Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Древнерусское зодчество XI-XVI вв

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Хотя стены собора выложены по-византийски — из плинфы и камня на цементном растворе, а в основу композиции положена византийская крестово-купольная система, в нем отразились композиционные особенности русских деревянных многокупольных церквей, прообразы которых сохранились до наших дней. Это сказалось. в кладке стен, имитирующей сруб, в 13 куполах (ни Запад ни Византия не знали в то время такого… Читать ещё >

Древнерусское зодчество XI-XVI вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наибольшего расцвета архитектура средневековой Руси достигла в периоды укрепления и централизации княжеской власти. Первый такой период относится к XI в., когда Киевская Русь объединила мелкие феодальные владения в единое княжество. Благодаря этому во время княжения Ярослава Мудрого (1019−1054) территория Киева увеличилась примерно в 6 раз; по свидетельству современника-иностранца, Киев имел тогда более 400 церквей и 8 рынков Киевская Русь поддерживала обширные торговые и культурные связи с Византией, наиболее развитым в то время государством. После принятия Русью христианства (989 г.) в Киев приглашаются зодчие для строительства первых христианских сооружений из камня.

Самым большим, сооружением был собор Софии, построенный в центре Киева вскоре после победы над печенегами.

Собор Софии. Киев.

Рис. 76. Собор Софии. Киев

Хотя стены собора выложены по-византийски — из плинфы и камня на цементном растворе, а в основу композиции положена византийская крестово-купольная система, в нем отразились композиционные особенности русских деревянных многокупольных церквей, прообразы которых сохранились до наших дней. Это сказалось. в кладке стен, имитирующей сруб, в 13 куполах (ни Запад ни Византия не знали в то время такого количества куполов). Собор дошел до нашего времени со значительными переделками.

Следующий новый этап в развитии архитектуры относится к XV—XVI вв., когда Московское княжество завершало объединение земель в сильное централизованное государство. В Москве ведется обширное строительство соборов, дворцов и укреплений Кремля. В центре Кремля возводится столп сторожевой башни — Иван Великий.

Вокруг Москвы и на небольшом удалении от нее строятся сторожевые монастыри — Коломенский, Сергиевской лавры (г. Загорск) и др.

По словам К. Маркса, изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва замечавшая существование Московии, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах.

В XVI в. процесс собирания земель протекает в условиях борьбы с монгольским игом и подъема национального самосознания.

В этот период созданы новые архитектурные формы каменных шатровых церквей по типу деревянных шатровых храмов, состоящих или из одного столпа (шатра), как это видно на рис. 16 и 17, или из сочетания нескольких столпов.

Выдающимися памятниками русской и мировой архитектуры, построенными в XVI в., являются церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой и Покровский собор на Красной площади в Москве — храм Василия Блаженного.

Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой (1532 г.).

Рис. 78. Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой (1532 г.)

Покровский собор на Красной площади в Москве - храм Василия Блаженного. (1555-1560). Общий вид.

Рис. 79. Покровский собор на Красной площади в Москве — храм Василия Блаженного. (1555−1560). Общий вид.

Покровский собор в Москве (план).

Рис. 80. Покровский собор в Москве (план)

Многошатровая каменная композиция была блестяще применена в Покровском соборе, состоящем из 9 столпов, объединенных подклетом и галереями.

При больших объемах эти два памятника имеют незначительную площадь помещений, так как рассчитаны в основном на внешнее обозрение. Таким образом, культовое назначение здесь имело второстепенное значение, и церкви являлись прежде все; памятниками-монументами в честь исторических событий: первый — в ознаменование рождения Ивана IV, второй — в честь освобождения страны от татаро-монгольского ига.

Церковь в селе Уна. Архангельской обл. (1501)-макет.

Рис. 82. Церковь в селе Уна. Архангельской обл. (1501)-макет

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой