Исторические особенности миграционных процессов в России
Е годы. Распад СССР, локальные конфликты Распад СССР — событие, которое кардинально изменило миграционную картину конца 20 века не только бывших республик СССР, но всего мира. В первую очередь — это массовый выезд русских из республик бывшего Союза — в основном из средней Азии, прибалтийских республик и Молдавии. С 1990 по 1997 год количество русских репатриантов превысило 2,6 миллиона человек… Читать ещё >
Исторические особенности миграционных процессов в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основные движущие силы любой миграции:
- · Бедственное экономическое положение, безработица, существенная разница в оплате одного и того же труда на родине и заграницей. Субъекты миграции — крестьяне, рабочие и маргинальный элемент.
- · Смена политического строя, становление тоталитарной власти, автократии или религиозно-ортодоксального режима. Субъекты миграции — бывшая элита государства, интеллигенция и служащие
- · Войны — мировые или локальные. Субъектом миграции может оказаться кто угодно, война разрушает плоды человеческого труда, порождает потоки беженцев, ищущих кров в приграничных государствах.
- · Утечка мозгов — результат внешней политики государства, выражающийся в переманивании интеллектуальной элиты других государств.
- · Субъекты миграции — интеллигенция, ученые, люди творческих профессий.
- · Развитие транснациональной торговли и транснационального производства, концессионных предприятий, которые требуют временных миграционных процессов, выражающихся в постоянном передвижении менеджеров корпораций, персонала специализированных строительных компаний и обладателей некоторых других специальностей.
Конечно, процессы эмиграции и иммиграции, в том числе временной, государства — эмитенты или принимающие государства старались всегда регулировать законодательным путем, и это существенно влияло на направление, количество и качество миграционного потока.
Первая мировая война.
Миграция населения в течение Первой мировой войны характеризуется следующими потоками и событиями:
- · Перемещение населения из прифронтовых зон вглубь страны. Основная масса переселенцев — женщины, дети, старики. Мужская часть населения, которая не попала на фронт, мигрировала в крупные города Империи, где военные заводы требовали рабочих рук. Частично сюда попадает и молодое женское население.
- · Расформирование иностранных, преимущественно немецких поселений (колоний), которых царское правительство подозревало как минимум в сочувствии к кайзерским войскам. Причем, на основе царских «ликвидационных» законов, поселения насильственно расформировывались и вторично, запрещалось употребление немецкого языка. Результатом стало обнищание около 200 000 немецких переселенцев, чье пребывание на территории России начинало свою летопись еще с Петровских времен. Большая часть современных историков считает такую политику царского режима ошибочной, которая привела к реальному ожесточению тех немцев, у которых не было возможности эмигрировать за пределы России.
Первая мировая война стала началом в глобальном масштабе того смешения рас, национальностей, вероисповеданий и культур, которое мы наблюдаем сегодня. Конечно, необходимо подчеркнуть, что сегодняшние процессы миграции имеют другие движущие силы, тем не менее историческое начало дала именно война — самое бессмысленное человеческое действие и состояние, которое всегда оправдывалось, оправдывается и будет оправдываться государстенной элитой, обывателями и маргиналами во всех срезах человеческого бытия: политически, экономически, культурно и морально. Что же об этом думают ветераны и очевидцы войн, кажется, не особо интересует ни одно государство мира. И все же, колоссальные миграционные процессы были рождены Первой мировой войной, как бы мы к этому не относились.
Советская власть: 20−30 годы XX столетия Здесь предварительно необходимо отметить следующие предшествующие события:
- · За один век с 1820 года по 1920 год по данным американских миграционных служб из России в США прибыло более 3 миллионов человек, причем в своей основе это была трудовая миграция, и в малой степени — религиозная (из-за периодически вспыхивающих преследований и высылок русских старообрядцев царскими властями).
- · Эмиграция евреев в Палестину, или «Иудейская эмиграция» — в своей основе религиозная эмиграция, также периодически подогреваемая антисемитизмом и по крайней мере, бездействием властей. Привести какие-либо цифры по тому периоду еврейской эмиграции затруднительно. Во всяком случае, сегодня практически вся израильская власть изрядно «обрусела» .
