное концентрация в крупных городах; недостаточное специализация, универсализм многих предприятий, распыленность вспомогательных и ремонтных производств, замедленное внедрение достижений НТП, сохранение старой техники и технологии.
Основные направления развития машиностроения Урала следующие:
ь Техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий, внедрение гибких автоматических линий, оборудования со встроенной микропроцессорной техникой и пр.,.
ь Углубление специализации машиностроительных предприятий. С этой целью в малых и средних городах создаются филиалы и цехи крупных заводов, сюда выводятся «непрофильные» предприятия из больших городов, формируются централизо анные ремонтные и обслуживающие производства;
ь Изменение структуры машиностроительного комплекса в сторону увеличения доли наиболее прогрессивных отраслей: станкостроения, производства точной механики, сложной аппаратуры и т. п. Одновременно произойдет дальнейшее углубление специализации района на производстве продукции тяжелого машиностроения.