Начало и развитие строительства колоколен
Примерно с XIV в., по мере возрастания веса и количества колоколов, их начинают размещать, на стенах храмов, в пролетах сквозных арок, расположенных в один или два яруса. Такое архитектурное сооружение получило название настенной звонницы. Доступа к колоколам не было, поэтому звонили в них очепным способом, раскачивая колокола спущенными вниз снаружи храма веревками. На территории Великого… Читать ещё >
Начало и развитие строительства колоколен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Первые колокола на Руси появились почти одновременно с принятием христианства во время княжения святого равноапостольного великого князя Владимира в 988 году, т. е. в конце X века. Однако, из-за дороговизны, приобретать колокола имела возможность только богатая княжеская церковь.
Первое упоминание о колоколах на территории восточных славян содержится в третьей Новгородской летописи XI века и связано с именем полоцкого князя Всеслава Брячиславича «Чародея» (?-1101гг.). В 1066 г. князь Всеслав захватил и сжег Новгород, снял и перевез колокола в Полоцк, «и колокола съима у Святыя Софии, и паникадило съима».
В «Слове о полку Игореве» также в упоминании о князе Всеславе говорится о колоколах: «…тому в Полотске позвониша рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Кыеве звон слыша…».
Всеобщее распространение колоколов на Руси начинается в послемонгольский период, и особенно с XVI в., когда колокола становятся неотъемлемой частью жизни русского народа, возрастает как церковная, так и светская роль колоколов.
Решающим фактором распространения колоколов на славянских землях стало и органичное включение их звонов в церковное служение.
Яркая история северных русских земель вплела в себя и самобытную историю колоколов Великого Новгорода. Первое летописное упоминание о новгородских колоколах одиннадцатого века рассказывает, как полоцкий князь Всеслав завоевал Новгород (1066 год) «и колоколы съима у святыя Софии и паникадил съима».
А в житии преподобного Антония Римлянина сказано, что он, приплыв чудесным образом во время утрени из Италии в Новгород (1106 год), услыхал великий звон: «…И услышал преподобный звон великий по граду, и стоял в страхе большом и недоумении, и помыслил в ужасе великом, думая, что перенесен на камне ко граду Риму».
Известно, что поначалу колокола доставлялись в Новгород из немецких городов, но постепенно было налажено и собственное литейное производство, причем этим занимались профессиональные мастера. Новгородская летопись 1342 года сообщает: «Повеле Владыка Василий слиять колокол велик к святой Софии и приведе мастера с Москвы человека добра именем Бориса» .
Первые колокола на славянских землях размещались либо между столбом и стеной храма, либо просто между двумя столбами. Часто они накрывались навесом. Звонница считалась законченной при наличии не менее 5 колоколов. Называлось это «цельный звон». Сюда входили один большой, один малый и три средних колокола.
Примерно с XIV в., по мере возрастания веса и количества колоколов, их начинают размещать, на стенах храмов, в пролетах сквозных арок, расположенных в один или два яруса. Такое архитектурное сооружение получило название настенной звонницы. Доступа к колоколам не было, поэтому звонили в них очепным способом, раскачивая колокола спущенными вниз снаружи храма веревками. На территории Великого Новгорода в настоящее время не имеется подобных колоколонесущих сооружений. Одним из известных действующих звонниц такого типа является звонница Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, построенная в XVI веке.
С появлением гигантских колоколов и «язычного» способа звона возникают палатные звонницы. Они значительно отличаются от настенных звонниц и представляют собой галерею в два и более пролетов, с размещенными в них колоколами. Галерея размещается наверху специально отстроенного для нее сооружения или на стене храма. Конструкция палатной звонницы позволяет звонарю подниматься прямо к колоколам и звонить в них колокольными языками. Классическими примерами подобных подколокольных сооружений являются Большая Успенская звонница Московского Кремля, звонницы Успенского собора в Ростове Великом, Борисоглебского кремля (под Ростовом) и Воскресенского монастыря в Угличе. К этому же типу колколонесущих сооружений следует относить и Софийскую звонницу в Великом Новгороде.
Своеобразными сооружениями, свойственными лишь Древней Руси и не имеющими аналогов на Западе, являются так называемые церкви «под колоколы». Колокола в этих храмах размещались в вытянутых вверх нишах барабана, несущего церковную главу. Как и в настенной звоннице, звон производился очепным способом с земли. Считается, что церкви «под колоколы» строились и служили местом, специально предназначенным для отпевания умерших. Самым ранним из сохранившихся до наших дней образцов такой церкви является Духовская церковь Свято Троице Сергиевой Лавры, построенная в 1476 году.
В Великом Новгороде и Новгородской области таких подколокльных сооружений не имеется, но вместе с тем отмечается характерная особенность подвески колоколов не на вытянутых нишах около барабана купола, а на специально выстроенных нишах над папертью или притвором храма. Это можно наблюдать в архитектуре храмов Святых Жен Мироносиц на Ярославом Дворище, построенного в 1510 году Новгородским купцом Иваном Сырковым, святого Андрея Стратилата в кремле, относящейся к XV—XVII вв.екам, святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, построенного в 1384 году в качестве главного храма небольшого женского монастыря, основанного в 1354 году святителем Моисеем архиепископом Новгородским и ныне переданного старообрядческой церкви.
В начале XVI столетия появляется иная разновидность церкви «под колоколы» — столпообразная церковь «под колоколы», своим ростом возвышающаяся над всеми другими храмами, а своим названием указывающая на свою форму. В то же время, имея внутри небольшую церковь, это архитектурное сооружение не может называться собственно колокольней.
Тем не менее, именно с появления столпообразной церкви начинается вытеснение церкви «под колоколы» колокольней, практически ничего общего с храмом не имеющей. Колокольни строились отдельно от храма, входя в ансамбль храмовых построек. Они отличались друг от друга своими размерами, количеством ярусов, формой (круглые, четырех-, шести-, восьмигранные и комбинированные), покрытием и украшениями. Чем выше колокольня, тем выше можно поднять колокол и тем дальше его слышно. А церковные книги объясняют духовный смысл колокольни. Она может означать гору, с которой Господь благовествовал Евангелие, и мачту корабля, где находится наблюдатель, возвещающий об опасности или приближении долгожданной цели плавания, и вершину земной истории человечества, на которой прозвучит архангельская труба, благовествующая о Христе.
Несмотря на то, что, начиная с XVII века, колокольня становится самым распространенным видом подколокольного архитектурного сооружения в России, для Новгорода это не является характерным. В качестве такого колоколонесущего сооружения можно указать Храм Дмитрия Солунского (построен в 1462 году на основе постройки 1381 года) с колокольней XVII века на улице Большой Московской.
Вместе с тем, в архитектурном решении строительства храмов с колоколонесущими сооружениями Великого Новгорода значительное распространение получила как классическая форма архитектуры храма, к которым можно отнести храмы Святой Троицы на улице Троицкой Пробойной XIV — XIX века, построенного в 1365 году по заказу Югорцев — Новгородских купцов торговавших с Югрой (приуралье) — с приделом и колокольней отстроенных в 1832 году; святого Великомученика Федора Стратилата на пересечении улиц Стратилатовской и Ново-Лучанской сооруженной в1682 году на основе одноименной постройки XIII века с колокольней построенной в 1804 году и др.
Что касается колоколонесущих сооружений монастырей, то здесь в качестве архитектурной особенности, характерной для Новгородской области, является устройство надвратных колоколен и звонниц, тогда как для других регионов отличительной особенностью является устройство колоколен в храмовом архитектурном ансамбле внутри монастыря. Среди наиболее известных надвратных колоколен следует назвать колокольни Новгородского Спасо-Преображенского Варлаамо-Хутынского, Новгородского Свято-Юрьева, Леохновского Спасского Антониева монастырей на которых, как в далеком прошлом, звучат колокола и в настоящее время. Это же решение строительства надвратных колоколен находит свое место и в архитектурном ансамбле Десятинного, Антониева, Деревяницкого и других монастырей Новгородчины.
Имеются в Великом Новгороде и колокольни, назначение которых — отсчет времени. От Грановитой палаты к западной стене кремля протянулся сплошной ряд зданий, выстроенных уже значительно позднее. Над ними высится столпообразная часозвоня. Долгое время считали, что ее тоже выстроил архиепископ Евфимий, однако более детальными исследованиями установлено, что евфимиевская часозвоня в 1671 году рухнула и вместо нее, уже на другом месте, выстроили ныне существующую сторожевую башню.