Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Идейная эволюция декабристов после 1825 года и их отношение к просвещению народов Сибири

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Часть участников движения, встав на путь поисков истины в религии, пришла к идее нравственного самоусовершенствования. Считая несовместимым «истинную свободу с невежеством и безнравственностью», эта часть декабристов пришла к выводу о необходимости распространять знания, идеи нравственности, которые помогут людям стать не только культурными, но и приведут к воспитанию человеческого достоинства… Читать ещё >

Идейная эволюция декабристов после 1825 года и их отношение к просвещению народов Сибири (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Время следствия и пребывания в казематах (до 1840 года) характеризуется кризисом декабризма, вызванном поиском новых путей преобразования общества. Потерпев поражение и задумавшись над целесообразностью принесенных жертв, декабристы поставили под сомнение правильность насильственных средств борьбы. В условиях Петропавловской крепости это привело к возрождению надежд на «просвещенного монарха» и осуществление «сверху» хотя бы отчасти своей программы. «Иди он (Николай) с нами, отдайся нам, или возьми нас с собой путем правительства, мы повели бы его к славе России и всех нас вместе», — писал А. В. Поджио о настроениях, овладевших участниками движения в период следствия.

Суровая расправа с восставшими показала, что Николай I «не возьмет их с собой» и не станет «просвещенным монархом», который возглавит движение за преобразование России сверху.

Убедившись в период следствия в закономерности и правильности основных принципов выдвинутой ими программы, декабристы в казематский период ищут новые средства преобразования общества. Как и для всей общественно — политической мысли России этого периода, этот поиск был сложным и противоречивым. Вставали вопросы, необходима ли революция, о роли насилия, с народом или без народа совершать преобразования. Кризис был преодолен на теоретической основе просветительства.

Часть участников движения, встав на путь поисков истины в религии, пришла к идее нравственного самоусовершенствования. Считая несовместимым «истинную свободу с невежеством и безнравственностью», эта часть декабристов пришла к выводу о необходимости распространять знания, идеи нравственности, которые помогут людям стать не только культурными, но и приведут к воспитанию человеческого достоинства, гражданственности. Это была позиция мирного просветителя, который на первый план выдвигал моральное усовершенствование человека, личности. Но религиозный настрой не изменил коренных убеждений декабристов, не привел к исчезновению в декабризме (на этом этапе его развития) революционного начала. Оно отступило на второй план, свершение революции было отнесено в отдаленное будущее.

Другая часть участников движения, признав, что «удачи и быть не могло», так как на их стороне не было ни народа, ни войска, пришла к выводу о необходимости участия в движении всех слоев населения, враждебно настроенных к правительству, в том числе солдат и крестьян.

Изменение взглядов на движущие силы революции способствовало демократизации организационных основ общества. В будущем при построении тайного общества было признано необходимым шире вводить принцип демократизма, равенства, идейного единства, строгой дисциплины, отчетности всех членов за свою деятельность перед обществом.

После суда над декабристами царское правительство, чтобы обеспечить усиленную их охрану и опасаясь бунтов, вынуждено было поместить узников почти всех вместе. Неожиданное совместное заточение оказалось для декабристов очень важным обстоятельством, из которого они извлекли известную выгоду. Всех декабристов, осужденных на каторгу, сначала собрали в Читинском остроге, где они пробыли почти три года, ожидая, пока для них отстроят тюрьму в Петровском заводе.

Здесь им предстояло провести еще несколько лет, прежде чем арестанты были отправлены на поселение в различные районы Сибири — в Якутию, в Бурятию, Иркутскую и Енисейскую, Тобольскую губернии. И несмотря на то, что численность ссыльных декабристов в различных районов Сибири была невелика, они своей просветительской деятельностью внесли существенный вклад в культурное развитие края. В годы сибирской каторги и ссылки мировоззрение многих декабристов претерпело значительные изменения. Прошел шок от поражения революционного выступления на Сенатской площади и пришло осознание необходимости быть ближе к простым людям. В этой связи шел процесс дальнейшего развития в рамках декабристского мировоззрения просветительских идей.

Не случайно И. Д. Якушкин — один из видных деятелей декабристского движения, многие годы спустя писал: «Только с вступлением в Сибирь началось наше настоящее призвание».

Просветительство явилось той основой, которая объединяла как умеренно настроенную часть участников движения, так и революционную. Оно и позволило после разгрома восстания сохранить декабризм как единое и цельное течение и в конечном счете определило его место в общественно — политическом движении страны.

Следует заметить, что просветительство сибирского периода не было простым повторением идей программы «Союза благоденствия». В сибирский период декабристы пришли к мысли, что движение должны осуществлять просвещенные массы во главе с армией под руководством тайного общества. Таким образом, это было просветительство с ориентацией на более широкие социальные слои.

Общение с народом многих из них привело к более глубокому пониманию простых людей, их характера, образа мыслей. Ссыльных запросто и радушно встречали в крестьянских избах в праздники и в будни. Многие из декабристов овладели ремеслами столяров, плотников, переплетчиков, маляров и т. д., и не только в силу необходимости. По словам Д. Завалишина, «образованные люди, стремившиеся к преобразованию государства, сознавая, что труд есть исключительное основание благосостояния массы, обязаны были личным примером доказать свое уважение к труду, и изучив ремесла не для того только, чтобы иметь себе, как говорится, обеспечение на случай превратности судьбы, но еще более для того, чтобы возвысить в глазах народа значение труда и, облагородив его, доказать, что он не только легко совмещается с высшим образованием, но что еще одно в другом может находить поддержку и почерпать силу».

Осужденные декабристы всеми доступными способами старались внести свой посильный вклад в просвещение народа, в изучение края, где они оказались, и жизни населяющих Сибирь людей. Конечно, были среди узников отчаявшиеся, были и у самых мужественных периоды упадка. Не все смогли вынести тиранию следствия, заключения в тюрьмах, каторгу. Но в основной своей массе первые русские революционеры действительно оказались, как назвал их Герцен, героями, «воинами — пророками», вышедшими сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение.

Декабристы всегда считали Сибирь неотделимой частью России. Но в своих суждениях о далекой восточной окраине до ссылки они опирались на распространенное тогда в русском обществе представление о Сибири как суровом крае изгнания, население которого находится на чрезвычайно низком уровне экономического, культурного и нравственного развития. Поэтому в качестве основных программных задач по отношению к Сибири декабристы выдвигали демократизацию управления, подъем экономического благосостояния «восточных сибирских народов» и способствование «к смягчению суровых нравов и введению просвещения и образованности».

Ссылка в Сибирь на каторгу и вечное поселение, казалось, обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Все было рассчитано на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой культурной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на «нравственное онемение» и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться. Ссыльные революционеры и в Сибири продолжали словом и примером служить делу, которому себя посвятили.

Знакомство с сибирскими библиотеками декабристов, их читательскими интересами убеждает в том, что чтение декабристов меньше всего можно было назвать бесцельным: несмотря на всевозможные запрещения и ограничения, они настойчиво искали и находили возможность совершенствования и практического использования своих знаний в условиях каторги и поселения.

Через женщин осуществлялась подписка на периодические издания — самый важный для узников источник информации о всех новостях мира, в том числе и научных.

В числе первых книг, приобретенных в апреле 1826 года Е. П. Нарышкиной для мужа, значится «Путешествие по Сибири». «Письма о Восточной Сибири» А. И. Мартоса А.Г.Муравьева выписала в Читинский острог в октябре 1827 года. «Енисейский альманах на 1828 год» привез на Нерчинскую каторгу Д. И. Завалишин в ноябре 1828 года.

В Ялуторовске И. Д. Якушкин написал философский трактат, известный сегодня в науке под названием «Что такое жизнь». Декабрист подходил к решению вопроса о сущности жизни и о месте человека в природе с материалистических позиций, проявляя при этом глубокие знания новейших достижений в области естественных наук и философии. Интерес к естественным наукам сближал Якушкина с С. П. Трубецким, также имевшим солидную теоретическую подготовку: в Париже он слушал полные курсы лучших профессоров естественных наук, особенно увлекался химией, физикой и механикой.

Стремление декабристов сблизиться с народом, понять его культурный уровень и общественное сознание проистекало прежде всего, как уже было сказано выше, от осознания в той или иной мере необходимости привлечь народ к освободительному движению или, по крайней мере, добиться, чтобы народные массы понимали и поддерживали их освободительные идеи. А понимания и поддержки со стороны народа можно достичь, как полагали декабристы, только путем общего подъема его культурного уровня и благосостояния.

Декабристы предлагали использовать стремление сибиряков к просвещению и разрешить повсеместно открытие училищ начального обучения на пожертвования самого населения.

Для решения проблемы учительских кадров они предлагали разрешить педагогическую деятельность ссыльным, а чтобы облегчить содержание учителей — давать им небольшие земельные участки.

Декабристы считали необходимым существенно расширить подготовку кадров образованных людей из сибиряков для нужд местной промышленности, торговли и аппарата управления. С этой целью они предлагали увеличить количество гимназий, улучшить их работу. Иркутскую гимназию преобразовать в высшее учебное заведение, открыть гимназию в Красноярске, расширить при гимназиях пансионы для одаренных детей, направлять за казенный счет сибиряков на обучение в высшие учебные заведения Москвы и Петербурга.

Чтобы опровергнуть бытовавшее мнение о Сибири, как стране, не имеющей будущего, декабристы предлагали открыть в Иркутске музей натуральной истории для широкого обозрения и организовать ученый комитете по сбору научных сведений о Сибири.

Особое значение в области подъема культуры декабристы предлагали просвещению аборигенных народов Сибири. Они считали необходимым открыть для них хотя бы начальные школы.

Для того, чтобы лучше понять жизнь окружающего их населения (в частности, бурят), братья Бестужевы предпринимали даже попытки выучить местный язык. А письма и дневник В. К. Кюхельбекера содержат немало записей — этнографических и фольклорных с описанием игр, обрядов, традиций местного населения, записью песен, сказок. Если в оценке декабристами русского населения Сибири в первые годы их обоюдного знакомства наблюдается элемент идеализации, то в их отношении к коренным народам и племенам края ощущается влияние широко распространенной в то время теории «естественного права», автором которой был известный французский философ XVIII века Жан Жак Руссо. Согласно этой теории, некогда, на заре своего существования, человечество находилось в естественном состоянии с присущими им свободой, равенством в общественных отношениях. С появлением частной собственности, образованием государства «естественные» отношения уступают место неравенству, которое достигает наивысшего развития при деспотическом правлении. В соответствии с теорией Руссо, все отставшие в своем социально — экономическом и культурном развитии народности мира объявлялись находящимися в «естественных» отношениях, со всеми присущими им особенностями. Декабристы разделяли теорию Руссо и стремились в реальной жизни найти ей примеры.

Коренное население Сибири было отнесено декабристами именно к таким народам. Об этом свидетельствуют дневниковые записи М. А. Бестужева, В. Н. Штейнгеля, воспоминания А. Е. Розена, записи В. К. Кюхельбекера, отдельные замечания других декабристов. При этом декабристы отзывались об «аборигенах» Сибири весьма благожелательно, не унижая и не надсмехаясь над ними. Декабристы отмечали простоту, «естественность» отношений, честность, доброту, гостеприимство народа, не игнорируя и некоторые отрицательные черты их жизни.

Особый интерес представляют взгляды Н. А. Бестужева на бурятское население. Бестужева считают основным историографом бурятского народа из среды декабристов. Его произведения отличаются глубоким знанием современных ему условий жизни бурятского народа, экскурсами в историческое прошлое, попытками обозреть его дальнейшее развитие.

По дошедшим до нас сведениям известно, что Бестужев занимался древней историей бурят, если и не с незапамятных времен, то с обозримого прошлого, например, с момента заселения Забайкалья. По его письмам можно установить, что он собирал орудия и другие предметы древности, выкопанные или найденные местными жителями; возможно, и сам он занимался осмотром и предварительными раскопками древних памятников. Часть этих древностей братья Бестужевы вместе с предметами буддистского культа посылали в Центральную Россию родным, друзьям и, что особенно интересно, для коллекций Вольного экономического общества, Географического общества и Общества испытателей природы.

Решая вопрос об историческом прошлом и действительном положении современных ему бурят, об уровне хозяйственного, культурного развития, чертах общественного устройства, бытовых традициях Н. А. Бестужев в письмах и сочинениях не раз сравнивал их с древними греками гомеровского периода. Сравнением с греками он подчеркивал временный характер отсталости бурят, возможность их дальнейшего роста.

В письмах и сочинениях декабрист не раз подчеркивал стремление бурят к знаниям, усвоению культуры других народов. Бестужев указывал на всемерное противодействие этому стремлению буддистского духовенства, которое понимало, что приближение бурят «к русским лишает их того влияния, которое имеют они (духовенство) на бурят».

Наиболее разработанным документом декабристов о мерах по ликвидации культурной отсталости Восточной Сибири является записка П. А. Муханова «О просвещении и образованности». В ней он просил «дозволить производить первоначальное обучение свободно», потому что образование — дело общественное и одному государству оно не под силу. Автор записки предлагал организовать народные училища на средства как населения, так и государства. Он писал здесь также о расширении среднего и высшего образования в Сибири, подробно и продумано указывал, где и сколько должно быть гимназий, пансионов, училищ, на какие средства и как они должны быть организованы и оборудованы, какие штаты учителей в них следует предусмотреть. Муханов особо обращал внимание на необходимость окружить учителей вниманием и уважением.

Муханов также отмечал, что в самом ужасающем положении находится образование у коренных сибирских народностей, идущее не от какой — то особой «дикости» данных народов, а от того, что царизм, завоеватель этих народов, решительно ничего не делает для их просвещения. Муханов, как и другие декабристы — исследователи просвещенеия в Сибири, отмечал в то же время стремление населения края к просвещению, доказывал, что «усиление общественной образованности… необходимо в Сибири больше, чем в других частях России», что образованием должны заняться не только местные начальники, но и «добродетельные люди, отличные высшей образованностью и высшими сведениями».

В понимании декабристов литературное творчество было одной из активных форм воздействия на общество, на его поступательное развитие. Н. И. Гнедич, известный писатель и переводчик, духовно близкий к декабристам, член Вольного общества любителей российской словесности — легального филиала Союза Благоденствия, писал: «Перо писателя может быть в руках его оружием более могущественным, нежели меч в руках воина».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой