Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Педагогический эксперимент по апробации компьютерных презентаций на уроках раздела «Кулинария», 5 класс

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученные результаты тестирования позволяют сделать вывод, что 5 Б (СОУ= 59%) уступает по уровню знаний 5А (СОУ= 65%), поэтому мы выбрали 5А класс как контрольный, а 5Б класс в качестве экспериментального класса, с которым проводился формирующий эксперимент. Педагогический эксперимент — это специальная организация педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования… Читать ещё >

Педагогический эксперимент по апробации компьютерных презентаций на уроках раздела «Кулинария», 5 класс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Слово «эксперимент» (от лат. experimentum — «проба», «опыт», «испытание»). Существует множество определений понятия «педагогический эксперимент» .

Педагогический эксперимент — это метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт. (М.Н. Скаткин).

Педагогический эксперимент — это специальная организация педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, или гипотез. (И.Ф. Харламов).

Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. (И.П. Подласый).

Педагогический эксперимент — это активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей и изменения существующей практики. (Ю.З. Кушнер).

Все эти определения понятия «педагогический эксперимент» имеют право, на наш взгляд, на существование, так как в них утверждается общая мысль о том, что педагогический эксперимент — это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического процесса, направленная на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования заранее разработанных научных предположений, гипотез.

Виды педагогического эксперимента:

  • * Констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления
  • * Уточняющий (проверочный) эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;
  • * созидательно-преобразующий эксперимент, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.
  • * Пилотажный (предварительный) эксперимент имеет целью проверить уровень проработанности и качество методики эксперимента.
  • * Контрольный эксперимент организуется для проверки степени достоверности тех результатов, которые получены при проведении констатирующего и преобразующего экспериментов

Выделяют следующие этапы эксперимента:

  • — теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);
  • — методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);
  • — собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);
  • — аналитический — количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Стоит учесть, что выделенные нами виды эксперимента применяются комплексно.

Педагогический эксперимент проводился на базе физико-математического лицея № 38, г. Ульяновска на занятиях раздела «Кулинария», 5 класс Сервировка стола к завтраку. Правила этикета.

Цель педагогического эксперимента — апробация дидактических средств обучения на занятиях раздела «Кулинария», 5 класс.

Гипотеза педагогического эксперимента — применение дидактических средств обучения на занятиях раздела «Кулинария» позволит учащимся закрепить знания и умения необходимые при оформлении стола, технологии складывания салфеток, повысить уровень творческого саморазвития, улучшить качество и степень обученности учащихся на занятиях раздела «Кулинария» .

Педагогический эксперимент выполнен в три этапа:

  • — констатирующий;
  • — формирующий;
  • — контрольный.

Первый этап педагогического эксперимента — констатирующий эксперимент.

Целью констатирующего эксперимента является определение фактического состояния изучаемого материала.

Для получения информации об уровне степени обученности по разделу «Кулинария» в 5-х классах нами разработан тест (Приложение 5) для определения фактического состояния изучаемого материала. Результаты тестирования отображены в Таблице 1 для 5 А класса и Таблице 2 для 5 Б класса.

Таблица 1.

Результаты эксперимента в 5 А классе.

№.

Ф.И.О.

Входная диагностика.

Результаты оценок по проведенным занятиям.

Выходная диагностика.

№ 1.

№ 2.

№ 3.

№ 4.

Айталиева Л.

Андреева Д.

н.

Богодухова Н.

Волкова Е.

Еграшина Д.

н.

Курушина М.

Мишута О.

Половова Н.

Прядильникова А.

Русакова Г.

н.

н.

Савина Э.

Сидорова Н.

н.

СОУ.

65%.

78,00%.

Таблица 2.

Результаты эксперимента в 5 Б классе.

№.

Ф.И.О.

Входная диагностика.

Результаты оценок по проведенным занятиям.

Выходная диагностика.

№ 1.

№ 2.

№ 3.

№ 4.

Башкирцева Н.

Бережная О.

Бородина Н.

Волжина Л.

Завьялова Е.

н.

Курсанова Л.

Левина М.

Максимова Н.

Николаева Е.

Старостина Д.

н.

н.

Швец С.

Хайретдинова Г.

Яковлева О.

СОУ.

59%.

81,00%.

Опираясь на оценки, полученные в результате тестирования была подсчитана степень обученности учащихся (по В.П. Симонову).

Педагогический эксперимент по апробации компьютерных презентаций на уроках раздела «Кулинария», 5 класс.

К5, К4, К3 — количество отметок 5, 4, 3.

Nколичество учащихся в классе.

СОУ 5А класса =(1*3 + 0,64*6 + 0,3*3 / 12)*100% = (3 + 3,84 + 0,9/12)* 100% = 65%.

