Навигационно — географический очерк
Берега. Южный берег Балтийского моря от мыса Розеве до бухты 25 Фленсбургер-Фёрде преимущественно низкий и песчаный. Здесь к морю подступает равнина, местами обработанная под посевы, а кое-где покрытая лесом или кустарником. На всем протяжении берег окаймлен широкими песчаными или галечными пляжами; за пляжами параллельно береговой черте тянутся дюны, покрытые редким хвойным лесом или высокой 30… Читать ещё >
Навигационно — географический очерк (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общие сведения. В настоящей лоции дано описание берегов южной части Балтийского моря от мыса Розеве (54°50' N, 18°20' О) до бухты Фленсбургер-Фёрде включительно, Кильского канала, островов Борихольм и Кристиансё, побережья Швеции от мыса Торхамнсудде (56°04'N, 15°5Г О) до мыса Фальстербуудде (55°23' N, 12°49' О).
В южной части Балтийского моря имеются многочисленные районы, запретные для плавания, районы учебных стрельб, районы для учений подводных лодок и районы с установленным режимом плавания. Вся 10 акватория южной части Балтийского моря, расположенная западнее меридиана 13°10' вост. долг., находится в пределах района, опасного от мин; при плавании здесь рекомендуется строго придерживаться объявленных фарватеров. Местом наиболее оживленного судоходства является самый западный участок южной части Балтийского моря. На подходах 15 к бухте Килер-Фёрде установлен район разделения движения судов.
Мореплаватели должны учесть, что при плавании в бывших опасных от мин районах безопасная якорная стоянка возможна только в специально отведенных местах; лов рыбы в этих районах допускается при условии строгого соблюдения требований специальных инструкций. 20.
Южный берег описываемого в лоции района принадлежит Польской Народной Республике, Германской Демократической Республике (ГДР) I Федеративной Республике Германии (ФРГ), северный берег — Швеции, остров Борнхольм и острова Кристиансё — Дании.
Берега. Южный берег Балтийского моря от мыса Розеве до бухты 25 Фленсбургер-Фёрде преимущественно низкий и песчаный. Здесь к морю подступает равнина, местами обработанная под посевы, а кое-где покрытая лесом или кустарником. На всем протяжении берег окаймлен широкими песчаными или галечными пляжами; за пляжами параллельно береговой черте тянутся дюны, покрытые редким хвойным лесом или высокой 30 травой. Во многих местах южный берег прорезай реками, из которых наиболее значительной является река Одра. В устьях рек расположены порты и гавани.
В западную часть южного берега Балтийского моря вдаются обширные бухты: Мекленбургская, Килер-Фёрде и Фленсбургер-Фёрде.35.
Северный берег южной части Балтийского моря от мыса Торхамнсудде до порта Охус (55°56' N, 14°19' О) высокий, лесистый и окаймлен множеством островков, скал и банок, образующих шхеры. От порта Охус до мыса Фальстербуудде берег по своему характеру мало чем отличается от южного берега. Он тоже низкий, песчаный, местами покрыт лесом 40 и слабо изрезан.
Проливы и острова. Из проливов в описываемом районе наиболее важное навигационное значение имеют: пролив Хамрарне, или Борнхольмсгат, отделяющий остров Борнхольм от северного берега южной части моря; пролив Фемарн-Бельт, расположеный между островами Лолани и Фемарн, и пролив, известный под названием прохода Кадет-Реннеи, ведущий в Мекленбургскую бухту с северо-востока. Пролив Хамрарне широкий, глубоководный и почти чист от опасностей; пролив Фемарн-Бельт и проход Кадет-Реннен уже и мелководнее, опасностей здесь больше. Все три пролива доступны для 10 больших судов. Меньшее навигационное значение имеют узкие и мелководные проливы Штральзундер-Фарвассер и Фемарн-Зунд, отделяющие соответственно острова Рюген и Фемарн от материка.
Островов в южной части Балтийского моря мало. Посредине южной части моря расположен большой остров Борнхольм, поверхность которого представляет собой высокое плато, покрытое лесами и полями. Берега острова Борнхольм большей частью обрывистые и приглубые. В 11,3 мили к N от восточной оконечности острова Борнхольм находятся острова Кристиансё.
У южного берега южной части моря лежат два больших острова: Рюген и Фемарн. Западная часть острова Рюген низменная, а восточная возвышенная. Остров Фемарн холмистый и незначительно порос лесом. У северного берега южной части моря между мысом Торхамнсудде и портом Охус расположено множество низких скалистых островов и островков.
Глубин, рельеф_дна и грунт. Берега южной части Балтийского моря окаймлены отмелью с глубинами менее 20 ж, шириной местами до 40 миль. Наиболее приглуб участок между портом Охус и мысом Фальстербуудде; изобата 20 м проходит здесь в 4—10 милях от береговой черты. Мористее изобаты 20 м глубины изменяются от 30—40 м в запад- 30 ной части района до 50—90 м в его восточной части.
Опасности в описываемом районе сосредоточены главным образом вблизи берега на отмели с глубинами менее 20 м. Мористее изобаты 20 м наиболее опасными являются обширная отмель Рённе-Банке, выступающая от южного берега острова Борнхольм, банка Слупская, расположенная севернее порта Устка, и банка Давиде-Банке, лежащая в проливе Хамрарне."v
Грунт в южной части Балтийского моря мористее изобаты 20 м преимущественно глина и ил; вблизи берега грунт — песок, а местами — камень, ил, ракушка и гравий.
Земной магнетизм. В магнитном отношении южная часть Балтийского моря изучена удовлетворительно. Магнитные изменения здесь производились советским экспедиционным судном «Заря» в 1953—1956 и 1963—1969 гг. и немецкими судами в 1951 — 1954 гг.
Магнитное склонение в этом районе, приведенное к 1970 г., изменяется 45 от 2°, 5 W в районе Кильской бухты на западе до Г О в районе порта Гданьск на юго-востоке и 0° в районе порта Карлскруна на северо-востоке.
Направление изогон в основном меридиональное.
Среднее годовое изменение магнитного склонения +0°, 03. 50 В южной части Балтийского моря имеются два участка и один пункт с магнитными аномалиями. Аномалия интенсивностью от 3° W до 4° О расположена в шир. 55°42'—55°58' N, долг. 15°4Q'— 16W О; другая аномалия интенсивностью от 0° до 5° W находится в шир. 55°10'—55°25' N, долг. 15°00/—15°30' О. Аномалия интенсивностью до 3° О находится 55 в шир, 55°54' N, долг. 15°25' О. географический гидрометеорологический навигационный карантинный Магнитное наклонение в описываемом районе изменяется от 70°, 3 N на севере до 68°, 5 N на юге.
Горизонтальная составляющая напряженности магнитного поля изменяется от 165 мэ на севере до 175 мэ на юге.
Магнитные бури, наблюдаемые в южной части Балтийского моря, 5 выражаются в быстрых колебаниях магнитного склонения. Такие колебания, то усиливаясь, то затухая, могут продолжаться от нескольких часов до нескольких суток. Колебания магнитного склонения во время очень больших бурь могут достигать 7°.
Особые физико-географические явления. В описываемом районе, как (1 и на всем Балтийском море, довольно часто, особенно весной и осенью, наблюдается явление рефракции. При сильной рефракции создается впечатление, что в атмосфере имеются прозрачные струи, колеблющие воздух, из-за чего контуры предметов становятся нечеткими. Предметы при рефракции открываются с расстояния, вдвое-втрое превышающего ТЕ нормальное.
Средства навигационного оборудования. Берега южной части Балтийского моря хорошо оснащены визуальными средствами навигационного оборудования, обеспечивающими безопасный подход к ним, плавание по основным проливам, проходам и фарватерам и подход к портам, 2(1 гаваням и якорным местам. Многие опасности ограждаются светящими и несветящими буями и вехами.
В условиях пониженной видимости безопасность плавания обеспечивается радионавигационной системой Декка (Датская цепь), широко развитой сетью радиомаяков и различными средствами звуковой туман- 2Я ной сигнализации.
Большая часть береговых и плавучих средств навигационного оборудования действует в течение всего года. На надежность местоположения буев и вех, а также на строгое постоянство характеристик огней полностью полагаться нельзя. щ Порты и якорные места. Южный берег Балтийского моря от мыса Розеве до острова Рюген отличается малой изрезанностью; бухт и заливов, в которых суда могли бы укрыться от ветров и волнения, здесь мало. У этого участка берега расположены порты Устка, Дарлово, Колобжег, Свиноуйсьце и Щецин. Западная часть южного берега Балтийского моря щ довольно сильно изрезана; здесь находятся обширные, укрытые от ветров и волнения бухты Мекленбургская, Килер-Фёрде, Эккернфёрдер-Бухт и Фленсбургер-Си^де. В этом районе расположены порты Засниц, Штральзунд, Росток, Варнемюнде, Висмар, Любек, Травемюнде, Киль и Фленсбург.
У северного берега южной части Балтийского моря расположено несколько портов и много гаваней. Наиболее важными являются порты Карлскруна, Истад и Треллеборг. Кроме того, в шхерах имеется много якорных и погрузочных мест.
Ремонтные возможности и снабжение. Ремонт корпуса и судовых 41 механизмов можно произвести в портах: Колобжег, Свиноуйсьце, Штральзунд, Варнемюнде, Росток, Висмар, Травемюнде, Любек, Фленсбург, Карлскруна, Карлсхамн, Сёльвесборг и Истад. В этих же портах можно пополнить запасы жидкого и твердого топлива, принять воду и приобрести продовольствие.©.
Лоцманская служба. В южной части Балтийского моря существует хорошо развитая сеть лоцманских станций. В некоторых гаванях, где нет лоцманских станций, обязанности лоцманов выполняют капитаны гаваней или местные рыбаки, знакомые с местными условиями плавания.