Первоначальная идея тоталитаризма
Как видно, идея фашизма близка к идее тоталитаризма, который первоначально характеризуется всеобщностью, цельностью, единством. Идея единства общества предполагает, что каждый член такого общества является носителем целей, идей, информации обо всем обществе. Люди такого общества объединены общностью идей и целей. Такое общество не представляет собой ни толпу, ни казарму, так как каждый человек… Читать ещё >
Первоначальная идея тоталитаризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В основе немецкого тоталитаризма лежал фашизм. Слово «фашизм» (fascismo) произошло от древнеримского «fascic», обозначавшего пучок прутьев с топориком в середине — знак достоинства магистратов, носимый шествовавшими впереди них ликторами (служители в Древнем Риме) и охранявшими высших начальников. Тогда идея фашизма предусматривала:
- * единство нации;
- * суровость к врагам римского народа;
- * апелляцию к Римским доблестям;
- * воссоздание расколотого народа.
Как видно, идея фашизма близка к идее тоталитаризма, который первоначально характеризуется всеобщностью, цельностью, единством. Идея единства общества предполагает, что каждый член такого общества является носителем целей, идей, информации обо всем обществе. Люди такого общества объединены общностью идей и целей. Такое общество не представляет собой ни толпу, ни казарму, так как каждый человек в этом обществе имеет свою цель и стремиться к ней, а не слепо идет по течению как в толпе, или также слепо идет за начальником как в казарме. Каждый элемент этого общества содержит в себе все качества общества. Поэтому в таком обществе выдвигается сильный лидер близкий к народу с такими же целями и идеями как у других. Будучи едиными в своих целях люди соглашаются на управление ими со стороны лидера для достижения единой цели. Одной из составляющих управления является контроль. Следовательно, контроль за членами общества появляется как одно из следствий тоталитарного общества, а не как главная его черта. Сейчас эта черта подается как базовая характеристика тоталитаризма только потому, что во всеобщности негативное звучание найти сложно, а выражение всеобщий контроль имеет яркое негативное значение. Таким образом, всеобщий контроль нельзя определить первоначальным базовым свойством, а только следствием, реализация такого контроля возможна только при согласии на это общества. Людей невозможно объединить силой, силой их можно только уничтожить, поработить, но не сделать их своими полноценными союзниками, которые при потере реального физического контроля над ними все равно остаются подконтрольными (например, во время немецкой оккупации значительной территории СССР люди на оккупированных территориях в большинстве оставались подконтрольными советскому правительству). Это достигается единством целей. Поэтому наличие общей цели может считаться главным признаком тоталитарного общества.
Такая общая цель была у фашистов, которая была указана выше как четвертая составляющая идеи фашизма: воссоздание расколотого народа или восстановление Великой Германии.
Из наличия общей цели и стремления к ее реализации вытекает наличие определенных обязанностей у всех членов общества перед последним и уже для выполнения этих обязанностей люди наделяются определенными правами. Только так государство может гарантировать выполнение и соблюдение прав своих граждан, а не простое их декларирование, что мы можем наблюдать сейчас.
Достижение общей цели предполагает формулирование набора соответствующих задач и распределения их выполнения между членами общества. Для этого необходим лидер, который берет на себя ответственность за руководство достижением обществом определенной цели. Лидер тоталитарного общества отвечает жизнью за выполнение своих обязанностей и за выполнение подчиненными своих обязанностей, то есть несет реальную ответственность. Лидер такого общества в отличие от номинальных лидеров современности не может себе позволить жаловаться на своих подчиненных. Так, например, Гитлер за недостижение германским государством своей цели умер.
Необходимо отметить, что обществом намного легче управлять, разделив его на группы (партии, различные демократические организации, классы) с различными, часто противоположными интересами. Эти группы, следуя своим интересам, противодействуют друг другу, и поэтому, поддерживая в нужное время ту группу, которая больше отвечает интересам и целям правящих кругов, можно легко достигать целей посредством манипуляций взаимоотношений между группами в нужном направлении. Однако такое общество организовать на общее дело, на достижение общей цели, которая требует усилий всех членов общества, невозможно.
Управлять же единым, тоталитарным обществом намного сложнее: необходимо добиться одобрения всего общества. Поэтому у такого общества должна быть развита официальная идеология, и каждый член общества должен быть убежден в правильности и достижимости целей государства.