Древнерусское зодчество XI-XVI вв
Хотя стены собора выложены по-византийски — из плинфы и камня на цементном растворе, а в основу композиции положена византийская крестово-купольная система, в нем отразились композиционные особенности русских деревянных многокупольных церквей, прообразы которых сохранились до наших дней. Это сказалось. в кладке стен, имитирующей сруб, в 13 куполах (ни Запад ни Византия не знали в то время такого… Читать ещё >
Древнерусское зодчество XI-XVI вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наибольшего расцвета архитектура средневековой Руси достигла в периоды укрепления и централизации княжеской власти. Первый такой период относится к XI в., когда Киевская Русь объединила мелкие феодальные владения в единое княжество. Благодаря этому во время княжения Ярослава Мудрого (1019−1054) территория Киева увеличилась примерно в 6 раз; по свидетельству современника-иностранца, Киев имел тогда более 400 церквей и 8 рынков Киевская Русь поддерживала обширные торговые и культурные связи с Византией, наиболее развитым в то время государством. После принятия Русью христианства (989 г.) в Киев приглашаются зодчие для строительства первых христианских сооружений из камня.
Самым большим, сооружением был собор Софии, построенный в центре Киева вскоре после победы над печенегами.
Рис. 76. Собор Софии. Киев
Хотя стены собора выложены по-византийски — из плинфы и камня на цементном растворе, а в основу композиции положена византийская крестово-купольная система, в нем отразились композиционные особенности русских деревянных многокупольных церквей, прообразы которых сохранились до наших дней. Это сказалось. в кладке стен, имитирующей сруб, в 13 куполах (ни Запад ни Византия не знали в то время такого количества куполов). Собор дошел до нашего времени со значительными переделками.
Следующий новый этап в развитии архитектуры относится к XV—XVI вв., когда Московское княжество завершало объединение земель в сильное централизованное государство. В Москве ведется обширное строительство соборов, дворцов и укреплений Кремля. В центре Кремля возводится столп сторожевой башни — Иван Великий.
Вокруг Москвы и на небольшом удалении от нее строятся сторожевые монастыри — Коломенский, Сергиевской лавры (г. Загорск) и др.
По словам К. Маркса, изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва замечавшая существование Московии, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах.
В XVI в. процесс собирания земель протекает в условиях борьбы с монгольским игом и подъема национального самосознания.
В этот период созданы новые архитектурные формы каменных шатровых церквей по типу деревянных шатровых храмов, состоящих или из одного столпа (шатра), как это видно на рис. 16 и 17, или из сочетания нескольких столпов.
Выдающимися памятниками русской и мировой архитектуры, построенными в XVI в., являются церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой и Покровский собор на Красной площади в Москве — храм Василия Блаженного.
Рис. 78. Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой (1532 г.)
Рис. 79. Покровский собор на Красной площади в Москве — храм Василия Блаженного. (1555−1560). Общий вид.
Рис. 80. Покровский собор в Москве (план)
Многошатровая каменная композиция была блестяще применена в Покровском соборе, состоящем из 9 столпов, объединенных подклетом и галереями.
При больших объемах эти два памятника имеют незначительную площадь помещений, так как рассчитаны в основном на внешнее обозрение. Таким образом, культовое назначение здесь имело второстепенное значение, и церкви являлись прежде все; памятниками-монументами в честь исторических событий: первый — в ознаменование рождения Ивана IV, второй — в честь освобождения страны от татаро-монгольского ига.
Рис. 82. Церковь в селе Уна. Архангельской обл. (1501)-макет