Рост социальной направленности на рубеже 1916 — — 1917 гг
В столице параллельно с Экономическим сообществом офицеров Гвардейского корпуса, из последних сил пытавшимся удовлетворять потребительские запросы непомерно возросшего офицерского корпуса, возникло «Экономическое общество главных управлений военного министерства» («ГЛАВЭКОБ»). Оно замышлялось для узкого круга, элитного слоя российского офицерства всерьез и надолго, поставив своей целью доставку… Читать ещё >
Рост социальной направленности на рубеже 1916 — — 1917 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
российский монархия политический переворот Первая мировая война раскрыла теснейшую взаимосвязь и взаимозависимость войны и экономики. Она поставила перед государствами — ее участниками — ряд сложных экономических проблем, от решения которых во многом зависел ход военных действий.
Степень и конкретные проявления воздействия войны на экономику разных стран были неодинаковы, тем не менее, совершенно очевидны некоторые общие закономерности этого воздействия. Первая мировая война вызвала дезорганизацию экономики воюющих государств. Она нарушила сложившиеся пропорции и функциональные связи в хозяйственном организме и привела к резкому изменению условий капиталистического воспроизводства.
Вследствие мобилизации значительной части трудоспособного мужского населения все без исключения воюющие государства столкнулись в годы войны с проблемой рабочей силы. Поставленные войной задачи комплектования массовой армии и всемерного развертывания военного производства находились в явном противоречии. И чем дольше продолжалась война, тем острее становилось это противоречие. Особенное сильно ощущался недостаток квалифицированных рабочих. Отсюда снижение качественного состава рабочей силы, явившееся одной из важнейших причин падения производительности труда, наблюдавшегося в годы войны. Но понижение производительности труда неизбежно обусловливало повышение спроса на рабочую силу.
Все воюющие государства с первых же дней войны оказались вынуждены решать также проблему транспорта. Особенно большое значение она приобрела в России. Хотя общий объем работы железных дорог империи за первые два года войны возрос, объем коммерческих перевозок неуклонно уменьшался. В результате уже на первом году войны, несмотря на прекрасный урожай, страна стала испытывать продовольственные трудности. Другим результатом сокращения коммерческих перевозок был все увеличивающийся отрыв металлообрабатывающей промышленности, расположенной преимущественно на севере и в центре Европейской части России, от ее сырьевой базы — Южного промышленного района. Таким образом, война поставила под угрозу нормальное функционирование исторически сложившейся общественной системы разделения труда. Она нарушила связи между городом и деревней, между отдельными отраслями народного хозяйства и экономическими районами.
Война нанесла удар и по мировым экономическим связям. Она разорвала многочисленные нити международного обмена, финансирования, снабжения сырьем и продовольствием.
Во всех европейских воюющих странах кардинально изменилось соотношение между экспортом и импортом во внешнеторговом обороте: удельный вес импорта резко возрос, а экспорта, наоборот, понизился.
Россия до войны была меньше, чем Англия или Германия, связана с внешним рынком. На ее долю приходилось всего 3,5% мирового торгового оборота. Тем не менее, разрыв внешнеторговых связей оказал существенное воздействие и на ее экономику. С первых же дней войны прекратился ввоз в Россию английского угля. Между тем на нем работала почти вся промышленность Северо-Западного района, главного центра машиностроения и металлообработки. Необходимость подвоза донецкого угля в этот район увеличила нагрузку железнодорожного транспорта, и без того не справлявшегося с коммерческими перевозками. Прекращение импорта фабрично-заводского оборудования крайне затруднило военную перестройку промышленности. Большие трудности стала испытывать промышленность России из-за недостатка цветных металлов, значительная часть которых до войны также ввозилась из-за границы. Недостаток импортного сырья для производства взрывчатых веществ вызвал необходимость создания собственной коксобензольной промышленности. Наконец, сокращение ввоза хлопка потребовало развития его производства в Средней Азии. До войны Россия была крупнейшим экспортером хлеба. Прекращение его вызова, казалось бы, должно было предотвратить возможность продовольственных затруднений. Но оно лишало царское правительство важнейшего источника получения платежных средств для закупок за границей.
Война внесла полное расстройство в сложную систему международных расчетов. Механически были прекращены всякие расчеты с враждебными государствами. Оказались отсрочены и расчеты между союзниками, а также с нейтральными странами. Война вызвала серьезные потрясения и во внутреннем финансовом хозяйстве воюющих стран. Были закрыты фондовые биржи. Большинство воюющих государств объявило вексельный мораторий. Коммерческий кредит оказался нарушен. Везде был прекращен обмен кредитных билетов на золото. Одновременно центральные эмиссионные банки выпустили в обращение большое количество кредитных билетов для покрытия чрезвычайных расходов, связанных с мобилизацией. Однако в начале войны эта мера нигде не вызвала сколько-нибудь серьезного расстройства денежного обращения. Ряду стран — Франции, Австро-Венгрии, России — пришлось испытать, кроме того, воздействие такого фактора, как потеря в начале войны территорий, имевших народнохозяйственное значение. Таковы те условия, в которых происходил переход народного хозяйства воюющих стран на военные рельсы. Воздействие этих условий на первом этапе войны привело во всех воюющих странах к общему расстройству экономической жизни, резкому сокращению промышленного производства, закрытию большого числа коммерческих предприятий. В России уже к сентябрю 1914 г. было закрыто 502 промышленных предприятия, а 1034 предприятия сократили производство. В 1915 г. число закрытых предприятий, а также сокративших свое производство, еще более возросло. Среди них было немало и таких, работа которых в условиях войны имела важное значение.
Масштабы первой мировой войны, резко возросшая численность вооруженных сил страны, обострившееся экономическое положение в обществе потребовали изменения характера тылового обслуживания войск и значительного увеличения его объемов.
24 марта 1916 года в Государственной думе «в порядке спешности» было рассмотрено законодательное предположение о кооперативах. Докладчик — депутат В. А. Ржевский говорил, — ссылается в своей монографии Ю. В. Братющенко: «В развитии кооперации заинтересованы не только отдельные классы, но и государственная власть, хотя бы в узко фискальном отношении».
Доклад В. Ржевского основывался на том, что в городах и весях активизировались кооперативы, в частности, потребительные, а на фронте стали создаваться самостийные «землавки». Даже в государственных властных структурах стали задумываться о социальной самозащите.
В столице параллельно с Экономическим сообществом офицеров Гвардейского корпуса, из последних сил пытавшимся удовлетворять потребительские запросы непомерно возросшего офицерского корпуса, возникло «Экономическое общество главных управлений военного министерства» («ГЛАВЭКОБ»). Оно замышлялось для узкого круга, элитного слоя российского офицерства всерьез и надолго, поставив своей целью доставку своим членам по возможно дешевой цене, различных предметов потребления и домашнего обихода и различными способами и средствами удовлетворять материальные и духовные нужды своих членов.
В отличие от всех «экономок» «ГЛАВЭКОБ» наряду с экономической разработало широкую социальную концепцию, нашедшую отражение в уставе, где сказано: сообразно цели экономическому обществу представляется:
- · устраивать для изготовления, хранения и продажи предметов обмундирования, снаряжения, потребления и домашнего обихода собственные склады, заведения, лавки и магазины и арендовать таковые;
- · вступать в договоры и обязательства с посторонними лицами и учреждениями о поставке указанных предметов, а равно относительно денежных средств, нужных обществу;
- · приобретать в собственность недвижимые имущества, необходимые для целей общества;
- · выпускать периодические и отдельные издания;
- · входить в другие, соответствующие целям общества, организации;
- · организовывать и устраивать офицерские собрания, столовые, библиотеки, читальни, справочные конторы, судо-сберегательные, пенсионные, страховые, похоронные и т. п. кассы, дешевые квартиры, учебные и лечебные заведения, а также концерты, лекции и соответствующие целям Общества развлечения.
О практической деятельности этого элитного общества известно лишь то, что его правление разместилось в столице, в доме № 8 по Морской улице, розничные магазины — на Вознесенском проспекте, 13, и на улице Фурштадтской, 3, магазин обуви — на Владимирском просректе, 17, а оптовый склад в Измайловском продовольственном магазине № 5 на Обводном канале.
Потребительное общество было разрешено. Оно получило льготный кредит и, пользуясь своим особым положением, сразу же развернуло коммерческую деятельность. Этому способствовало и то, что 11 мая 1916 года высочайше было утверждено положение Совета Министров о добавочном довольствии членов правительственной службы по случаю вздорожания жизни. МВД также был уполномочен на выдачу намеченных ссуд и безвозвратных пособий потребительным обществам правительственных служащих.
Офицерские экономические общества действовали с первого дня войны. Они в большинстве своем были довольно многочисленными, экономически сильными. Некоторые имели опыт участия в обслуживании войск на фронте.
Не застала война врасплох экономические общества и в организационном отношении.
Главную заботу с началом первой мировой войны для всех обществ представляла проблема обеспечения офицеров, отправлявшихся на фронт, самыми необходимыми товарами. На прилавках магазинов появились в основном предметы сугубо военно-походного предназначения: полевой багаж самой новой системы, спальные мешки, чемоданы-кровати, кавалерийские вьюки, складные несессеры, кожаные подушки и наволочки, прорезанные накидки, кожаные куртки и брюки на фланели, походные аптечки и т. п.
Ассортимент съестных припасов пополнился рыбными и мясными консервами, сгущенными и сухими бульонами, молоком в порошке, походным шоколадом и какао.
Офицерские вещи, предметы снаряжения и продукты питания раскупались быстро и в больших количествах. Вскоре стало очевидно, что созданные запасы не могут удовлетворить потребительского спроса, а производство их в масштабе государства не было налажено с расчетом на многократно возросшие потребности армии. Впрочем, жизнь обществ в военные годы не сводилась только к вопросу, обеспечат ли они запросы пайщиков и годовых подписчиков. Для увеличения торговых оборотов они усиленно расширяли собственное производство.
Офицерские экономические общества в годы империалистической войны не выделяли из своих фондов продукты питания и предметы первой необходимости нижним чинам. Походные отделения не могли в полной мере обеспечить своих членов-пайщиков и годовых подписчиков. Но солдатская масса в не меньшей степени нуждалась в неплановой материальной поддержке. В 1915 году военное ведомство решило возродить лавки для нижних чинов. С этой целью оно обратилось к Всероссийскому земскому союзу помощи больным и раненым воинам с просьбой организовать внеплановое снабжение армии. В марте 1915 года Варшавский Комитет земского союза организовал три лавки в районе Варшавы и несколько позже по их опыту еще 15 лавок в Знаменском районе.
При комитете Земсоюза Западного фронта был создан специальный лавочный отдел, который разработал положение о солдатских лавках, составил схему их организации и добился кредита в сумме одного миллиона рублей. Для организации лавок были привлечены сотрудники Московского Союза Потребительных Обществ, служившие в Земсоюзе. Позднее именно кооперативные работники сумели соединить лавки с развернувшимся в армии кооперативным движением.
В условиях, когда армия голодала, не хватало обмундирования и обуви, когда в невиданных размерах возросла спекуляция, а денежный рынок наводнился бумажными банкнотами, когда «летучие отряды» офицерских «экономок» по-прежнему обслуживали только офицеров, хотя жизнь и их делала всесословными, появляющиеся солдатские лавки оказывались хорошим подспорьем для рядовой массы. К концу 1915 года только на Западном фронте функционировало 216 солдатских лавок со средним оборотом до 10 000 рублей в месяц на каждую лавку.
Земские комитеты взяли на себя заботу по заготовке и распределению продуктов питания и предметов солдатского обихода, для чего ввели в торговый оборот огромные суммы общественных средств. Их помощь воюющей армии особенно проявилась в результате объединения усилий с потребительской кооперацией.