Анализ психолого — педагогический, методической и учебной литературы по теме
Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме. Вокруг ученика «выстраивать окружение» из физических явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений… Читать ещё >
Анализ психолого — педагогический, методической и учебной литературы по теме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Личностно — ориентированный подход в обучении
В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.
Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:
- -разноуровневый;
- -дифференцированный;
- -индивидуальный;
- -субъективно-личностный.
Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода:
- -диалогичность;
- -деятельностно-творческий характер;
- -направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
- -предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
— личностно-ориентированное обучение;
— технология саморазвивающего обучения;
— педагогика сотрудничества;
— педагогические технологии адаптивной школы;
— гуманно-личностная технология;
— игровые технологии;
— технологии развивающего обучения;
— проблемное обучение;
— технологии уровневой дифференциации;
— технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
— технология «Педагогические мастерские».
При освоении любой науки целесообразна широкая опора на все аспекты субъективного опыта, как это имеет место в ходе приобретения обыденного знания. Поэтому в обучении необходимо учитывать естественную логику познания, которая свойственна психологии и физиологии ребенка, а не только логику физики как научной дисциплины.
Для построения личностно-ориентированной технологии обучения физике необходимо исходить из следующих ключевых позиций:
— необходимо использовать естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта;
— вокруг ученика «выстраивать окружение» из физических явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в повседневной жизни; использовать биофизический материал;
— обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия: «вижу» — «слышу» — «чувствую»;
— постоянно создавать смысловые ситуации, в которых специально объединены изученные элементы учебного материала вокруг одной ключевой темы (модели, закона или явления);
— целесообразно обеспечивать динамические переходы от мелких дидактических единиц к крупным и, наоборот, устанавливать аналогии;
— обучение необходимо строить с учетом «переключения» фокусов произвольного и непроизвольного внимания. Для этого можно, например, предусматривать в учебном процессе игровую или сенсорную деятельность;
— большое внимание уделять качественным задачам;
— использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной;
— постоянно и разнообразно мотивировать ученикам выполнение каждого нового вида учебной деятельности и стимулировать ее осуществление;
— создавать индивидуальную перспективу («траекторию развития» личности) ожиданий различных результатов обучения;
— необходимо предусматривать проведение специальных занятий (викторин, КВН, конференций), посвященных широкой интеграции знаний;
— расширять спектр личностного выбора ученика;
— способствовать развитию позитивной «Я — концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности.
Конструирование личностно — ориентированной технологии урока.
Начало организации урока, постановка целей, сравнение «текущего состояния» с планируемыми целями. Реализация определенной последовательности основных этапов урока. Проверка того, как достигаются цели. Подведение итогов, настрой учащихся на будущее использование знаний. Рефлексия. Использование личностно — ориентированного подхода в обучении и воспитании невозможно без применения диагностики и самодиагностики. На уроках используются карточки трех цветов:
красный — удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке;
желтый — урок был интересен, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно;
зеленый — пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, к ответу на уроке я не был готов.
В конце урока каждый ученик сдает учителю карточку того цвета, который соответствует его оценке урока.