Биография и творчество Георга Фридриха Генделя
Смерть отца, последовавшая в 1697 г, сняла запрет с профессии музыканта; тем не менее, выполняя волю покойного, Гендель продолжал учение в гимназии и, закончив полный курс, поступил в университет на юридический факультет. Одновременно с прохождением курса юридических наук Гендель поступил на службу в качестве церковного органиста. В служебные обязанности Генделя входило преподавание музыки… Читать ещё >
Биография и творчество Георга Фридриха Генделя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
гендель концертный творчество композитор Георг Фридрих Гендель родился 23 февраля 1865 г в Галле. С раннего детства проявились его удивительные музыкальные способности и чрезвычайный интерес ко всему, связанному с миром звуков, музыки. Но музыкальные увлечения ребенка натолкнулись на предвзятое противодействие отца, для которого профессия музыканта была мало соблазнительна. Он мечтал об ином будущем для своего сына, о карьере юриста, самой уважаемой и почтенной в среде немецкого бюргерства. Однако стихийная тяга маленького Генделя к музыке разбивала все преграды и препятствия. Успех выступления в семилетнем возрасте перед герцогом имел тот желательный результат, что положил начало систематическим занятиям музыкой с лучшим музыкантом и педагогом города Галле, органистом Фридрихом Вильгельмом Цахау.
Благодаря Цахау он приучился с детства легко и быстро ориентироваться в разнообразных музыкальных явлениях, осваивать их и отбирать для себя самое важное и интересное. Эти качества, усиленные опытом последующей творческой работы, особенно способствовали формированию универсального стиля музыки Генделя.
На двенадцатом году Гендель предпринял первую концертную поездку в Берлин. Успех был настолько велик, что курфюрст пожелал оставить Генделя у себя на службе и предположил ему предварительно поехать в Италию для музыкального совершенствования. На этот раз покровительство курфюрста встретило решительное сопротивление со стороны отца Генделя.
Смерть отца, последовавшая в 1697 г, сняла запрет с профессии музыканта; тем не менее, выполняя волю покойного, Гендель продолжал учение в гимназии и, закончив полный курс, поступил в университет на юридический факультет. Одновременно с прохождением курса юридических наук Гендель поступил на службу в качестве церковного органиста. В служебные обязанности Генделя входило преподавание музыки в гимназии. С хором и оркестром, составленными из учащихся, ему приходилось выступать по воскресным дням в различных церквах города.
Еженедельные концерты требовали постоянного обновления репертуара, и Гендель сам его создавал.
Из огромного количества написанных в Галле произведений ни одно не уцелело; но богатейшая память композитора хранила все, что рождала его музыкальная мысль.
Успешные начинания в музыкальной сфере определили окончательный выбор профессии. Посвящая себя искусству, творчеству, Гендель оставляет университет и едет в Гамбург, на родину немецкой национальной оперы.
Весной 1703 г. Гендель переехал в Гамбург. Гамбургская опера, возглавляемая Кайзером, находилась в расцвете. Впервые молодой музыкант вплотную соприкасается с музыкальным театром; и это утверждает его в стремлении стать оперным композитором.
Возрастающее внимание к Генделю как исполнителю и педагогу повлекло творческие заказы и предложения. В 1704 г. гамбургский поэт Постель привлек Генделя к созданию музыкальной композиции на написанное им по евангельским главам стихотворное либретто.
Следующим опытом в области монументальных форм была опера «Альмира». Ее исполнение состоялось 8 января 1705 г. и сопровождалось исключительным успехом; вскоре с не меньшим успехом была поставлена вторая генделевская опера «Нерон» .
Чтобы овладеть универсальным итальянским оперным стилем, Гендель покидает Гамбург и направляется в Италию.
Произведения итальянского периода. В Италии, куда Гендель прибыл осенью 1706 г., он прожил около четырех лет, задерживаясь подолгу в наиболее крупных и знаменитых своей художественной культурой городах: Флоренции, Риме, Венеции, Неаполе. Около года прожил Гендель в Италии, не решаясь выступить в роли оперного композитора. Зато как исполнитель на органе и клавесине он сумел вскоре же прославиться в качестве первоклассного виртуоза.
Через год после приезда в Италию, осенью 1707 г, Гендель дебютировал во Флоренции своей первой итальянской оперой «Родриго». Шумный успех этого произведения побудил его немедленно приступить к сочинению следующей оперы «Агриппина» .
