Социально-экономическое положение в Казахстане в XVI-XVII веках
Однако, на большей части территории Казахстана земледелие в XVI—XVII вв. было развито слабо, им занимались обычно обедневшие казахи, не имевшие скота. Характерно, что такие обедневшие хозяйства («жатак» — буквально «лежащие» и «отрак» — «сидящие») при обзаведении скотом нередко возвращались к кочевому и полукочевому скотоводству. Пашни обычно располагались около зимовок. Богатые скотовладельцы… Читать ещё >
Социально-экономическое положение в Казахстане в XVI-XVII веках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Определенное значение в хозяйственной деятельности казахов имели охота и рыболовство. В ряде районов казахи занимались и земледелием. Очаги земледельческой культуры были сосредоточены в Семиречье и Южном Казахстане, особенно в районах Сырдарьи, Арыси, Чу, Таласа, в долинах рек, стекающих с Каратау, а также в районе Улутау, в Атбасарской степи. Занятие «хлебопашеством» по побережью Зайсана отмечено в 1654 г. Федором Байковым. О пахотных участках и посевах хлебов (пшеницы, ячменя), а также проса у казахов в районе Туркестана сообщают в конце XVII в. и русские послы, ездившие к хану Тауке.
Земледелие в южных районах, как правило, было поливным. Так, участки посевов в районах, прилегавших к Сырдарье, имели обычно разветвленную сеть каналов и арыков. Как показали археологические исследования, посевы в Ограрском оазисе в XV—XVII вв. снабжались водой из системы Тимур-Арыка, головное сооружение которого находилось на Арыси; протяженность магистрального канала достигала 40 км. В районе г. Туркестан, судя по вакфным грамотам, земли орошались каналами, выведенными из родников и горных речек.
В окрестностях Саурана в XVI в. действовала кяризная система орошения. Согласно Зайн аддину В’асифи, «подобных им (кяризам) не видели люди, объехавшие весь мир». Он же сообщает, что исток кяризов был на расстоянии фарсаха от города; «над ним была построена крепость, внутри которой был прорыт колодец глубиной 200 гязов». У истоков кяризов находилось водохранилище, а на участке земли, орошаемой водой одного из кяризов, был устроен чарбаг — поместье с садами, виноградниками и хозяйственными постройками. Остатки таких кяризов сохранились до наших дней, они представляли собой сложные и трудоемкие сооружения. Строительство и периодические чистки кяризов были очень трудны и связаны с риском для жизни.
Васифи рассказывает: «Случилось так, что воздух в колодце испортился и работать стало невозможно. Тогда с одной стороны колодца прокопали ход размером с небольшой арык до его [колодца] глубины и пропустили через ход нечто вроде рукава, сшитого из кожи. К голове рукава приставили кузнечные мехи и качали воздух, а мастера-землекопы работали. Землекопы работали подвязав на бедра по две тыквы, чтобы не утонуть, если бы вода вдруг забила фонтаном».
В районе Сыгнака, по сообщению Ибн Рузбихана, как «прежде, поля орошались самотечными арыками, выведенными, из Сейхуна (Сырдарьи) и из речек, стекавших с Каратау.
Археологические исследования в районе средневековых городов левого берега Сырдарьи (Аркука, Узгенда, Ак-Кургана) свидетельствуют о том, что и здесь орошение базировалось на магистральных самотечных системах.
Массивы орошаемых земель имелись также в районах Сай-рама, Аркука, Культобе, Рана и других городов.
Сохраняли свое значение приемы однократной ирригации на паводковых разливах и лиманах; в предгорных районах использовались воды горных рек, иногда практиковались богарные посевы.
Однако, на большей части территории Казахстана земледелие в XVI—XVII вв. было развито слабо, им занимались обычно обедневшие казахи, не имевшие скота. Характерно, что такие обедневшие хозяйства («жатак» — буквально «лежащие» и «отрак» — «сидящие») при обзаведении скотом нередко возвращались к кочевому и полукочевому скотоводству. Пашни обычно располагались около зимовок. Богатые скотовладельцы при переходе на летние пастбища поручали, возделывание земли, уход за посевами и их охрану беднякам, осевшим около зимовок.
Сеяли главным образом просо, отчасти пшеницу, ячмень, на юге джугару.
Земледельческие орудия были весьма примитивны. Это — мотыга или кетмень, деревянная соха и борона, серпы. Сеяли вручную, молотили на токах лошадьми, иногда цепами. Хранилось зерно в ямах, стены которых обжигались. Для полива использовалась атпа — примитивное водоподъемное сооружение, состоявшее из деревянного черпака, рукоятка которого подвешивалась на треножнике. Черпаком поднимали воду и выливали ее на площадку в конце канавы, откуда она шла на орошаемый участок. Для полива применялся также чигирь — более сложное водоподъемное сооружение, представлявшее собой большое колесо, по окружности которого были укреплены кожаные или из другого материала кувшины; при вращении колеса они набирали из реки воду и выливали в желоба, ведущие на пашню.