Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Онтогенез как процесс реализации генетической информации. 
Генная регуляция онтогенеза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проникают через плаценту резус-антитела. Проникновение через плаценту неполных изоиммунных антител, А и В, которые вызывают гемолиз эритроцитов плода. Выделившийся непрямой билирубин является сильным тканевым токсином. Политенные хромосомы дрозофилы и хирономуса Изучите под большим увеличением микроскопа политенные хромосомы дрозофилы и хирономуса, зарисовать их, обозначить: 1 — эухроматин, 2… Читать ещё >

Онтогенез как процесс реализации генетической информации. Генная регуляция онтогенеза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель: Изучить процессы регуляции нормального хода индивидуального развития организма, что позволит разобраться в механизмах его нарушения, а значит понять причины возникновения аномалий развития, злокачественных перерождений тканей, старения. Приобрести и расширить знания о регуляторной функции генов, контролирующих ход онтогенеза. Знания в области регуляции онтогенеза необходимы будущему врачу для понимания причин формирования различных эмбриопатий человека.

Самостоятельная работа Основные понятия и положения темы (дать пояснения понятиям) Тотипотентность Эмбриональная индукция Тератогены Пороки.

  • а) наследственные
  • а) ненаследственные

Уровни регуляции онтогенеза Гены, регулирующие ход онтогенеза Клеточные механизмы, работающие в процессе онтогенеза Основные типы пороков развития у человека.

  • 1. Аплазия
  • 2. Гипоплазия
  • 3. Гипотрофия
  • 4. Гипертрофия
  • 5. Гигантизм
  • 6. Гетеротопия, эктопия
  • 7. Гетероплазия
  • 8. Стеноз
  • 9. Атрезия
  • 10. Персистирование

Ответьте на вопросы:

  • а) Какой главный принцип работы генов в онтогенезе?
  • б) Что определяет начальную дифференцировку бластомеров?
  • в) Какое значение имеет нервная и гуморальная системы в регуляции онтогенеза?

Практическая часть Работа № 1.

Гены, регулирующие ход онтогенеза С помощью таблиц, графа логической структуры и методического пособия по генетике, изучите гены, регулирующие ход онтогенеза. Обратите внимание на наличие в этих генах гомеобоксов. Присутствие этих последовательностей у разных по уровню организации животных свидетельствует о том, что эти гены появились в геномах животных на ранних этапах эволюции.

Работа № 2.

Политенные хромосомы дрозофилы и хирономуса Изучите под большим увеличением микроскопа политенные хромосомы дрозофилы и хирономуса, зарисовать их, обозначить: 1 — эухроматин, 2 — гетерохроматин, 3 — пуф.

Работа № 3.

Влияние места положения бластомеров в зародыше на его дальнейшую дифференцировку Работа № 4.

Влияние контакта бластомеров на развитие зародыша С помощью слайдов изучите влияние контакта бластомеров на развитие зародыша и механизм формирования однояйцевых близнецов и двойниковых уродств у человека Работа № 5.

Изменение клеток и клеточных комплексов в эмбриональном развитии С помощью таблиц, методического пособия и слайдов изучите изменения клеток и клеточных комплексов в эмбриональном развитии.

  • 1. Пролиферация клеток
  • 2. Миграция клеток
  • 3. Избирательная сортировка
  • 4. Дифференцировка клеток
  • 5. Адгезия
  • 6. Гибель клеток
  • 7. Эмбриональная индукция

Работа № 6.

Эмбриональная индукция С помощью таблиц изучите явления эмбриональной индукции.

Работа № 7.

Влияние нервной системы на различные этапы онтогенеза Каким образом нервная система влияет на этапы онтогенеза? Каким образом между ЦНС и иннервируемыми органами устанавливается взаимосвязь на самых ранних этапах эмбриогенеза и нарушение этой связи (лекарственными препаратами, токсинами паразитов и другими факторами) приводит к формированию различных эмбриопатий.

Работа № 8.

Влияние гормонов на процессы развития организма Изучите с помощью таблицы 1 (приложение) гуморальную регуляцию онтогенеза. Поясните влияние гормонов на процессы развития организма.

Работа № 9.

Критические периоды в онтогенезе человека С помощью таблицы 2 (приложение) изучите критические периоды в онтогенезе человека. Укажите наиболее важные из них.

Работа № 10.

Факторы среды влияющие на развитие зародыша и плода человека С помощью таблицы 3 (приложение) ознакомьтесь с влиянием вредных факторов среды на развитие зародыша и плода человека. Укажите наиболее часто встречающиеся.

Работа № 11.

Классификация и механизмы пороков развития По таблицам и методическим пособиям изучите классификацию и механизмы пороков развития (приведите примеры) По этиологическому признаку.

  • 1. Наследственные
  • а) генеративные мутации
  • б) мутации в зиготе и бластомерах
  • 2. Ненаследственные:
    • а) нарушение реализации генетической информации
    • б) нарушение взаимодействия клеток и тканей; пороки развития органов и тканей
    • в) соматические мутации
  • 3. Мультифакторальные

По периоду онтогенеза.

  • 1. Гаметопатии
  • а) наследственные
  • б) ненаследственные
  • 2. Бластопатии до 15 дня
  • а) наследственные болезни
  • б) ненаследственные
  • 3. Эмбриопатии до конца 8-ой недели
  • 4. Фенопатии от 9 недель до родов

Влияние гормонов на процессы развития организма.

Источник образования гормона.

Гормоны.

Основной эффект.

Гипоталамус.

В раннем эмбриогенезе гормоны гипоталамуса влияют на дифференцировку и миграцию нейронов. В позднем эмбриогенезе и постнатальном периоде — регулируют развитие опосредованно путем изменения синтеза гормонов гипофиза.

Либерины.

Усиливают синтез гормонов аденогипофиза.

Статины.

Тормозят синтез гормонов аденогипофиза.

Гонадолиберин.

Определяет момент наступления половой зрелости и характер полового поведения.

Гипофиз.

Соматотропный гормон.

Усиливает пролиферацию клеток и синтез белка. В постнатальном периоде регул…

5. Сахарный диабет.

Гормональные сдвиги, гипергликемия и кетоацидоз, ухудшения маточно-плацентарного кровообращения, патологические изменения в плаценте.

Гибель плода, недоношение, незрелые с повышенной массой плоды, функциональная незрелость поджелудочной железы, легких, реже изменения щитовидной железы, почек. Встречаются анэнцефалия, гидронефроз и другие нарушения центральной нервной системы.

6. Тиреотоксикоз.

Повышенное выделение гормонов щитовидной железой.

Нарушение формирования центральной нервной системы, щитовидной железы и, меньше, других желез внутренней секреции. Реже аномалии сердечно-сосудистой системы, костно-мышечной, половой и др.

7. Патология надпочечников.

Недостаток или избыток гормонов надпочечников.

Функциональная неполноценность надпочечников.

8. Иммунологический конфликт (по резус-фактору и системе АВО; наиболее часто несовместимы: 0 — А; 0 — В; В — А, комбинации групп крови матери и плода).

Проникают через плаценту резус-антитела. Проникновение через плаценту неполных изоиммунных антител, А и В, которые вызывают гемолиз эритроцитов плода. Выделившийся непрямой билирубин является сильным тканевым токсином.

Гемолитическая болезнь плода и новорожденного.

Факторы.

Основные механизмы нарушений.

Эмбриои фетопатии.

III. Внутриутробные инфекции.

1. Вирус краснухи.

Инфицирование зародыша, особенно в первые три месяца развития.

Аномалии сердца, мозга, органов слуха, зрения и др.

2. Вирус гриппа.

Инфицирование плода, интоксикация организма матери, гипертермия, нарушение маточно-плацентарного кровообращения.

Аномалии половых органов, катаракта, «заячья губа» .

3. Вирус полиомиелита.

Вирус проходит через плаценту, вызывая заболевание.

Врожденный полиомиелит.

4. Вирусный гепатит (болезнь Боткина).

Патологические изменения материнского организма, изменения в плаценте.

Уродства на ранних стациях развития. Врожденный вирусный гепатит, осложненный циррозом печени; задержка развития.

Токсоплазмоз.

Эндометрит, проникновение паразита через плаценту, приводящее к нарушению развития зародыша на ранних сроках.

Уродства головного мозга, глаз, конечностей, «волчья пасть», пороки сердца, заболевания эндокринных органов.

IV.Ионизирующая радиация.

Поражение зародыша проникающими радиацией и токсичными продуктами поврежденных тканей.

Врожденная лучевая болезнь, наиболее часто паралич нервной системы. Могут быть аномалии глаз, сосудов, легких, печени, мочеполовых органов, конечностей.

V.Влияние химических соединений, в том числе лекарственных веществ (более 600 соединений).

Непосредственное действие на зародыш. Нарушение структуры и функции плаценты. Патологические изменения в материнском организме.

Различные пороки развития, зависящие от вещества, дозы и срока поступления.

Никотин.

Прямое токсическое действие на плод, плаценту, организм матери.

Гипертрофия, склонность детей к респираторным заболеваниям.

Алкоголь.

Повреждение гамет, генеративные мутации. Прямое токсическое действие.

Умственная отсталость, психические заболевания, пороки сердца, эпилепсия, алкогольное поражение плода.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой