Педагогический эксперимент по апробации компьютерных презентаций на уроках раздела «Кулинария», 5 класс
Полученные результаты тестирования позволяют сделать вывод, что 5 Б (СОУ= 59%) уступает по уровню знаний 5А (СОУ= 65%), поэтому мы выбрали 5А класс как контрольный, а 5Б класс в качестве экспериментального класса, с которым проводился формирующий эксперимент. Педагогический эксперимент — это специальная организация педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования… Читать ещё >
Педагогический эксперимент по апробации компьютерных презентаций на уроках раздела «Кулинария», 5 класс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Слово «эксперимент» (от лат. experimentum — «проба», «опыт», «испытание»). Существует множество определений понятия «педагогический эксперимент» .
Педагогический эксперимент — это метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт. (М.Н. Скаткин).
Педагогический эксперимент — это специальная организация педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, или гипотез. (И.Ф. Харламов).
Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. (И.П. Подласый).
Педагогический эксперимент — это активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей и изменения существующей практики. (Ю.З. Кушнер).
Все эти определения понятия «педагогический эксперимент» имеют право, на наш взгляд, на существование, так как в них утверждается общая мысль о том, что педагогический эксперимент — это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического процесса, направленная на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования заранее разработанных научных предположений, гипотез.
Виды педагогического эксперимента:
- * Констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления
- * Уточняющий (проверочный) эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;
- * созидательно-преобразующий эксперимент, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.
- * Пилотажный (предварительный) эксперимент имеет целью проверить уровень проработанности и качество методики эксперимента.
- * Контрольный эксперимент организуется для проверки степени достоверности тех результатов, которые получены при проведении констатирующего и преобразующего экспериментов
Выделяют следующие этапы эксперимента:
- — теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);
- — методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);
- — собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);
- — аналитический — количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.
Стоит учесть, что выделенные нами виды эксперимента применяются комплексно.
Педагогический эксперимент проводился на базе физико-математического лицея № 38, г. Ульяновска на занятиях раздела «Кулинария», 5 класс Сервировка стола к завтраку. Правила этикета.
Цель педагогического эксперимента — апробация дидактических средств обучения на занятиях раздела «Кулинария», 5 класс.
Гипотеза педагогического эксперимента — применение дидактических средств обучения на занятиях раздела «Кулинария» позволит учащимся закрепить знания и умения необходимые при оформлении стола, технологии складывания салфеток, повысить уровень творческого саморазвития, улучшить качество и степень обученности учащихся на занятиях раздела «Кулинария» .
Педагогический эксперимент выполнен в три этапа:
- — констатирующий;
- — формирующий;
- — контрольный.
Первый этап педагогического эксперимента — констатирующий эксперимент.
Целью констатирующего эксперимента является определение фактического состояния изучаемого материала.
Для получения информации об уровне степени обученности по разделу «Кулинария» в 5-х классах нами разработан тест (Приложение 5) для определения фактического состояния изучаемого материала. Результаты тестирования отображены в Таблице 1 для 5 А класса и Таблице 2 для 5 Б класса.
Таблица 1.
Результаты эксперимента в 5 А классе.
№. | Ф.И.О. | Входная диагностика. | Результаты оценок по проведенным занятиям. | Выходная диагностика. | |||
№ 1. | № 2. | № 3. | № 4. | ||||
Айталиева Л. | |||||||
Андреева Д. | н. | ||||||
Богодухова Н. | |||||||
Волкова Е. | |||||||
Еграшина Д. | н. | ||||||
Курушина М. | |||||||
Мишута О. | |||||||
Половова Н. | |||||||
Прядильникова А. | |||||||
Русакова Г. | н. | н. | |||||
Савина Э. | |||||||
Сидорова Н. | н. | ||||||
СОУ. | 65%. | 78,00%. |
Таблица 2.
Результаты эксперимента в 5 Б классе.
№. | Ф.И.О. | Входная диагностика. | Результаты оценок по проведенным занятиям. | Выходная диагностика. | |||
№ 1. | № 2. | № 3. | № 4. | ||||
Башкирцева Н. | |||||||
Бережная О. | |||||||
Бородина Н. | |||||||
Волжина Л. | |||||||
Завьялова Е. | н. | ||||||
Курсанова Л. | |||||||
Левина М. | |||||||
Максимова Н. | |||||||
Николаева Е. | |||||||
Старостина Д. | н. | н. | |||||
Швец С. | |||||||
Хайретдинова Г. | |||||||
Яковлева О. | |||||||
СОУ. | 59%. | 81,00%. |
Опираясь на оценки, полученные в результате тестирования была подсчитана степень обученности учащихся (по В.П. Симонову).
