Петровское барокко.
Петровское борокко
В 1697 г. Великое посольство прибыло в Ригу. Можно предположить, что первые заграничные впечатления русского царя были самыми сильными (ему было 25 лет). И, вероятно, первое, что царь увидел, — огромная башня церкви Св. Петра в Риге (1688—1690). Вся эта мощь настолько удивила и произвела впечатление на Петра, что в силуэте этой башни со шпилем У него укладывается будущий образ Петропавловского… Читать ещё >
Петровское барокко. Петровское борокко (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ПЕТРОмВСКОЕ БАРОмККО — это стиль, одобренный Петром I который использовался для проектирования зданий в городе Санкт-Петербурге. Ограниченный условными рамками 1697—1730 гг. (архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры).
Поэтому словосочетание " петровское барокко" мы пишем со строчной буквы и берем в кавычки. Слово «петровское» отражает главную особенность — как и город, этот стиль создан при участии многих мастеров, но волей одного человека. Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов.
К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I.
Прообразом петровского барокко можно считать здания, возведённые в Москве до начала планомерной застройки новой столицы.
История возникновения «петровского барокко»
«Стиль «петровского барокко» контрастирует с архитектурой России ранних периодов. Призывая в Россию иностранных мастеров (манифест 16 апреля 1702 г.), царь Петр I объяснял это, в частности, тем, что на Западе быстрее, чем в России, распространялись искусства, родившиеся в античности: в Древней Греции и Риме. Русские волей царя Петра начали стремительно догонять Европу, чтобы в полной мере почувствовать себя «классическим народом». Однако первые результаты этого процесса сказались позднее, не в петровскую, а в елизаветинскую и екатерининскую эпохи. Только во второй половине XVIII в. идеи, заложенные Петром I, стали выражением национального триумфа. Следующей особенностью «петровского барокко» является быстрота преобразований.
Царь Петр I, стремительный и жестокий, был человеком неимоверной энергии и делал все с истинно русской широтой и размахом. Основы нового искусства закладывались в Москве.
Церковь в Дубровицах, церковь Архангела Гавриила (Меньшикова башня), Сухарева башня, Лефортовский дворец были своеобразными предтечами нового, петербургского стиля. Этот уникальный художественный стиль, сложившийся в особых исторических, географических и климатических условиях, был отражением личных вкусов Петра".
Из Европы в Петербург В отличие от архитектурных стилей предшествующего периода — стиль «петровского барокко» складывался из нескольких источников. Эти источники можно проследить исходя из маршрута первого заграничного путешествия Петра Великого с посольством в Западную Европу.
Голландия — юношеская любовь Петра I, которой он оставался верен всю жизнь. Плавать на английском боте его научил голландец Франц Тиммерман, он же обучил и нидерландскому языку. И Следовательно, Он позаимствовал стиль и у любимой им Голландии, как портовый город — крепость. Также, в Амстердаме, Гааге и Саардаме — с характерными голландскими зданиями двуцветной окраски. «Будет другой Амстердам!» — эта фраза царя называет главный источник архитектурного стиля «петровского барокко». Можно добавить и то, что для традиционной голландской архитектуры характерно декоративное использование мелких ордерных элементов — карнизов, пилястров и порталов с небольшими колонками и волютами. Эти детали из белого камня или дерева, беленого гипсом, хорошо выделяются на фоне красных кирпичных стен. Они придают зданиям нарядный, аккуратный и, вместе с тем, скромный, деловой вид, без излишней пышности.
«В 1697 г. Великое посольство прибыло в Ригу. Можно предположить, что первые заграничные впечатления русского царя были самыми сильными (ему было 25 лет). И, вероятно, первое, что царь увидел, — огромная башня церкви Св. Петра в Риге (1688—1690). Вся эта мощь настолько удивила и произвела впечатление на Петра, что в силуэте этой башни со шпилем У него укладывается будущий образ Петропавловского собора.
В Лейдене, а также в городах Фландрии — Антверпене, Генте, Брюгге — распространены ступенчатые фронтоны, а также конические, шпилевидные завершения башен.
В середине января 1698 г. Петр I посетил Англию. Его не мог не поразить огромный собор Св. Павла по проекту архитектора К. Рена. Купол лондонского собора, достигающий высоты 111 м, должен был соперничать с собором Св. Петра в Риме (символично повторение имен Свв. Апостолов Петра и Павла, давших затем имя собору в Петербурге). Симметричные башни собора Св. Павла в Лондоне следуют средневековой западноевропейской романо-готической традиции.
В ходе второго заграничного путешествия Петр в 1716—1718 гг. посетил Францию, осматривал Версаль, Трианон, Марли. Русский царь был поражен величием «Большого стиля» — импозантным сочетанием французского Классицизма и Барокко. Поэтому фразу царя: " Буду иметь сад лучше, чем в Версале у французского короля" следует понимать шире, чем просто идею создания Летнего сада в Петербурге.".
Именно в 1716 г., после кончины Людовика XIV, из Парижа в Петербург переехал скульптор и архитектор Бартоломмео Карло Растрелли Старший. В том же 1716 г. в Петербург вместе с целым штатом мастеров прибыл именитый французский архитектор Жан-Батист Александр Леблон (1679—1719).