Закономерности, принципы и факторы развития и размещения производства
В Европейской части России многие виды полезных ископаемых имеют внутрирайонное значение. Здесь особенно лимитированы топливно-энергетические ресурсы, лесные ресурсы составляют 1/3 часть российских (включая Урал). Самая высокая распаханность территории в Центрально-Черноземном районе — 66%. Основной контингент населения и основные производственные мощности России сосредоточены в Европейской… Читать ещё >
Закономерности, принципы и факторы развития и размещения производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Закономерности размещения:
рациональное территориальное разделение общественного труда между регионами, выравнивание уровней экономического и социального развития регионов, комплексное развитие регионов, формирование ТПК всех уровней.
Принципы размещения производства:
приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районом потребления, первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов, оздоровление экологической обстановки, принятие эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию, использование экономических выгод международного разделения труда, восстановление и развитие экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Факторы размещения — совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли или же конкретной территориальной организации структуры хозяйства, экономического района и ТПК.
М.В. Ломоносов пророчески утверждал, что российское могущество будет прирастать Сибирью. В Сибири сосредоточено 85% энергетических запасов страны — нефти, угля — половина мировых залежей, природного и попутного газа, гидроресурсов, 20% лесных массивов планеты. Для всех видов природного сырья характерна высокая концентрация запасов — мощные пласты угля и руды, продуктивные месторождения нефти и газа, дешевая энергия рек.
В 20 в. в Сибирь были смещены многие добывающие, обрабатывающие и перерабатывающие отрасли промышленности. В 1970 — 1980;е гг. за счет Сибири обеспечивался весь прирост добычи нефти, природного газа и алюминия, в значительной мере — прирост производства в лесной, целлюлозно-бумажной и химической промышленности. В 1990;е годы из-за резкого роста транспортных тарифов на железных дорогах возникли трудности со сбытом каменного угля, закрылись многие шахты. Остановились горнодобывающие предприятия, расположенные вдали от железных дорог. Экономика Сибири остается дотационной. Уровень жизни здесь был и остается ниже, чем в Европейской части России. Особенно он упал в 1990;е годы, что вызвало массовый отток населения.
В Европейской части России многие виды полезных ископаемых имеют внутрирайонное значение. Здесь особенно лимитированы топливно-энергетические ресурсы, лесные ресурсы составляют 1/3 часть российских (включая Урал). Самая высокая распаханность территории в Центрально-Черноземном районе — 66%. Основной контингент населения и основные производственные мощности России сосредоточены в Европейской ее части. Климатические условия лучше, чем в Сибири. Сеть дорог особенно редка в Сибири и на Дальнем Востоке.
В наибольшей мере кризис 90-х гг. затронул отрасли обрабатывающей промышленности и машиностроения, а в наименьшей — отрасли добывающей промышленности. В связи с этим в наибольшей мере пострадали старопромышленные районы европейской части России в резким преобладанием обрабатывающей промышленности. Переживаемый страной экономический кризис способствовал дальнейшему продвижению промышленного производства России на Восток.
Решение задач нового освоения в Сибири по сравнению с решением проблем европейской части являются приоритетными. Основным фактором дальнейшего развития экономики Сибири является конъюнктура на мировом нефтяном, газовом и угольном рынках.
2. Распад СССР нередко объясняют крупномасштабной вспышкой этнонационализма. Национальные чувства доминировали лишь при отделении государств Балтии, Закавказья и правобережной Молдовы. В то же время население Украины и Белоруссии в массе своей не проявляли стремления к разрыву с Россией. Процесс становления новых национальных государств в Средней Азии и Казахстане явился, по сути дела, вынужденной реакцией на развал Союза, поскольку массовое движение за независимость здесь практически отсутствовало.
В настоящий момент Российская Федерация является президентской республикой, переживающей переходный период во всех сферах политической жизни. По международным стандартам Россия относится к частично свободным государствам (полностью свободных стран на территории бывшего СССР нет). К сожалению, отсутствие демократических традиций в обществе и несовершенство законодательной системы действительно предопределило существенные авторитарные элементы, но на пути становления демократии через это проходили многие государства.
Однако, не смотря на то, что демократическое развитие России насчитывает одиннадцать лет, страна имеет принятую на референдуме Конституцию, в которой закреплены все основные права и свободы (1993 г.), легитимный парламент (1993 г.), многопартийную систему, независимый суд, свободную прессу. К сожалению, слабым местом является законодательная система и система контроля за исполнением законов, но это — неизбежное следствие переходного периода.
Внутри Российской федерации происходит объединение на политическом уровне, а в странах СНГ — на экономическом уровне. Главное здесь общеэкономическое сближение. Еще не все старые связи разрушены, не все товары СНГ конкурентоспособны. Поэтому задача возрождения единого экономического пространства в рамках РФ, а затем и СНГ может и должна быть решена.
В настоящее время Россия пытается собрать вокруг себя если и не все, то, по крайней мере большую часть республик бывшего СССР, построив объединение на основе взаимной выгоды. Содружество Независимых Государств (СНГ) в момент его создания (1991) воспринималось почти всеми как недееспособная организация, однако СНГ не только не распалось, наоборот — звучат призывы сделать интеграцию более тесной. В рамках СНГ происходит сотрудничество по политическим, экономическим, оборонным вопросам. Причем если для большинства республик экономическая сторона сотрудничества (в частности, отсутствие таможенных пошлин, получение энергоносителей по льготным ценам и т. д.) является наиболее важной, то для России СНГ имеет скорее политическое значение, позволяя сохранить историческую преемственность и лидерство на значительной части Евразии.