К5, К4, К3 — количество отметок 5, 4, 3.
Nколичество учащихся в классе.
СОУ 5А класса =(1*3 + 0,64*6 + 0,3*3 / 12)*100% = (3 + 3,84 + 0,9/12)* 100% = 65%.
СОУ 5Б класса =(1*1 + 0,64*9+ 0,3*3 / 13)*100% = (1 + 5,76 + 0,9 / 13)* 100% = 59%.
По результатам полученных данных мы построили Диаграмму 1.
Диаграмма 1.
Полученные результаты тестирования позволяют сделать вывод, что 5 Б (СОУ= 59%) уступает по уровню знаний 5А (СОУ= 65%), поэтому мы выбрали 5А класс как контрольный, а 5Б класс в качестве экспериментального класса, с которым проводился формирующий эксперимент.
Второй этап педагогического эксперимента — формирующий. Его задачей являлась апробация дидактических средств обучения на занятиях раздела «Кулинария», 5 класс. В ходе формирующего эксперимента было проведено 3 занятия в экспериментальном 5 Б классе с применением разработанных компьютерных технологий. Так на занятии 1. по теме «блюда из яиц» были применены: презентация «Блюда из яиц» а также технологическая карта заданий. На занятии 2 по теме «Бутерброды и горячие напитки» были применены: презентация «Бутерброды и горячие напитки». На занятии 3. по теме «Сервировка стола к завтраку. Культура поведения за столом» были применены: презентации «Сервировка стола к завтраку», «Правила этикета, культура поведения за столом», видео фрагмент о складывании салфеток «Лотос» http://yandex.ru/video/search.
В контрольном 5А классе занятия проводились по традиционной для учителя методике преподавания данного раздела.
По результатам проведенных уроков в каждом 5-ом классе были выставлены оценки. (Таблицы 1, 2).
На контрольном этапе была проведена в обоих 5-х классах выходная диагностика в виде теста по изученным темам раздела «Кулинария», 5 класс.
Данный этап эксперимента способствует выявлению качественных и количественных различий в критериальных параметрах.
Результаты приведены в Таблицах 1 и 2, и демонстрируют, что степень обученности учащихся 5 классов составила:
СОУ контрольного 5А класса.
СОУ = (1*6 + 0,64*6 / 12)* 100% = 78%.
СОУ экспериментального 5 Б класса.
СОУ = (1*10 + 0,64*3/13) * 100%= 81%.
Диаграмма 2.
Таким образом, можно видеть, что после проведения эксперимента уровень СОУ у обоих классов увеличился: экспериментального 5 «Б» с 59% до 81%, контрольного 5 «А» с 65% до78%, что доказывает эффективность проведение занятий с применением разработанных компьютерных презентаций, являющихся средством обучения учащихся технологии. Такие занятия способствуют лучшему углублению знаний по сервировки стола, систематизации знаний о правилах поведения за столом, развитию творческого потенциала учащихся.
Входное тестирование:
1. Обведите цифру правильного ответа.
Человеку нужно питаться для того, чтобы:
- 1. Поддержать жизнь, здоровье, работоспособность.
- 2. Утолить голод или поправиться.
- 3. Так считают взрослые.
Ответ: 1.
2. Обведите цифру правильных ответов.
Доброкачественное яйцо можно определить:
- 1. По вкусу.
- 2. Методом просвечивания.
- 3. Путём опускания в горячую воду.
- 4. Путём опускания в холодную воду.
Ответ: 2, 4.
3. Обведите цифру правильного ответа.
Яичница-глазунья — это.
- 1. фаршированное яйцо.
- 2. Яйцо, варённое вкрутую.
- 3. Жареное яйцо с целым желтком.
Ответ: 3.
4. Обведите цифру правильных ответов.
Завтрак может состоять из блюд:
- 1. Борщ.
- 2. Омлет.
- 3. Бутерброды.
- 4. Какао.
- 5. Шашлык.
- 6. Чай.
Ответ: 2,3, 4, 6.
5. Обведите цифру правильного ответа.
Для нарезки хлеба необходим инвентарь:
- 1. Протвень.
- 2. Формочки.
- 3. Нож, разделочная доска.
- 4. Тарелка.
Ответ: 3.
6. Обведите цифру правильного ответа.
В оформлении бутербродов лишнее:
- 1. Хлеб.
- 2. Масло.
- 3. Молоко.
Ответ: 3.
7. Обведите цифру правильного ответа.
К бутербродам не относиться:
- 1. Канапе.
- 2. Сандвичи.
- 3. Пирожное.
Ответ: 3.
- 8. Вставьте пропущенные слова.
- 1. Овощи, предназначенные для приготовления отварных блюд, опускают в _______________________ и варят при ____________________.
- 2. Свеклу и морковь варят ________________________.
- 3. При варке овощей уровень воды должен быть выше уровня овощей не более чем ___________.
- 4. Чтобы уменьшить потери витамина С, овощи варят при _______.
- 5. Картофель и морковь можно варить не только в воде, но и ________.
- 6. Овощные отвары рекомендуется использовать для приготовления _______________ и ______________.
- 7. Винегрет — разновидность салата, в состав которого обязательно входит _____________.
Ответ:
- 1. Горячую воду, при медленном кипении.
- 2. Без соли.
- 3. 1−1,5 см.
- 4. Закрытой крышке.
- 5. На пару.
- 6. Супов и соусов.
- 7. Свекла.
- 9. Обведите букву правильного ответа:
Почему при приготовлении салатов нельзя соединять тёплые и холодные продукты?
А. | Продукты могут слипаться. |
Б. | Продукты могут окраситься. |
В. | Салаты быстро испортятся. |
Ответ: В.
10. Определите последовательность сервировки стола к завтраку.
Стол покрывают скатертью. | |
Размещают салфетки, приборы для специй, чашки. | |
Раскладывают приборы. | |
Устанавливают тарелки. |
— критерии оценки:
" 5″ - ставиться, если работа выполнена правильно, самостоятельно, без единой ошибки;
" 4″ - работа выполнена правильно, но с тремя допущенными ошибками;
" 3″ - работа выполнена на половину, ответы были не все правильные;
" 2″ - если ученик не ответил ни на один вопрос.
Выходное тестирование:
- 1. К столовым приборам относятся:
- а) кружка;
- б) нож;
- в) молочник;
- г) вилка;
- д) салатник;
- е) ложка.
Ответ: б), г), е).
- 2. При сервировке стола ложку кладут:
- а) в тарелку;
- б) перед тарелкой;
- в) слева от тарелки;
- г) справа от тарелки;
- д) в специальную укладку.
Ответ: В).
- 3. При сервировке стола к обеду вилку кладут:
- а) справа от тарелки зубцами вверх;
- б) слева от тарелки зубцами вверх;
- в) справа от тарелки зубцами вниз;
- г) слева от тарелки зубцами вниз;
- д) в специальную укладку.
Ответ: б).
- 4. При сервировке стола салфетки кладут:
- а) в кольцо;
- б) в стакан;
- в) на закусочную тарелку;
- г) слева от тарелки;
- д) справа от тарелки.
Ответ: г).
- 5. Праздничный стол накрывают:
- а) белой скатертью;
- б) белой скатертью с прозрачной клеенкой;
- в) цветной клеенкой;
- г) цветной скатертью;
- д) цветной скатертью с прозрачной клеенкой.
Ответ: а).
- 6. Ты садишься за сервированный разнообразными столовыми приборами стол, перед тобой на тарелке лежит накрахмаленная салфетка. Что ты будешь с ней делать?
- а) разверну и положу на колени;
- б) разверну и положу на грудь.
Ответ: а).
- 7. У твоей тарелки лежит несколько ножей и вилок. Какими приборами ты воспользуешься сначала?
- а) теми, что лежат дальше от тарелки;
- б) теми, что лежат ближе к тарелке.
Ответ: б).
- 8. Тебе подали второе мясное блюдо. Как ты будешь есть его?
- а) сразу разрежу весь кусок мяса на мелкие кусочки;
- б) буду резать мясо на кусочки постепенно, по мере того, как буду их съедать.
Ответ: б).
- 9. Можно ли в гостях взять второй раз понравившееся блюдо?
- а) можно;
- б) это неприлично.
Ответ: б).
- 10. Если ты хочешь попробовать блюдо, которое стоит далеко от тебя, как ты поступишь?
- а) не буду никого утруждать и дотянусь до него сам;
- б) попрошу соседей передать его мне.
Ответ: б).
- 11. Принято ли в гостях съедать все, что лежит в твоей тарелке?
- а) съедать надо всё;
- б) часть кушанья надо оставить на тарелке.
Ответ: а).
- 12. Если тебе не нравится предлагаемая в гостях еда, как ты поступишь?
- а) поблагодарю хозяйку за внимание и откажусь, не объясняя причины отказа;
- б) объясню хозяйке, почему я не хочу предложенного блюда.
Ответ: а) критерии оценки:
" 5″ - ставиться, если работа выполнена правильно, самостоятельно, без единой ошибки;
" 4″ - работа выполнена правильно, но с тремя допущенными ошибками;
" 3″ - работа выполнена на половину, ответы были не все правильные;
" 2″ - если ученик не ответил ни на один вопрос.