Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Введение. 
Классы информационных ресурсов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реальная степень доступности к информационным ресурсам во всех странах существенно ниже рекламируемой. Например, современными национальными системами массового обслуживания по данным на 1991 г в США могло пользоваться около 25% потребителей (высоко обеспеченные слои населения — 5%, и члены общества, обладающие свободными средствами) в то время как 75% рядовых граждан, как правило, не могут… Читать ещё >

Введение. Классы информационных ресурсов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Информация является одним из важнейших средств достижения целей любого вида деятельности. От полноты и качества информации зависит степень реализации и результативность в достижении целей.

Объем и качество информации, используемой в процессе решения любых задач (научных, технических, управленческих и экономических) определяется: информационный ресурс программный.

  • · уровнем профессиональной подготовки исполнителя,
  • · опытом, полученным при решении других задач,
  • · осведомленностью в проблемных областях знаний, необходимых для решения поставленной задачи,
  • · доступностью для конкретного исполнителя тех или иных информационных ресурсов, содержащих необходимую информацию,
  • · наличием некоторого «базового уровня технической оснащенности», обеспечивающего доступ к информационным ресурсам и программным продуктам, позволяющим вести их обработку,
  • · объемом финансовых и трудовых ресурсов, которые могут быть привлечены для получения и обработки информации,
  • · правовыми нормами, определяющими доступ к информации и порядок ее использование в организации, стране и на международном уровне,

Каждый из перечисленных факторов накладывает ограничения на реально доступную исполнителю информацию и, следовательно, изменяет информационную среду, в которой исполнитель реализует стоящие перед ним задачи. Информация, обеспечивающая наиболее эффективные решения (действия), как правило, недоступна.

Наиболее существенные ограничения на доступ к такой информации накладываются не режимными ограничениями, принимаемыми на государственном уровне, а на уровне непосредственного «владельца» информации (конкретного человека, группы лиц, организации).

Внедрение в нашей стране рыночных отношений является хорошей иллюстрацией этого положения. Хотя внешне процесс ужесточения доступа к информации и разрушения государственной системы научно-технической информации проходит под привлекательными лозунгами:

  • · открытости информации,
  • · снижения «жестких условий государственной и ведомственной секретности» ,
  • · свободного обмена информацией с зарубежными партнерами и т. п. Недоступность промышленных секретов породила промышленный шпионаж, история которого исчисляется тысячелетиями, и, как предполагает Ж. Бержье, «промышленный шпионаж переживет военный шпионаж, если последний когда-либо исчезнет в результате действительного разоружения или сдачи всех видов оружия Организации Объединенных Наций.» [Ж.Бержье. Промышленный шпионаж. -М.: Международные отношения, 1972, 176 с.(с.72)].

Одним из примеров длительности сохранения промышленной рецептуры, является тайна рецептуры напитка «Кока-кола», хранящаяся в секрете более века (с 1868 г). Ее знают только два человека [Ананьев М. А. Невидимый экспорт и международные отношения.-М.: Международные отношения, 1971,272 с.,(с.219)].

Это положение хорошо иллюстрируют реалии сегодняшнего дня. Одностороннее раскрытие со стороны республик, входивших в СССР, многих научных, технических и технологических секретов (в том числе и военных) не ведет к подобным подвижкам со стороны «бывших противников» .

Реальная степень доступности к информационным ресурсам во всех странах существенно ниже рекламируемой. Например, современными национальными системами массового обслуживания по данным на 1991 г в США могло пользоваться около 25% потребителей (высоко обеспеченные слои населения — 5%, и члены общества, обладающие свободными средствами) в то время как 75% рядовых граждан, как правило, не могут получить доступа к требуемой им информации [Мировой рынок информационных услуг: основные характеристики, цели и методы маркетинга./ Технология электронных коммуникаций, Т.12,-М.: Экотрендз, ЕКС, Электронные издания, 1991].

Поэтому, приступая к решению любой задачи, исполнитель должен исходить из принципа МИНИМАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ, и быть готовым к тому, что он будет принимать решения при отсутствии наиболее существенной и достоверной информации, обеспечивающей достижение поставленных им целей, т. е. действовать в условиях существенной информационной неопределенности.

Отсутствие информации определяется не только ее недоступностью, но и невозможностью получить требуемую информацию в данный момент из — за ВРЕМЕННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ НА РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ (или на достижение поставленной цели).

