ЭГ характеристика транспорта РФ
Железнодорожный транспорт — ведущий в транспортной системе России. Его доля в грузообороте России 42,4%. Им ежегодно перевозится около 1300 млн т различных грузов. Протяженность путей общего пользования 85 тыс. км. Где Россия занимает второе место в мире после США (230 тыс. км.). Черты железных дорог: в европейской части напоминает гигантское колесо, ось — Москва. От неё в разные стороны отходят… Читать ещё >
ЭГ характеристика транспорта РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Произошедшая за последние 13 лет переориентация значительной части товарных потоков на экспорт, расширение внутренней и международной торговли и стоящая на повестке дня интеграция России в глобальный мировой рынок формируют мощный макроэкономический спрос на развитие транспортной инфраструктуры как важнейшего базового фактора устойчивого и динамического роста российской экономики, усиления её позиций на внутренней и международной арене.
Транспортная система — совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т. е. пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними.
Железнодорожный транспорт — ведущий в транспортной системе России. Его доля в грузообороте России 42,4%. Им ежегодно перевозится около 1300 млн т различных грузов. Протяженность путей общего пользования 85 тыс. км. Где Россия занимает второе место в мире после США (230 тыс. км.). Черты железных дорог: в европейской части напоминает гигантское колесо, ось — Москва. От неё в разные стороны отходят «спицы» — радиусы (к Санкт-Петербургу, Смоленску, Орлу, Нижнему Новгороду). На восток протянулись широтные магистрали (к Екатеринбургу, Челябинску, Оренбургу). Чем восточнее, тем их меньше. Крупнейшая железная дорога, через Евразийский континент, соединяющая Москву и крупнейшие восточно-сибирские и дальневосточные промышленные города России, — Транссибирская магистраль. Длинна — 9288,2 км. Самая длинная железная дорога в мире. В меридиональном направлении для освоения нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири была построена крупная железная дорога Тюмень — Сургут — Уренгой.
Автомобильный транспорт — один из самых дорогих. Дальние перевозки автотранспорт осуществляет в северных и восточных районах страны, горах Кавказа, где отсутствуют другие виды сухопутного транспорта. Им ежегодно перевозится около 700 млн т грузов. География автодорог схожа с географией ж/д магистралей. Крупнейшие 12 дорог лучами расходятся от Москвы к Санкт-Петербургу, Симферополю, Бресту, Челябинску. В восточных районах число дорог резко снижается.
Морской транспорт имеет важное значение благодаря географическому положению России. Хотя в общем грузообороте он занимает чуть больше 1%. Осуществляются международные перевозки главных экспортных грузов страны — нефти, металлов, химических удобрений, зерна. Имеет сложное хоз-во: флот, порты, судоремонтные заводы. Всего РФ имеет 62 морских порта. Российские порты менее конкурентоспособны, чем порты сопредельных стран, которые кроме географических преимуществ имеют серьёзную государственную поддержку. Учитывая мировой опыт и прогноз увеличения грузовой базы, перед РФ стоит задача увеличить к 2015 г. пропускную способность морских портов до 650 млн т в год.
Речной транспорт (внутренний водный транспорт) — транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям как естественным (реки, озёра), так и искусственным (каналы, водохранилища). Главное преимущество речного транспорта — низкая себестоимость. Речной транспорт играет решающую роль в тех районах, где протекают многоводные реки. По рекам экономичны перевозки объемных грузов. Общая протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей России составляет 101,7 тыс. км. В Сибири и на Дальнем Востоке грузы перевозятся по таким крупным рекам, как Обь, Енисей, Лена, Амур, в районы, где нет других видов транспорта.
Авиационный транспорт — единственный, охватывающий перевозками почти все районы страны. Объём грузов, перевозимых авиатранспортом, относительно невелик в связи с невысокой грузоподъёмностью. Главная специализация воздушного транспорта — перевозка на дальние расстояния пассажиров. Инфраструктура гражданской авиации в настоящее время включает 411 аэродромов, из них 63 аэропорта федерального значения. Задачи, стоящие перед гражданской авиацией в настоящее время: обновление парка воздушных судов; модернизация и приведение в соответствие с нормативными требованиями объектов наземной инфраструктуры; рационализация сети воздушных сообщений и переход к хабовой системе распределения перевозок; обеспечение устойчивого, надёжного и доступного для населения сообщения с труднодоступными территориями РФ, не имеющими доступа к системе наземных транспортных коммуникаций.
Трубопроводный транспорт по грузообороту занимает первое место в России среди всех видов транспорта. Его достоинство в возможности прокладки его магистралей в условиях рельефа местности, через большие водные пространства, в том числе моря, в условиях вечной мерзлоты. Однако создание газои нефтепроводов приводит к определенным экологическим проблемам. Еще одной отличительной чертой является его большая протяженность, приближается к 2 млн км. Россия занимает первое место в мире по длинне проложенных трубопроводов. Однако российская система трубопроводов эксплуатируется уже более 40 лет, топливо по трубопроводам идет под большим давлением, металл стареет и разрушается, и это грозит прорывами труб и серьёзными экологическими последствиями. Старение системы трубопроводов ставит задачу обеспечения безопасности и надёжности.