СОУ 5Б класса =(1*1 + 0,64*9+ 0,3*3 / 13)*100% = (1 + 5,76 + 0,9 / 13)* 100% = 59%.

По результатам полученных данных мы построили Диаграмму 1.

Педагогический эксперимент по апробации компьютерных презентаций на уроках раздела «Кулинария», 5 класс.

Диаграмма 1.

Полученные результаты тестирования позволяют сделать вывод, что 5 Б (СОУ= 59%) уступает по уровню знаний 5А (СОУ= 65%), поэтому мы выбрали 5А класс как контрольный, а 5Б класс в качестве экспериментального класса, с которым проводился формирующий эксперимент.

Второй этап педагогического эксперимента — формирующий. Его задачей являлась апробация дидактических средств обучения на занятиях раздела «Кулинария», 5 класс. В ходе формирующего эксперимента было проведено 3 занятия в экспериментальном 5 Б классе с применением разработанных компьютерных технологий. Так на занятии 1. по теме «блюда из яиц» были применены: презентация «Блюда из яиц» а также технологическая карта заданий. На занятии 2 по теме «Бутерброды и горячие напитки» были применены: презентация «Бутерброды и горячие напитки». На занятии 3. по теме «Сервировка стола к завтраку. Культура поведения за столом» были применены: презентации «Сервировка стола к завтраку», «Правила этикета, культура поведения за столом», видео фрагмент о складывании салфеток «Лотос» http://yandex.ru/video/search.

В контрольном 5А классе занятия проводились по традиционной для учителя методике преподавания данного раздела.

По результатам проведенных уроков в каждом 5-ом классе были выставлены оценки. (Таблицы 1, 2).

На контрольном этапе была проведена в обоих 5-х классах выходная диагностика в виде теста по изученным темам раздела «Кулинария», 5 класс.

Данный этап эксперимента способствует выявлению качественных и количественных различий в критериальных параметрах.

Результаты приведены в Таблицах 1 и 2, и демонстрируют, что степень обученности учащихся 5 классов составила:

СОУ контрольного 5А класса.

СОУ = (1*6 + 0,64*6 / 12)* 100% = 78%.

СОУ экспериментального 5 Б класса.

СОУ = (1*10 + 0,64*3/13) * 100%= 81%.

Педагогический эксперимент по апробации компьютерных презентаций на уроках раздела «Кулинария», 5 класс.

Диаграмма 2.

Таким образом, можно видеть, что после проведения эксперимента уровень СОУ у обоих классов увеличился: экспериментального 5 «Б» с 59% до 81%, контрольного 5 «А» с 65% до78%, что доказывает эффективность проведение занятий с применением разработанных компьютерных презентаций, являющихся средством обучения учащихся технологии. Такие занятия способствуют лучшему углублению знаний по сервировки стола, систематизации знаний о правилах поведения за столом, развитию творческого потенциала учащихся.

Входное тестирование:

1. Обведите цифру правильного ответа.

Человеку нужно питаться для того, чтобы:

  • 1. Поддержать жизнь, здоровье, работоспособность.
  • 2. Утолить голод или поправиться.
  • 3. Так считают взрослые.

Ответ: 1.

2. Обведите цифру правильных ответов.

Доброкачественное яйцо можно определить:

  • 1. По вкусу.
  • 2. Методом просвечивания.
  • 3. Путём опускания в горячую воду.
  • 4. Путём опускания в холодную воду.

Ответ: 2, 4.

3. Обведите цифру правильного ответа.

Яичница-глазунья — это.

  • 1. фаршированное яйцо.
  • 2. Яйцо, варённое вкрутую.
  • 3. Жареное яйцо с целым желтком.

Ответ: 3.

4. Обведите цифру правильных ответов.

Завтрак может состоять из блюд:

  • 1. Борщ.
  • 2. Омлет.
  • 3. Бутерброды.
  • 4. Какао.
  • 5. Шашлык.
  • 6. Чай.

Ответ: 2,3, 4, 6.

5. Обведите цифру правильного ответа.

Для нарезки хлеба необходим инвентарь:

  • 1. Протвень.
  • 2. Формочки.
  • 3. Нож, разделочная доска.
  • 4. Тарелка.

Ответ: 3.

6. Обведите цифру правильного ответа.

В оформлении бутербродов лишнее:

  • 1. Хлеб.
  • 2. Масло.
  • 3. Молоко.

Ответ: 3.

7. Обведите цифру правильного ответа.

К бутербродам не относиться:

  • 1. Канапе.
  • 2. Сандвичи.
  • 3. Пирожное.

Ответ: 3.