Весной 1708 г. Гендель из Венеции вернулся в Рим. Здесь Гендель познакомился с Алессандро Скарлатти — главой итальянской оперной школы — и его сыном Доменико Скарлатти, блестящим виртуозом-клавесинистом, одним из основоположников жанра клавирной сонаты; с Арканджело Корелли, крупнейшим композитором и скрипачом-виртуозом, и многими другими выдающимися людьми того времени. Артистическая среда и творческая атмосфера, которые окружали Генделя, держали его в состоянии постоянного внутреннего подъема и воодушевления. Он приблизился к самым истокам итальянского классического искусства. Но воплощением лучшего в итальянской музыке оставались для него произведения Алессандро Скарлатти.
В Италии окончательно определилось творческое направление композитора, его приверженность к итальянской опере.
В 1710 г. Гендель прибыл в Ганновер на должность капельмейстера. Издавна герцоги ганноверские зарекомендовали себя как поклонники иноземной музыкальной культуры — французской и в особенности итальянской. С Агостино Стеффани (с 1689 г капельмейстер оперного театра в Ганновере) Гендель познакомился и сблизился в бытность свою в Италии.
Между 1711—1716 гг. Гендель живет то в Ганновере, то в Лондоне, явно предпочитая пребывание в английской столице с ее богатой театральной жизнью замкнутому мирку немецкого двора.
Первый же дебют в Лондоне в феврале 1711 г сделал имя Генделя знаменитым. Ни одна опера не в состоянии была выдержать конкуренцию с генделевским «Ринальдо». Не меньший успех сопровождал показ других его произведений.
После смерти королевы Анны (1714г) Гендель живет на положении капельмейстера у английских вельмож. Их литературно-художественные салоны посещали выдающиеся люди Англии — писатели, публицисты: Джонатан Свифт, Александр Поп, Джон Гей и другие. Гендель часто выступал перед этим избранным обществом.
Большинство произведений, появившихся в первое десятилетие жизни Генделя в Лондоне, отмечено усилением драматического начала и поисками средств, отвечающих его стремлению к композициям крупного плана и монументального стиля. Эта тенденция реализовалась в оратории «Эсфирь» (1717−1720 гг.).
1720 г. служит некоторым рубежом в творческой жизни композитора. Кончились годы ученичества, завершился труд над освоением огромного опыта, накопленного музыкантами Германии, Италии, Англии, Франции.
В 1720 г. в Лондоне на средства некоторых аристократов и при поддержке короля был открыт оперный театр — так называемая «Королевская академия музыки». Музыкальное руководство поручается Генделю. С этого времени начинается упорная и жестокая борьба, на которую обрекало Генделя положение музыкального искусства в Англии.
После смерти Генри Перселла, единственного выдающегося самобытного оперного композитора, английская национальная опера стала быстро клониться к упадку. Противоречивость позиций самого Генделя предрешила шаткость его положения в Англии, надолго отодвинула возможность широкого признания и положительной общественной оценки его творчества.
В том году, когда Гендель дебютировал в открывшейся «Королевской академии музыки» новой оперой «Радамист», его бывший покровитель граф Берлингтон пригласил в Лондон модного итальянского музыканта Джованни Бонончини. Гендел должен был поочередно с Бонончини и с другим итальянцем — Арности — в одном и том же театре ставить свои произведения. Целью этого специально подстроенного соревнования было желание подорвать успех Генделя, пользовавшегося покровительством короля.
Работать Генделю приходилось с предельной затратой сил, ставить по две-три новых оперы в зиму, не считая чужих, которые ему же приходилось репетировать и исполнять. За период с 1720 по 1728 гг. под руководством Генделя было поставлено около 500 опер. Не мало энергии поглощала необходимость применяться к вкусам и капризам в атмосфере сенсационных скандалов и всеобщего недоброжелательства.
Окончательно подорвало итальянскую оперу появление в 1728 г. небольшой музыкальной комедии, названной «Оперой нищих». Она была создана поэтом Джоном Геем и музыкантом Иоганном Кристофом Пепушем. Сюжет принадлежал Джонатану Свифту.
Тем не менее усилия Генделя проникнуть в гущу английской жизни, перестать быть чужаком не ослабевают. В 1726 г. он принял английское подданство, а в следующем году сочинил «Коронационные антемы», в которых прославлял дух старой Англии.
Небывалых масштабов достигает исполнительская деятельность Генделя. Первоначально ему приходилось играть на клавесине и органе в частных домах: во дворах знатных меценатов, у богатых лондонских купцов. Долгое время концерты Генделя служили главной приманкой для лондонской публики.
Репутация Генделя-артиста стояла чрезвычайно высоко, его положение первоклассного виртуоза-импровизатора никто не осмеливался оспаривать. Для Генделя артистические выступления были источником сильнейших импульсов и могучего вдохновения. Его концертные импровизации в значительной степени определил характер многих органных и клавесинных сочинений.
Много инструментальных пьес писал Гендель для исполнения их на открытом воздухе в городских и пригородных парках.
Но все же в центре внимания композитора оставалось оперное творчество.
Генделю — автору многочисленных популярных произведений — в знак уважения и благодарности еще при жизни воздвигли в садах Воксхолла статую из белого мрамора.
В первую половину 30-х гг Гендель создает лучшие оперные сочинения: «Поро», «Ариадна», «Ариодант». Его мастерство оперного композитора достигает предельной высоты; написанные в величавой эпической манере генделевские оперы этих лет вплотную примыкают к его же библейским ораториям, предвещая их скорое появление.
В 1734 г. Гендель в третий и последний раз берется за организацию оперного театра, вкладывая в это дело всю энергию и все имеющиеся денежные средства. Но поднятая вновь антигенделевская кампания наносит ему удар за ударом. На сей раз ему пришлось столкнуться с действительно опасными соперниками — Николо Порпора и Адольф Гассе. Перед их достоинствами склоняется сам Гендель.
Своей растущей непопулярности Гендель всячески сопротивляется. Одну за другой он ставит новые оперы, в антрактах выступает с концертами, но усилия его тщетны. Гендель оказался покинутым даже близкими сотрудниками и друзьями. Неизбежный развал предприятия, наступивший в 1737 г., был подлинной катастрофой, т.к. композитор вложил в него все свои сбережения. Напряжение прежних лет, неудачи и, наконец, последнее потрясение сломили Генделя, его разбил нервный паралич. Несколько месяцев боролся Гендель с болезнью, но, как только почувствовал себя окрепшим, с прежней страстностью окунулся в работу.
Издавна назревший творческий перелом давал себя знать в усиленном внимании к жанру оратории. В 1738—1739 гг. были написаны библейские оратории: «Саул» и «Израиль в Египте». За этими двумя великими творениями в ближайшие годы следует целый ряд ораториальных сочинений; среди них выдающееся место принадлежит ораториями на библейские сюжеты: «Самсону», «Мессии» .
Но и теперь вместо ожидаемого успеха Гендель приобретает лишь нового сильного врага — духовенство. Ни упорство, ни сила характера, ни энергия не могли побороть всеобщей вражды и оппозиции. Положение казалось безвыходным, и Гендель решил покинуть Англию.
Осенью 1741 г. Гендель получил приглашение из Дублина — столицы Ирландии — провести там цикл концертов. Его произведения неоднократно исполнялись в Дублине, их знали, любили, и создателя этих произведений встретили с энтузиазмом. 12 апреля 1742 г. состоялось первое исполнение оратории «Мессия» .
Восторженный прием возродил в музыканте веру в себя. Воодушевленный, полный новых музыкальных планов, Гендель вернулся в Лондон. В феврале 1743 г. в Англии была показана оратория «Самсон». Однако никогда раньше к Генделю не достигало такой откровенной злобы и враждебности. Но именно теперь, когда меньше всего можно было ожидать, произошел коренной переворот в судьбе композитора.
В 1745 г. претендент на английский престол Чарльз Эдуард Стюарт, организовал восстание в Шотландии и двинулся со своей армией на Лондон. В ужасе страна поднялась на борьбу. Волна патриотизма охватила народ Англии. Став на сторону передового общественного движения. В гимне для добровольцев, а затем в двух ораториях — «Оратории на случай» и «Иуде Маккавее» — автор призывает англичан к борьбе с врагами родины и прославляет победителей, освободивших отечество от нашествия захватчиков. Оратории насыщены патриотическим пафосом, написаны мощным героическим стилем. Они принесли признание и популярность, которых Гендель добивался в течение тридцати пяти лет.
На закате жизни композитор достиг прочной славы, но по-прежнему он создает множество произведений, овеянных светлыми праздничными настроениями. Среди написанных в последние годы выделяется оригинальностью «Музыка для фейерверка», предназначенная для народных праздников и исполнения на открытом воздухе.
В 1750 г. Гендель совершил последнее путешествие на родину, в Галле. По возвращении в Лондон он взялся за сочинение новой оратории «Иевфай». Но здесь его вновь сражает несчастье, быть может, самое тяжелое из всех, выпавших на его долю, — он слепнет. Мужественно борется Гендель с трагическими ударами судьбы. Убедившись в неизлечимости болезни, он смиряется с неизбежным и возвращается к прежней деятельности. Слепой, заканчивает Гендель начатую ораторию «Иевфай», руковолит исполнением своих произведений, дает концерты и величием импровизаций по-прежнему потрясает слушателей.
За несколько дней до смерти, 6 апреля 1759 г., Гендель дирижировал ораторией «Мессия»; во время исполнения силы оставили его, и спустя недолгое время — 14 апреля — он скончался. Выполняя волю, выраженную в завещании, Генделя похоронили на кладбище в Вестминстере.