- · И самое важное и трагическое событие национальной истории — Белая и русская эмиграции в результате событий 1917 года и последующего «Красного террора», обернувшихся национальной катастрофой для России. Численность всех волн русской эмиграции, включая первую волну «белой эмиграции» оценивается не менее чем в 2 миллиона человек, что кажется несколько заниженным числом, так как только одна из стран «родного ближнего зарубежья» тех лет — Франция приняла около полумиллиона человек (официальная статистика Франции утверждает до смешного меньше — 150 000 человек), а самое дальнее зарубежье — Аргентина, которая насчитывала к этому времени уже сотню тысяч эмигрантов из России — около 20 000 человек
А ведь совсем «недавно», в 1909 г. обозреватель и историк С. Я. Яновский в 4-м номере журнала Министерства юстиции писал: «Эмиграция до настоящего времени совершенно неизвестна русскому законодательству» .Почему? — Ответ напрашивается сам собой — эмиграция не была столь значащим явлением, чтобы заставить законодателей хоть как-то регулярно отслеживать этот вопрос. Советская власть и ряд регулирующих документов 20-х годов:
- · Распоряжения наркома по иностранным делам Л. Д. Троцкого от 2 декабря 1917 г. «О визации паспортов при въезде из-за границы»
- · Инструкция Комитета по внутренним делам комиссарам в пограничных пунктах Российской Республики о правилах въезда и выезда из России от 21 декабря 1917 года
- · Новые правила въезда в Россию из-за границы русских граждан от 12 января 1918 года, Народный Комиссариат иностранных дел
- · Основные положения Совета Народных Комиссаров (СНК) о порядке переселения членов Объединенной организации германских союзов по эмиграции в советскую Россию и предоставления им работы на фабриках и заводах РСФСР от 11 мая 1920 года
- · Положение о союзном гражданстве от 29 октября 1924 года, принятое на заседании ЦИК СССР
Эти инструкции, постановления и т. д. имели своей целью упорядочить выдачу загранпаспортов, защитить власть от нежелательной иммиграции, лишить гражданства белых эмигрантов-невозвращенцев. В тоже время, регулировать потоки невраждебных реэмигрантов (в основном из США, Франции и Германии) и привлечь иностранную рабочую силу и иностранных инженеров, особенно из Германии. Рабочие из кипящей революционными настроениями Германии, были желательными гостями и вливались в уже существующие немецкие сообщества в России. Подобно царскому правительству, Советская власть также одаривала льготами иностранных работников. Даже в крупных городах России были организованиы эмигрантские дома для временного пристанища прибывающих реэмигрантов и добровольцев-иностранцев, сочувствующих Советской власти, и их дальнейшей легализации и обустройства на работу. В целом, несмотря на жесткость законов, этот период выглядит логично на фоне происходящих событий, вплоть до Положения о союзном гражданстве от 29 октября 1924 года, которое фактически завершила этап реэмиграции, иными словами — «время ушло: раз были не с нами — значит против нас» .По сравнению с последующим сталинским периодом, изрядно нашпигованным жестокой иррациональностью и кровожадностью, указанное законодательство и соответствующие действия властей можно так и назвать либеральными, несмотря даже на такой факт — в 1922 году на заседании Политбюро ЦК В. И. Ленин (Ульянов) предлагал без особых разбирательств расстреливать за попытку возвращения из-за границы без соответствующих разрешений Советской власти.
Сталинская политика принудительной миграции В период с 30−50 годов отец народов, следуя наказам бывших вождей и используя их наработки в деле организации трудовых концентрационных лагерей, выстроил отлаженную систему ГУЛАГ. Арест — профанация суда — лагерь. Беломорско-Балтийский канал, города — Норильск, Комсомольск-на-Амуре — все руками зеков. Более 27 миллионов потерь на войне, довоенная «Ежовщина», погубившая 1,5 миллионов человек, как следствие — катастрофическое ухудшение демографической ситуации в стране, не смягчают репрессивный вектор сталинской политики, наоборот, ужесточает его. Накзанию уже подвергаются не отдельные уклонисты, троцкисты, армейские шпионы и предатели, кулаки и вредители, а целые народы. Машина массовых депортаций оттачивает свои механизмы на калмыках, ингушах, чеченцах, карачаевцах, крымских татарах, немцах… Вот: Указ Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик от 7 марта 1944 «О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории». Или: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1944 года «О выселении балкарцев, проживавших в Кабардино-Балкарской АССР»: «В связи с тем, что в период оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории Кабардино-Балкарской АССР многие балкарцы изменили Родине, вступали в организованные немцами вооруженные отряды, вели подрывную работу против частей Красной Армии, оказывали фашистским оккупантам помощь в качестве проводников на кавказских перевалах, а после изгнания Красной Армией с Кавказа войск противника вступали в организованные немцами банды для борьбы против Советской власти» .Пути эшелонов с наказанными народами пресекают всю страну вдоль и поперек. Практикуется и другой способ наказания «от обратного» — размытие титульной нации «вновь прибывших» стран Прибалтики путем переселения туда русских и других этнических меньшинств. Количество переселенцев за 30−50 годы оценивается не менее 6,5 миллионов человек! И не требуется никакого разрешения на работу, миграционной карты, согласований со службой труда и занятости. Рабам разрешение на работу ни к чему. Решили — сделали, сопровождая эти акты массовыми расстрелами и голодоморами. Плоды этой «миграционной политики» мы пожинали, пожинаем, и, к сожалению, еще долго будем этим заниматься.
60−80 годы, эпоха развитого социализма Наступление «оттепели», осуждение культа личности, космический прорыв СССР, родили новую волну молодежного энтузиазма строителей социализма, которая часто недооценивается как западными, так и отечественными советологами. Самые большие потоки внутренней миграции были инициированы освоением целины — Средняя Азия, и комсомольскими ударными стройками, наиболее масштабные — возведение сибирского города Братск и Братской Гидроэлектростнанции и Байкало-Амурская (железнодорожная) магистраль (БАМ) — Юго-Восточная Сибирь и Дальний Восток. Многие из этих строек начались или проектировались уже в 30−50 годах, но грандиозные масштабы обрели именно в 60−70 годы. Оновная тяжесть социалистического ударного труда ложилась уже не на заключенных ГУЛАГ-а, который тем не менее продолжал успешно функционировать, ставка делалась на комсомольцев — политически активную молодежь. Колоссальная пропаганда удобрялась и неплохими заработками и возможностями дальнейшего карьерного роста. Сейчас, спустя более полувека, экономические выгоды этих строек для СССР представляются спорными, но политические выгоды присутствуют до сих пор, включая и страны СНГ, если внимательно присмотреться к политическому и деловому истэблишменту бывших республик СССР, не говоря о том, что в 90-е годы такой внимательности взора даже и не требовалась — все лежало на поверхности. Между тем наблюдается и активное привлечение иностранных работников — в основном специалистов высшей и средней квалификации. Решение КПСС (Коммунистическая Партия Советского Союза) — самое лучшее разрешение на работу для специалистов не только из стран Варшавского договора, но и из стран «загнивающего капитализма». Яркий пример — Волжский автозавод (ВАЗ), фундамент которого заложили итальянцы из ФИАТа. О добротности и надежности первой модели «жигулей» — ВАЗ-01 или «копейке», к которой прикасалась рука итальянского пролетария, до сих пор ходят легенды. При Брежневе Л. И. многие московские гостиницы отводили часть этажей, или даже целый корпус, как гостиница Варшава-2 на Котельнической набережной, для иностранных работников из Югославии, Польши и ГДР. Среди социалистических «гастарбайтеров» преобладали строители, специалисты легкого машиностроения и пишевики. Другим существенным потоком иностранцев в СССР и наоборот — это политика КПСС в отношении развивающихся стран, чьи власти склонялись к социалистическому пути развития.
90-е годы. Распад СССР, локальные конфликты Распад СССР — событие, которое кардинально изменило миграционную картину конца 20 века не только бывших республик СССР, но всего мира. В первую очередь — это массовый выезд русских из республик бывшего Союза — в основном из средней Азии, прибалтийских республик и Молдавии. С 1990 по 1997 год количество русских репатриантов превысило 2,6 миллиона человек. Основными причинами являлись рост национального самосознания титульных наций, выливавшийся нередко в открытый национализм, захват новыми политическими элитами ключевых постов во властных структурах, и наконец, как результат борьбы за власть и за контролем рынков — этнические конфликты, также нередко прераставшие в массовую резню, когда так называемые «полевые командиры» особо не разбирались в национальной принадлежности — главное, что «не наш и не с нами». Эти же конфликты породили волны беженцев, которые, спасая свои жизни, покидали насиженные места и вместе с русскими репатриантами устремлялись в Россию. С этого времени начало формироваться миграционное законодательство, которое в конечном счете упростило процесс получения российского гражданства, и истекающих из него прав, включая конституционное право на работу. С другой стороны, падение железного занавеса привела к эмиграции из России в Европу и США по некоторым оценкам более 6 миллионов человек. Причем если в конце 80-х годов флагманами эмиграции были еврейская, армянская и немецкая диаспоры, то к середине 90-х годов пальму первенства перехватила титульная нация — русские, и не только те, которые активно скупали иностранную недвижимость (особенно дешевую испанскую и восточноевропейскую) и чьи потомки устремились на учебу в престижные университеты мира, но и рядовые граждане, которые в силу ряда причин оказывались владельцами маленьких магазинчиков, бутиков и кафе в столицах бывших стран Варшавского договора, а также хорошие специалисты в определенных областях самого различного возраста, но как правило, небольшого достатка в условиях, когда челночный бизнес приносил на несколько порядков больше денег, чем передача знаний и бесценного опыта новому поколению.