Формирование месторождений.
Основные закономерности геологического развития Горного Алтая
Формирование подобных вулкано-магматических комплексов начиналось в Д1 и проходило в своеобразной обстановке в эпоху сводово-глыбовых движений и образования структур Минусинской впадины. Образование пород комплекса связано с девонской активизацией тектонических и магматических процессов в пределах каледонид (реже байкалид). Процесс активизации сопровождался образованием многочисленных трещинных… Читать ещё >
Формирование месторождений. Основные закономерности геологического развития Горного Алтая (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Алтае-Саянская горная область размещается в пределах разновозрастных геоблоков: байкальской (Восточный Саян, Сангилен, Восточно-Тувинское нагорье); салаирской (Кузнецкий Алатау, Горная Шория, Восточный Алтай); каледонской (Западный Саян, Юго-Восточная Тува, частично Горный Алтай); герцинской (Рудный Алтай, Салаир) складчатости. Палеозойские складчатые структуры Алтае-Саянской складчатой области продолжаются на юг в КНР и МНР; на севере они погружаются под чехол мезозоя-кайнозоя Западно-Сибирской плиты, на востоке обрамляют древнюю Сибирскую платформу, южнее переходят в структуры Западного Забайкалья, на западе смыкаются с одновозрастными структурами Казахстана.
Алтае-Саянская горная область возникла на месте денудационных равнин и низкогорий. В кайнозое (альпийская складчатость) рассматриваемая территория испытала глыбовые тектонические подвижки, выразившиеся в сводовых поднятиях по разломам и погружении прилегающих депрессий. В современном рельефе некоторые участки денудационных поверхностей составили хребты Алтая, Саян и Тувы, а другие участки — межгорные впадины. Некоторые впадины унаследованно развиваются с герцинского времени. К их числу относится Назаровско-Минусинская межгорная впадина, соответствующая Минусинскому межгорному прогибу.
Алтае-Саянская складчатая область относится к числу интереснейших рудных провинций мира. Она рассматривается как участок земной коры, испытавший развитие магматизма и эндогенного оруденения байкальского, салаиро-каледонского и герцинского тектоно-магматических циклов. На протяжении этой сложной истории были сформированы многочисленные месторождения самых различных полезных ископаемых. Некоторые из них возникли в результате структурной перестройки каледонских и байкальских складчатых сооружений, являющихся областями завершенной складчатости и связанных с ней процессов активизации магматизма и эндоногенного оруденения. Анализ последовательности образования контактово-метасоматических месторождений железа и других металлов в истории развития Алтае-Саян показывает, что многие из них сформировались в процессе активизации более древних структур, как правило, находящихся на стыке с различными по мобильности геотектоническими регионами. Примером является область сочленения структур более молодого наложенного Минусинского прогиба с раннекаледонскими складчатыми сооружениями Кузнецкого Алатау или Восточного Саяна. Здесь в консолидированных байкальских и каледонских блоках процессами тектонической и магматической активизации охватываются различные породы (слагающие разнообразные структуры), прилегающие к зонам глубинных разломов (Балыкинскому, Кандатскому и др.).
Максимум железообразующей деятельности в этих районах приходится на период наиболее крупной тектонической перестройки в силуро-девоне. С этим периодом глубоких перестроек в данных регионах Алтае-Саян связана общая вспышка мощной эффузивной деятельности и интрузивного магматизма, в значительной степени представленного малыми интрузиями гранатоидного состава. Массивы данных гранитов обнаруживают четкую связь с вулканизмом, залегая в полях развития девонских вулканических пород, являясь типично субвулканическими образованиями. Подобные гранитоидные тела хорошо коррелируются по составу с кислыми членами вмещающих вулканогенных толщ, появляясь лишь в связи с теми из них, которые содержат в большом количестве кислые эффузивы (кварцевые трахитовые порфиры, ортофиры, базокварцевые порфиры и др.).
В этом случае девонские вулканогенные толщи приобретают трахилипарит-андезитовый состав с переменной и подчиненной ролью основных эффузивов. Структурно-геологические и петрографические особенности данных вулканогенных пород и их взаимоотношения с интрузивными телами формации субщелочных гранитов и граносиенитов позволяют объединить их в единый магматический комплекс нижнего девона.
Формирование подобных вулкано-магматических комплексов начиналось в Д1 и проходило в своеобразной обстановке в эпоху сводово-глыбовых движений и образования структур Минусинской впадины. Образование пород комплекса связано с девонской активизацией тектонических и магматических процессов в пределах каледонид (реже байкалид). Процесс активизации сопровождался образованием многочисленных трещинных зон в пределах областей развития глубинного разлома, по которым изливались на поверхность субщелочные и отчасти основные лавы, давшие начало нижнедевонским вулканогенным накоплениям. Внутри этих же тектонических зон, но несколько позже, когда уже образовалась плотная эффузивная покрышка, препятствующая выходу магмы на поверхность, формировались мелкие резко гипабиссальные трещинные тел субщелочных гранитов, граносиенитов и сиенитов, анологичных по составу субщелочным эффузивам вулканогенной серии. После подновления этих же тектонических зон происходило проникновения по ним растворов, что привело к формированию скарново-магнетитовых тел.
Для рудных полей характеризуемой субформации обычны явления гранитизации, сиенитизации и магматического замещения, тесно сопряженные с внедрением субщелочных интрузий, развивающиеся в надапикальных зонах этих тел. Во многих месторождениях наряду с известковистыми развиваются магнезиальные скарны. Широким распространением пользуется предрудный и предскарновый калиево-кремниевый метасоматоз (Тея, Ирба и др.).
Структуры рассматриваемых месторождений определяются комбинированным сочетанием и взаимодействием различных по масштабу, механизму и возрасту структурных элементов — пликативных, довулканических разломов и трещинных зон дорудных палеовулканических структур центрального типа и послерудной трещинной тектоникой. В ряде случаев рудные поля приурочены к глубинным разломам с роем кальдерных вулкано-плутонических рудоносных структур линейно-блокового типа, с контантово-метасоматическим орудинением, распространяющимся на большую глубину, с возможным переходом на более глубоких горизонтах в трубчато-кольцевые образования или линейно-трещинные формы.
Месторождения, выделенные в данную субфомацию, весьма спецефичны. Они отчетливо образуют обособленную группу железорудных контактово-метасоматических месторождений (Тейское, Абагасское, Ельгень-Тагское, Одиночное, Березовское, Ирджинское, Ирбинское и т. д.), характеризующихся только им присущими свойствами. К числу их относят:
- 1) Своеобразное структурно-формационное положение месторождений в крупных региональных структурах;
- 2) Связь со специфичным магматизмом;
- 3) Исключительно сложное геологическое строение рудных зон;
- 4) Развитие весьма характерных типов околорудных измененных пород;
- 5) Индивидуальность структур рудных полей и морфологии оруденения;
- 6) Минералогические и геохимические особенности руд и различных измененных пород;
- 7) Конкретное временное положение в развитии структур земной коры Алтае-Саянской области.
Практическое значение этих месторождений велико, так как многие из них характеризуются большими размерами и находятся в стадии эксплуатации.
Данные, полученные при изучении месторождений характеризуемой субформации, позволяют отметить, что перспективными на оруденении являются вулканические структуры центрального типа, локализованные в зонах глубинных разрезов, в участках развития комплексов андезит-трихиандезито-трахилипаритового и базальто-андезито-дацитового состава. Такие структуры известны в Тейско-Тузухсинской зоне. Они отмечаются не только в пределах Тейского месторождения, но и в районах ключа Магнитного, гор Сох-Чах и Абагас II. Пространственно к ним тяготеют магнитные аномалии ясной и, вероятно, рудной природы.