  • 8. Вставьте пропущенные слова.
  • 1. Овощи, предназначенные для приготовления отварных блюд, опускают в _______________________ и варят при ____________________.
  • 2. Свеклу и морковь варят ________________________.
  • 3. При варке овощей уровень воды должен быть выше уровня овощей не более чем ___________.
  • 4. Чтобы уменьшить потери витамина С, овощи варят при _______.
  • 5. Картофель и морковь можно варить не только в воде, но и ________.
  • 6. Овощные отвары рекомендуется использовать для приготовления _______________ и ______________.
  • 7. Винегрет — разновидность салата, в состав которого обязательно входит _____________.

Ответ:

  • 1. Горячую воду, при медленном кипении.
  • 2. Без соли.
  • 3. 1−1,5 см.
  • 4. Закрытой крышке.
  • 5. На пару.
  • 6. Супов и соусов.
  • 7. Свекла.
  • 9. Обведите букву правильного ответа:

Почему при приготовлении салатов нельзя соединять тёплые и холодные продукты?

А.

Продукты могут слипаться.

Б.

Продукты могут окраситься.

В.

Салаты быстро испортятся.

Ответ: В.

10. Определите последовательность сервировки стола к завтраку.

Стол покрывают скатертью.

Размещают салфетки, приборы для специй, чашки.

Раскладывают приборы.

Устанавливают тарелки.

— критерии оценки:

" 5″ - ставиться, если работа выполнена правильно, самостоятельно, без единой ошибки;

" 4″ - работа выполнена правильно, но с тремя допущенными ошибками;

" 3″ - работа выполнена на половину, ответы были не все правильные;

" 2″ - если ученик не ответил ни на один вопрос.

Выходное тестирование:

  • 1. К столовым приборам относятся:
    • а) кружка;
    • б) нож;
    • в) молочник;
    • г) вилка;
    • д) салатник;
    • е) ложка.

Ответ: б), г), е).

  • 2. При сервировке стола ложку кладут:
    • а) в тарелку;
    • б) перед тарелкой;
    • в) слева от тарелки;
    • г) справа от тарелки;
    • д) в специальную укладку.

Ответ: В).

  • 3. При сервировке стола к обеду вилку кладут:
    • а) справа от тарелки зубцами вверх;
    • б) слева от тарелки зубцами вверх;
    • в) справа от тарелки зубцами вниз;
    • г) слева от тарелки зубцами вниз;
    • д) в специальную укладку.

Ответ: б).

  • 4. При сервировке стола салфетки кладут:
    • а) в кольцо;
    • б) в стакан;
    • в) на закусочную тарелку;
    • г) слева от тарелки;
    • д) справа от тарелки.

Ответ: г).

  • 5. Праздничный стол накрывают:
    • а) белой скатертью;
    • б) белой скатертью с прозрачной клеенкой;
    • в) цветной клеенкой;
    • г) цветной скатертью;
    • д) цветной скатертью с прозрачной клеенкой.

Ответ: а).

  • 6. Ты садишься за сервированный разнообразными столовыми приборами стол, перед тобой на тарелке лежит накрахмаленная салфетка. Что ты будешь с ней делать?
  • а) разверну и положу на колени;
  • б) разверну и положу на грудь.

Ответ: а).

  • 7. У твоей тарелки лежит несколько ножей и вилок. Какими приборами ты воспользуешься сначала?
  • а) теми, что лежат дальше от тарелки;
  • б) теми, что лежат ближе к тарелке.

Ответ: б).

  • 8. Тебе подали второе мясное блюдо. Как ты будешь есть его?
  • а) сразу разрежу весь кусок мяса на мелкие кусочки;
  • б) буду резать мясо на кусочки постепенно, по мере того, как буду их съедать.

Ответ: б).

  • 9. Можно ли в гостях взять второй раз понравившееся блюдо?
  • а) можно;
  • б) это неприлично.

Ответ: б).

  • 10. Если ты хочешь попробовать блюдо, которое стоит далеко от тебя, как ты поступишь?
  • а) не буду никого утруждать и дотянусь до него сам;
  • б) попрошу соседей передать его мне.

Ответ: б).

  • 11. Принято ли в гостях съедать все, что лежит в твоей тарелке?
  • а) съедать надо всё;
  • б) часть кушанья надо оставить на тарелке.

Ответ: а).

  • 12. Если тебе не нравится предлагаемая в гостях еда, как ты поступишь?
  • а) поблагодарю хозяйку за внимание и откажусь, не объясняя причины отказа;
  • б) объясню хозяйке, почему я не хочу предложенного блюда.

Ответ: а) критерии оценки:

" 5″ - ставиться, если работа выполнена правильно, самостоятельно, без единой ошибки;

" 4″ - работа выполнена правильно, но с тремя допущенными ошибками;

" 3″ - работа выполнена на половину, ответы были не все правильные;

" 2″ - если ученик не ответил ни на один вопрос.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой