Какие факторы лежат в основе патриотического воспитания?
При таком походе трудно представить, чтобы история выполняла свою естественную функцию Великого Учителя жизни, чтобы она оказывала влияние на нравственное формирование молодежи, развитие их души и интеллекта. А это так необходимо сегодняшнему молодому поколению". Таким образом, патриотическое воспитание исключает незаслуженное восхваление своего народа, не преувеличивает его успехи, не допускает… Читать ещё >
Какие факторы лежат в основе патриотического воспитания? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Патриотическое воспитание осуществляется на основе объективного изучения исторического прошлого.
На рубеже ХХХХ1вв. достижения обновляющейся России не так уж велики, чтобы вызвать у всех учащихся и студентов высокий дух патриотизма. Прошлое же зачастую не вызывает гордости за жизнь своих далеких и близких предшественников по причине очернения, фальсификации их истории в девяностых годах ХХв. В начале III тысячелетия учителя и учащиеся должны помнить, что «дети без родителей» — это не мы, «Иваны — родства не помнящие» — это тоже не мы. Для этого требуется ярко показывать все достижения Руси — России — ССР — Российской Федерации независимо от того, каким было государство — княжеским, царским или советским. Делая это ярко, учитель несомненно прививает чувство гордости за Родину, ведь ее достижения действительно заслуживают уважение.
Патриотическое воспитание осуществляется путем показа героической борьбы, подвигов, талантов российских граждан — примерах для подражания.
Раскрывать подвиги героев необходимо так, чтобы учащиеся осознавали, почему наши далекие предки и недавно существовавшие предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя Отечества. Не хотели же умирать крестьянин Иван Сусанин и полководец Петр Багратион, летчик Петр Нестеров и разведчица Зоя Космодемьянская, сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки или амбразуры, таранил вражеские самолеты, не выдавал под страшными пытками военной и государственной тайны. Не хотели, тем не менее, на смерть шли.
Известный педагог В. А. Сухомлинский по этому поводу писал сыну — студенту: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя».
Ни один урок не должен проходить без изучения достойных личностей. Особенно ярко представляются борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю русскую. На их примерах воспитываются идеалы служения Отечеству.
Честно служили Отечеству
Патриотическое воспитание включает формирование высоких нравственных качеств у учащихся.
В учебниках истории редко просматривается нравственная сторона поступка, поведения, факта, события и т. д. И если молодежь даже и хорошо знает заслуги перед Отечеством Петра I, М. Сперанского, Александра II, Л. Толстого, С. Витте, Г. Жукова, Р. Зорге, Ю. Гагарина и других достойных сынов Отечества, они далеко не всегда представляют нравственные устои и мотивы их деятельности.
Как справедливо заметила Басовская Н. И., «…гуманитарные науки отличаются интересом и вниманием к человеку, его деятельности, и в первую очередь, к деятельности духовной. С помощью современного учебника истории читателю невозможно представить картину жизни, «ощутить» аромат ушедших эпох, услышать голоса конкретных людей.
При таком походе трудно представить, чтобы история выполняла свою естественную функцию Великого Учителя жизни, чтобы она оказывала влияние на нравственное формирование молодежи, развитие их души и интеллекта. А это так необходимо сегодняшнему молодому поколению".
Патриотическое воспитание не допускает проявлений высокомерного превосходства своего народа над другими.
В XVII — XIX вв. в российских учебниках и исторических работах наблюдалось заметное приукрашивание исторического прошлого Отечества. Характеристика военно — исторических трудов середины XIX в. выглядела так:
«…Все войны наши описывались на один лад, по данной мерке: восхвалялись доблести русских победоносных войск, дарования и мудрость их предводителей, говорилось, что для наших войск нет. и не может быть ничего невозможного, что враги чуть не везде обращались перед нами вспять; о неудачах же своих и ошибках мы или умалчивали, или упоминали мимоходом, как о случайностях неважных, в которых притом мы и виноваты не были; словом, в те времена писали мы похвальные слова сами себе, а не историю».
Таким образом, патриотическое воспитание исключает незаслуженное восхваление своего народа, не преувеличивает его успехи, не допускает недооценки противостоящей стороны в мирное или военное время, презрение к предполагаемому или реальному противнику и т. д.