Неопределенность при принятии информационных решений неизбежна, но работать в режиме неопределенности можно и не просто работать, но и получать требуемые результаты.

Управление большими системами всегда ведется в условиях недостатка информации.

В исследованиях, проводившихся в США в 70-х годах, по разработке систем стратегического планирования указывалось, что модель подсистемы стратегического планирования полезна, если в среднем дает ответы на 20% и более вопросов, поступающих в систему.

С другой стороны, исследования, проводившиеся в рамках проекта «Хиндсайт» (1965 г.), показали, что на момент заключения контрактов на разработку новых образцов военной техники у разработчиков, как правило, имелось 50−80% надежной информации, обеспечивающей выполнение проектов. И оставшиеся 20−50% требуемой информации накапливалось (получалось) в процессе реализации проекта.

Это позволяет сделать предположение о том, что более-менее эффективные информационные решения требуют наличия не менее 20−50 процентов надежной (дееспособной) информации по решаемой проблеме.

Но, решая задачу (проблему), недостаточно знать что-то. Всегда важно обнаружить и то, что нам неизвестно, чтобы сосредоточить на этом внимания. Это важный шаг, позволяющий обнаруживать пробелы в информации, необходимой для решения задач, стоящих перед исполнителем.

Восполнение пробелов в информации подразделяется на две различные группы информационных задач:

  • § первая связана с восполнением информации существующей, но отсутствующей у конкретного пользователя по тем или иным причинам (условия доступа, режимные ограничения, отсутствие требуемых документальных источников, недостаточная профессиональная подготовка персонала, привлекаемого для решения задачи и т. п.;
  • § вторая связана с полным отсутствием информации по проблеме (отсутствие требуемых научных знаний, методов решения, необходимых стандартных и справочных данных, материалов, аппаратуры и т. п.).

Если первая группа задач, как правило, решается за счет повышения уровня и качества информационного обслуживания, то вторая-требует проведения дополнительных исследований и разработок, связанных с получением новой информации. В рамках второй группы задач решается и проблема выявления отсутствующих знаний, которую иногда определяют как «ЗНАНИЕ О НЕЗНАНИИ» .

Примером реализации задачи по определению пределов современного уровня незнания является изданная в Англии «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НЕВЕДЕНИЯ». Она несет подзаголовок «Все, что вы хотите знать о непознанном» и является своего рода собранием вопросов, ответы на которые еще неизвестны человечеству. В отличие от привычных энциклопедий, предлагающих общепринятые, отстоявшиеся определения и неукоснительные факты, это издание рассказывает о том, что СОМНИТЕЛЬНО, ЗЫБКО, ЗАДЕРЖИВАЕТ ВЗГЛЯД НА ДВУСМЫСЛЕННОМ. [Сухотин А. Превратности научных идей. -М.: Молодая гвардия, 1991,-271 с.,(с.57)].

С другой стороны, в обращении находится значительный объем повторяющейся, несогласованной по методам получения и обработки, имеющей различные уровни достоверности и точности, а также заведомо ложной информации. Такая информация создает существенные, как правило, трудно преодолимые преграды при решении задач. Это определяется тем, что ложная, недостоверная информация, как правило, вводится в обращение под надежным прикрытием «ОБЩЕПРИЗНАННОЙ ДОСТОВЕРНОСТИ», а любые отступления от канона (непризнания того, что всеми «признано») зачастую приводит к обвинению сомневающегося в «элементарной некомпетентности» .

Поэтому существенным подспорьем при принятии информационных решений являются издания (пособия, указатели, обзоры и пр.), в которых приводится обобщенная информация о недостоверности и устаревании тех или иных сведений:

  • · справочные издания об устаревших и недостоверных документах;
  • · справочники о прекративших существование фирмах, предприятиях и других организационных единицах;
  • · справочники по отмененным нормативным актам;
  • · перечни устаревшей продукции;
  • · сводки иных мнений и представлений в той или иной области знаний (деятельности) и пр.

Кроме этого НЕОБХОДИМО ВСЕГДА ПОМНИТЬ, что сам факт наличия всей (основной, наиболее важной и достоверной и т. п.) информации, есть необходимое, но недостаточное условие для принятия эффективных решений. Ибо человек, принимающий решения, действует исходя из определенных внутренних установок, свойственных только ему. Он не свободен от субъективности в ОЦЕНКЕ имеющейся в его распоряжении информации.

Одна та же информация может интерпретироваться различно в зависимости от принятых подходов, гипотез и теорий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой