Внутренняя политика.
Правление и реформы Николая І
В первые годы царствования Николай I окружил себя крупными государственными деятелями, благодаря которым удалось решить ряд капитальных задач, не выполненных его предшественниками. Так, М. М. Сперанскому он поручил кодифицировать русское право, для чего были выявлены в архивах и расположены в хронологическом порядке все законы, принятые после 1649 г., которые опубликовали в 1830 г. в 51 томе… Читать ещё >
Внутренняя политика. Правление и реформы Николая І (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Царствование Николая проходило в период обострившегося кризиса феодально-крепостнической системы в России, нарастающего крестьянского движения в Польше и на Кавказе, буржуазных революций в Западной Европе и как следствие этих революций — формирование буржуазно-революционных течений в рядах российского дворянства и разночинной интеллигенции. Поэтому дело декабристов имело огромное значение и отражалось на общественном настроении того времени. В пылу откровений царь называл декабристов «своими друзьями 14 декабря» и хорошо понимал, что их требованиях имеют место в российской действительности и порядки в России требуют реформ.
Вступая на престол, Николай, будучи неподготовленным, не имел определенного представления о том, какой бы он хотел видеть Российскую империю. Уверен он был лишь в том, что благоденствие страны может быть обеспечено исключительно через жесткий порядок, строгое выполнение каждым своих обязанностей, контроль и регламентацию общественной деятельности. Несмотря на репутацию ограниченного солдафона, он внес некоторое оживление в жизнь страны после мрачных последних лет царствования Александра I. Он стремился ликвидировать злоупотребления, восстановить законность и порядок, провести реформы. Император лично ревизовал государственные учреждения, осуждая волокиту и коррупцию.
Желая укрепить существующую политическую систему и не доверяя аппарату чиновников, Николай I значительно расширил функции Собственной Его Величества канцелярии, практически подменившей высшие государственные органы. Для этого было образовано шесть отделений:
Первое занималось кадровыми вопросами и следило за исполнением высочайших повелений;
Второе занималось кодификацией законов;
Третье следило за законностью и порядком в управлении и общественной жизни, впоследствии превратилось в орган политического сыска;
Четвертое заведовало благотворительными и женскими учебными заведениями;
Пятое разработало реформу государственных крестьян и следило за ее проведением;
Шестое готовило реформу управления на Кавказе.
Любил император создавать многочисленные секретные комитеты и комиссии. Одним из первых таких комитетов стал «Комитет 6 декабря 1826 года». Перед ним Николай поставил задачу рассмотреть все бумаги Александра I и определить, «что ныне хорошо, что оставить нельзя и чем заменить». Проработав четыре года, комитет предложил ряд проектов преобразования центральных и губернских учреждений. Эти предложения с одобрения императора поступили на рассмотрения в Государственный совет, но события в Польше, Бельгии и Франции заставили царя закрыть комитет и совсем отказаться о коренных реформах государственного строя. Так первая попытка осуществить хоть какие-либо реформы в России окончились неудачей, стране продолжались усиливаться канцелярско-административные методы управления.
В первые годы царствования Николай I окружил себя крупными государственными деятелями, благодаря которым удалось решить ряд капитальных задач, не выполненных его предшественниками. Так, М. М. Сперанскому он поручил кодифицировать русское право, для чего были выявлены в архивах и расположены в хронологическом порядке все законы, принятые после 1649 г., которые опубликовали в 1830 г. в 51 томе «Полного собрания законов Российской империи».
Затем началась подготовка действующих законов, оформленных в 15 томах. В январе 1833 г. «Свод законов» одобрил Госсовет, и Николай I, присутствующий на заседании, сняв с себя орден А. Первозванного, наградил им М. М. Сперанского. Главным достоинством этого «Свода» явилось уменьшение хаоса в управлении и произвола чиновников. Однако эта сверхцентрализация власти не привела к положительным результатам. Не доверяя общественности, император расширил количество министерств и ведомств, которые создавали свои органы на местах с целью контроля все области жизнедеятельности, что привело к разбуханию бюрократического аппарата и волокиты, а расходы на их содержание и армию поглощали почти все государственные средства. В. Ю. Ключевский писал, что при Николае I в России «завершено здание русской бюрократии».