Прогнозирование ресурса контактно-щеточных узлов капитально отремонтированных генераторов мобильных сельскохозяйственных машин
Апробация. Основные положения диссертационной работы изложены и одобрены на научных семинарах кафедры «Электрические машины и эксплуатация электрооборудования в сельском хозяйстве» и ежегодных межвузовских научно9 технических конференциях Челябинского государственного аг-роинженерного университета в 1996;2002 гг.- на XV международной межвузовской школе — семинаре «Методы и средства технической… Читать ещё >
Содержание
- 1. Состояние вопроса и задачи исследования
- 1. 1. Надежность — основная характеристика качества отремонтированных автотракторных генераторов
- 1. 2. Существующие методы испытаний автотракторных генераторов
- 1. 3. Модели надежности контактно-щеточных узлов электрических машин, используемые при стендовых испытаниях
- 1. 4. Анализ существующих стендов для испытания АТГ на надежность
- 1. 5. Выводы и задачи исследования
- 2. Теоретическое обоснование ускоренной оценки ресурса элементов контактно-щеточных узлов капитально отремонтированных генераторов по результатам стендовых испытаний
- 2. 1. Критерии подобия стендовых и эксплуатационных испытаний
- 2. 2. Обоснование математической модели послеремонтного ресурса КЩУАТГ
- 2. 3. Определение показателя изменения параметра технического состояния элементов контактно-щеточных узлов автотракторных генераторов от наработки
- 2. 4. Зависимость скорости изменения ПТС элементов
- КЩУ АТГ от действующих факторов
- 2. 5. Модель пересчета результатов форсированных испытаний на нормальные режимы работы
- 2. 6. Прогнозирование поелеремонтного ресурса элементов КЩУ АТГ с использованием метода статистического регулирования
- 2. 7. Выводы
- 3. Методика экспериментального исследования
- 3. 1. Выбор типоразмера исследуемого автотракторного генератора
- 3. 2. Методика получения сведений об основных факторах, определяющих ресурс КЩУ АТГ и начального ПТС, заложенного на стадии ремонта
- 3. 3. Методика определения скорости изменения ПТС и показателя, характеризующего изменение ПТС от наработки детали
- 3. 4. Технические средства обеспечения проведения ускоренных стендовых испытаний
- 3. 4. 1. Основные требования к экспериментальной установке, выбор схемы и конструкции стенда
- 3. 4. 2. Устройство для измерения износа и биения контактных колец АТГ
- 3. 5. Планирование стендовых износных испытаний и методика обработки результатов
- 3. 6. Методика получения информации о ресурсе элементов КЩУ АТГ по результатам статистического моделирования на ЭВМ
- 3. 7. Методика эксплуатационных испытаний элементов
- КЩУ АТГ
- 3. 8. Сопоставление результатов стендовых и эксплуатационных испытаний элементов КЩУ АТГ
- 3. 9. Выводы
- 4. Результаты и анализ экспериментальных исследований
- 4. 1. Характеристика основных эксплуатационных и ремонтно-технологических факторов
- 4. 2. Характеристика начальных значений ПТС, закладываемых при ремонте
- 4. 3. Характер изменения ПТС элементов КЩУ АТГ
- 4. 4. Зависимости скорости изменения параметра технического состояния от основных факторов
- 4. 5. Приведение результатов стендовых ускоренных испытаний КЩУ АТГ к эксплуатационным условиям
- 4. 6. Оценка ресурса КЩУ отремонтированных АТГ
- 4. 7. Результаты эксплуатационных испытаний элементов КЩУ АТГ
- 4. 8. Соответствие результатов стендовых и эксплуатационных испытаний КЩУ АТГ
- 4. 9. Выводы
- 5. Технико-экономическая эффективность стендовых ускоренных испытаний контактно-щеточных узлов капитально отремонтированных генераторов
Прогнозирование ресурса контактно-щеточных узлов капитально отремонтированных генераторов мобильных сельскохозяйственных машин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эффективное использование сельскохозяйственной техники тесно связано с обеспечением ее высокой надежности. При рыночных отношениях проблема повышения надежности отремонтированной сельхозтехники является чрезвычайно важной. Особую актуальность это приобретает сейчас, когда существенно сокращаются поставки сельскохозяйственным предприятиям новой техники. В настоящее время оставшийся ресурс с.х. техники не превышает 15% [9].
Данные эксплуатации автотракторного парка свидетельствуют о том, что 15 — 25% отказов и неисправностей автомобилей и тракторов приходится на систему электрооборудования, причем на. систему электропитания приходится 45% отказов от общего числа отказов систем электрооборудования [16].
При работающем двигателе трактора и автомобиля основным источником электроэнергии является генератор, обеспечивающий их электроснабжение и заряд аккумуляторной батареи.
Статистика видов отказов автотракторных генераторов (АТГ) и доли затрат на их устранение в условиях сельского хозяйства показывает, что наибольшая вероятность отказов и доля удельных затрат на их устранение приходится на контактно-щеточный узел (КЩУ), поэтому наиболее &bdquo-слабым звеном" АТГ является этот узел [15, 45] .
Учитывая, что генераторы являются важнейшим ресурсным звеном для тракторов и автомобилей и их низкую надежность в условиях сельскохозяйственного производства, повышение надежности отремонтированных автотракторных генераторов приобретает актуальное значение.
Повышение эффективности управления качеством восстановления электрооборудования сельскохозяйственных машин, обеспечение его безотказности в напряженные циклы полевых работ, а также планирование резерва запасных частей возможно только .на основе систематического контроля его послеремонт-ной надежности. Это требует проведение специальных ресурсных испытаний. В условиях рыночных отношений ресурсные испытания необходимы и при проведении сертификации продукции ремонтных предприятий. Сокращение сроков получения информации о надежности может быть обеспечено применением ускоренных стендовых испытаний.
Существующие методики стендовых испытаний автотракторных генераторов предусматривают вполне определенные режимы нагрузки и обеспечивают получение только сравнительной оценки уровня их надежности. Эти методики не учитывают вероятностный характер условий эксплуатации и ремонта, а также случайные значения параметра технического состояния (ПТС) деталей, используемых при ремонте. В связи с этим требуется дальнейшее совершенствование методов и технических средств ускоренных испытаний отремонтированных автотракторных генераторов, используемых в сельскохозяйственном производстве.
Целью исследования является повышение эффективности управления качеством ремонта генераторов на основе разработанной методики ускоренной оценки ресурса контакт7 но-щеточного узла (КЩУ) капитально отремонтированных автотракторных генераторов по результатам стендовых испытаний.
Объектом исследования является процесс ускоренных испытаний элементов контактно-щеточных узлов капитально отремонтированных генераторов.
Предметом исследования являются закономерности изменения параметра технического состояния элементов контактно-щеточных узлов капитально отремонтированных генераторов в различных условиях стендовых и эксплуатационных испытаний. Научная новизна работы.
1. Разработана модель пересчета скорости изменения ПТС элементов КЩУ капитально отремонтированных генераторов, полученной по результатам форсированных стендовых испытаний, на эксплуатационные режимы нагрузки.
2. Разработана новая методика ускоренных стендовых испытаний КЩУ капитально отремонтированных генераторов, позволяющая прогнозировать их ресурс с учетом стохастической величины ПТС элементов контактно-щеточных узлов, заложенной на стадии ремонта.
3. Установлены закономерности скорости изменения ПТС элементов КЩУ от воздействия основных эксплуатационных и ре-монтно-технологических факторов.
На защиту выносятся:
— методика ускоренной оценки долговечности КЩУ отремонтированных АТГ с учетом стохастического значения условий эксплуатации и ремонта- 8.
— технические средства обеспечения ускоренных стендовых испытаний (стенд для ускоренных испытаний элементов КЩУ АТГ на долговечность и устройство для измерения износа и биения контактных колец автотракторных генераторов). Практическая ценность исследования.
1. Методика прогнозирования ресурса контактно-щеточных узлов по результатам ускоренных стендовых испытаний по сравнению с эксплуатационными наблюдениями позволяет существенно (в 10−15 раз) сократить затраты времени на получение информации о ресурсе КЩУ капитально отремонтированных АТГ.
2. Разработанны стенд для ускоренных испытаний контактно-щеточных узлов генераторовустройство для измерения износа и биения контактных колец автотракторных генераторов, новизна которых подтверждена патентами РФ.
3. Методика оценки послеремонтного ресурса элементов КЩУ АТГ по результатам ускоренных стендовых испытаний внедрена в Уральском филиале ВИЭСХ и ряде электроремонтных заводов Челябинской и Свердловской области.
4. Результаты исследований используются в курсе лекций по дисциплине «Эксплуатация электрооборудования в сельском хозяйстве».
Апробация. Основные положения диссертационной работы изложены и одобрены на научных семинарах кафедры «Электрические машины и эксплуатация электрооборудования в сельском хозяйстве» и ежегодных межвузовских научно9 технических конференциях Челябинского государственного аг-роинженерного университета в 1996;2002 гг.- на XV международной межвузовской школе — семинаре «Методы и средства технической диагностики» (г. Йошкар-Ола, МарГУ, 1998 г.) — на заседании технических советов ОАО Челябинский электромеханический завод (Челябинск, 1999 г.), предприятия АООТ Концерна «Уралэлектроремонт» (Асбест, 1999 г.) — на 53й научно-технической конференции Южно-Уральского государственного университета (Челябинск, 2001 г.) — на научных семинарах Международной универсальной сельскохозяйственной выставки («АГРО-2001» и «АГРО-2002» г. Челябинск).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 18 научно-технических работ, в том числе два патента РФ.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и выводов, списка используемой литературы и приложений. Работа изложена на 159 е., в том числе основного текста — 135 е., 36 рисунков, 9 таблиц, 13 приложений. Список используемой литературы состоит из 122 источников.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.
Проведенные теоретические и экспериментальные исследования позволили сформулировать следующие основные выводы:
1. Теоретически обоснована модель пересчета результатов форсированных стендовых испытаний скорости изменения ПТС элементов КЩУ АТГ на нормальные режимы нагрузки.
2. Разработана методика ускоренной оценки послеремонтной надежности, позволяющая в 10 — 15 раз сократить сроки получения достоверной информации о долговечности элементов контактно-щеточного узла отремонтированных автотракторных генераторов в сравнении с эксплуатационными испытаниями.
3. Созданные технические средства оценки послеремонтной долговечности элементов КЩУ АТГ (стенд, прибор) обеспечивают диапазоны воздействия основных факторов на их процесс изнашивания и безразборный контроль ПТС контактных колец АТГ.
4. По результатам проведенных стендовых испытаний установлены значения коэффициента а, оценивающего характер изменения параметра технического состояния элементов КЩУ АТГ от наработки. Значения его составляют: для щетки а=0,83, для кольца а=0,90.
5. Установлены закономерности скорости изменения параметра технического состояния элементов КЩУ АТГ от основных воздействующих факторов. На скорость износа щетки наиболее существенно влияет ток нагрузки (Ь2= 0,218), частота вращения ротора (Z>3 =0,224), биение колец (Ь4 =0,115) и запыленность среды (ь, =0,054 и Ьи =0,034) — для контактного кольца соответственно (6, =0,05\Ъг = 0,07−63 = 0,057 и.
0,049).
6. По результатам стендовых испытаний произведена количественная оценка ресурса элементов КЩУ отремонтированных АТГ. Так, среднее значение послеремонтного ресурса щеточного узла Тср= 1,79.
121 тыс. ч.- узла контактных колец Тср= 8,07 тыс. ч.
7. Сопоставление результатов стендовых испытаний элементов КЩУ АТГ с данными эксплуатационных наблюдений за техническим состоянием этих элементов показало на их хорошую сходимость. Расхождение средних значений ресурса по результатам стендовых и эксплуатационных испытаний составляет 14%.
8. Полученная количественная оценка ресурса элементов КЩУ АТГ позволяют на стадии ремонта регулировать их долговечность с учетом долевого влияния основных эксплуатационных и ремонтно-технологических факторов.
9. Экономическая эффективность от внедрения методики ускоренных испытаний на долговечность КЩУ отремонтированных АТГ только на одном заводе (АООТ Концерн «Уралэлектроремонт» Асбе-стовский филиал) составила 303 210 руб. (в ценах 2001 г.) за счет снижения затрат на производство испытаний.
Список литературы
- Автомобили ГАЗ — 330 706 и 330 707. Руководство по ре-монту. Автоэкспорт. СССР. М.: Внешторгиздат, 1988, 174 с.
- Адлер Ю.П. и др. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М.: Наука, 1976, 279 с.
- Алешкин В.Р., Мельников С. В., Рощин П. М. Планирование эксперимента в исследованиях сельскохозяйственных процессов. Л.: Колос, 1980, 168 с.
- Алферов Т.К. Ремонтопригодность изделий. М.: Госстандарт, ВНИИКИ, Вып. 2, 1979.- 40 с. ч
- Анилович Б.Я. Прогнозирование надежности тракторов. -М.: Машиностроение, 1986.- 335 с.
- Антропов Б.С., Тимашев В. П. Пылевой износ деталей тракторного дизеля. Техника в сельском хозяйстве, 1985, № 5- с.61−62.
- Бауман Р.Г., Масич В. Н. Оценка ресурсов автомобильных генераторов переменного тока ведущих зарубежных фирм. Автотракторное электрооборудование. М.: 1982, вып. 4 (НИИавтопром).
- Бледных В.В., Северный А. Э., Ольховацкий А. К. Разработка систем технического сервиса в сельском хозяйстве Челябинской области. Материалы научного семинара VIII123
- Буторин В.А., Девятков В. Д. Изнашивание контактных колец автотракторных генераторов. Тракторы и сельскохозяйственные машины, 2000, № 10, с.47−48.
- Буторин В.А., Девятков В. Д. Результаты стендовых после-рёмонтных испытаний на долговечность контактных узлов автотракторных генераторов. Вестник ЧГАУ, Челябинск, 2000. Т. 33. с.103−106.
- П.Буторин В. А., Девятков В. Д. Стенд по испытанию на надежность контактно-щеточного узла автотракторных генераторов. Вестник ЧГАУ, Челябинск, 1996, Т. 17. с.104−107 124
- Буторин В.А., Девятков В. Д. Теория пересчета результатов форсированных испытаний на нормальные режимы. Вестник ЧГАУ, Челябинск, 1998, Т. 25. с.92−95.
- Буторин В.А., Девятков В. Д. Устройство для измерения износа и биения контактных колец автотракторных генераторов. Патенте на изобретение № 2 163 349 по заявке № 99 126 272/28, приоритет от 14.12.1999, 20.22 001, Бюллетень № 5.
- Буторин В.А., Девятков В. Д. Факторы, влияющие на надежность контактно-щеточного узла автотракторных генераторов. Вестник ЧГАУ, Челябинск, 1996, Т. 17. с.101−104.
- Буторин В.А. Обеспечение работоспособности электрооборудования сельскохозяйственных предприятий. Дис. докт. техн. наук. Челябинск, 2002. — 302с.
- Великанов К.М., Власов В. Ф., Краюхин Г. А. Расчет экономической эффективности новой техники. JL: Машиностроение, 1989, 446 с.
- Величкин И.Н., Зубиетова М. П. Общие вопросы методик ускоренных испытаний. (Научные труды НАТИ, вып. 209. М.: ОНТИ-НАТИ, 1970.- с.56−115.)
- Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М.: Высшая школа, 1998, 576 с.
- Волков П.Н. Ремонтопригодность машин. М.: Машиностроение, 1975.- 368 с.
- Гольдберг О.Д. Надежность электрических машин общепромышленного и бытового назначения. М.: Знание, 1976.- 56 с.
- Гольдберг О.Д., Турин Я. С., Свириденко И. С. Проектирование электрических машин. М.: Высшая школа, 1984.-431с.125
- ГОСТ 18 322–78. Система технического обслуживания и ремонта техники. Обеспечение ремонтопригодности при разработке изделий. М.: Изд. стандартов.
- ГОСТ 18 524–85. Тракторы сельскохозяйственные. Сдача тракторов в капитальный ремонт и выпуск из капитального ремонта. Технические условия. М.: Изд. стандартов.
- ГОСТ 23 660–79. Система технического обслуживания и ремонта техники. Обеспечение ремонтопригодности при разборке изделий. М.: Изд. стандартов.
- ГОСТ 27.002−89. Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения. М.: Изд. стандартов.
- ГОСТ 27.502−83. Надежность в технике. Система сбора и обработки информации. Планирование наблюдений. М.: Изд. стандартов.
- ГОСТ 27.503−81. Надежность в технике. Система сбора и обработки информации. Методы оценки показателей надежности. М.: Изд. стандартов.
- ГОСТ 27.301−95. Надежность в технике. Расчет надежности. Основные положения. Минск: Изд. стандартов.
- ГОСТ 27.310−95. Надежность в технике. Анализ видов, последствий и критичности отказов. Основные положения. -Минск: Изд. стандартов.
- Гуревич В.М., Бондаренко В. И. Свойства поднимаемой машинами пыли. Механизация и электрификация соц. Сельского хозяйства, 1976, № 2.- с. 44.
- Гусев В.Д. Исследования закономерностей износа и старения основных узлов автотракторных генераторов при стендовых ускоренных испытаниях на надежность. М.: (НИИ-Навтопром), 1970, № 6. с.18−26.126
- Гусев В.Д. Оценка надежности тракторных генераторов переменного тока методом ускоренных стендовых испытаний. М.: (НИИНавтопром), 1972, № 3, с.7−8.
- Гусев В.Д., Хомяков B.C., Яхонтов Н. Д. Стенд для ускогренных испытаний автотракторных генераторов на надежность и долговечность. М: (НИИНавтопром), 1972, № 3, с.8−13.
- Гусев В.Д., Назаров В. А. Оценка надежности тракторных генераторов переменного тока методом ускоренных стендовых испытаний. М.: Автотракторное электрооборудование, 1972, № 3, с.7−9.
- Девятков В.Д. Установка для испытания надежности узловавтотракторных генераторов. Челябинский ЦНТИ, инф. f1. Листок, 1999, № 83−99.
- Девятков В.Д. Устройство для измерения износа и биения контактных колец автотракторных генераторов. Челябинский ЦНТИ, инф. Листок, 1999, № 143−99.
- Дружинин Г. В. Надежность автоматизированных систем. Изд. 4-е переработанное и дополненное. М.: Энерго-атомиздат, 1986, — 480 с.
- Евдокимов Ю.А., Колесников В. Ч. Планирование и анализэкспериментов при решении задач трения и износа. М.:t1. Наука, 1980, 228 с.
- Еремин А.А. и др. Щеточные узлы повышенного ресурса и надежности автомобильных генераторов переменного тока. Автотракторное электрооборудование. М.: НИИатопром., 1976, вып. 12.
- Ермолин Н.П., Жерихин И. П. Надежность электрических машин. Л.: Энергия, 1976.- 248 с.127
- Ермолов JI. С., Кряжков В. Н., Черкун В. Е. Основы надежности сельскохозяйственной техники. М.: Колос, 1982.- 271 с.
- Ерошенко Г. П. Повышение эффективности эксплуатации электрооборудования в сельском хозяйстве. Челябинск: Дисс.. докт. техн. наук, 1984.- 327 с.
- Ждановский Н.С., Николаенко А. В. Надежность и долговечность автотракторных двигателей. Изд. 2-е переработанное и дополненное. Л.: Колос, 1984.- 225 с.
- Завадский Ю.В. Решение задач автомобильного транспорта методом имитационного моделирования. М.: Транспорт, 1977, 72 с.
- Иванова В.М., Калинина В. Н. Математическая статистика. М.: Высшая школа, 1981, 368 с.
- Икрамов У.А. Расчетные методы оценки абразивного износа. М.: Машиностроение, 1987.- 288 с.
- Инструкция по проведению проверки качества капитального ремонта техники на специализированных ремонтных предприятиях Госкомсельхозтехники СССР. М.: Госком-сельхозтехника, ГОСНИТИ, 1980.- 35 с.
- Информация о ценах на товары и услуги. Челябинск: ИА «Прайс», 2001.- 304 с.
- Итинская Н.И., Кузнецов Н. А. Автотракторные эксплуатационные материалы. Изд. 2-е переработанное и дополненное. М.: Высшая школа, 1981.- 284 с.
- Каталог деталей грузового автомобиля ГАЗ 53 А. Горь-ковский автомобильный завод. — М.: Машиностроение, 1983, 224 с.
- Ковалев А.Ф., Крылов Ю. С. Расчет надежности щеточного аппарата электрических машин. М.: Электрические машины, 1972, № 3, с.7−9.
- Копылов И.П., Кузнецов Н. Л., Голубович А. И. Определение коэффициента ускорения коллекторного узла электромашинного преобразователя при ускоренных испытаниях на надежность. М.: Тр. МЭИ, 1976, вып. 385, с. 12−21.
- Котеленец Н.Ф., Кузнецов H.J1. Испытания на надежностьэлектрических машин. М.: Высшая школа, 1988.- 232 с.
- Крагельский И.В., Михин Н. М. Узлы трения машин: Справочник. М.: Машиностроение, 1984.- 280 с.
- Кубарев А.И. Надежность в машиностроении. Изд. 2-е переработанное и дополненное. М.: Высшая школа, 1989.224 с.
- Кугель Р.В. Испытания на надежность машин и их элементов. М.: Машиностроение, 1982.- 181 с.
- Кугель Р.В. Система испытаний отремонтированных изделий. Механизация и электрификация соц. Сельского хо1зяйства, 1978, № 6.- с.53−54.
- Кузнецов Н.Л., Рыженская Б. Н. Прогнозирование надежности коллекторного узла электрических машин: М.: Тр. МЭИ, 1980, вып. 501, с.40−44.
- Курчаткин В.В., Тельнов Н. Ф., Ачкасов К. А. и др. Под ред. Курчаткина В. В. Надежность и ремонт машин. М.: Колос, 2000.- 776 с.
- Ланцберг И.Д. и др. Ремонт электрооборудования автомобилей. М.: Транспорт, 1981.- 317 е., ил.
- Левитанус А.Д. Ускоренные доводочные испытания тракторов. Изд. 2-е переработанное и дополненное. М.: Машиностроение, 1983, — 181 с.129
- Лезин П.П. Формирование надежности сельскохозяйственной техники при ее ремонте. Саратов: изд. Саратовского Университета, 1987.- 196 с.
- Лившиц П.С. Справочник по щеткам электрических машин. М.: Энергоатомиздат, 1983, 216 с.
- Лившиц П.С., Еремин А. А. Количественная оценка скорости изнашивания щеток электрических машин постоянного тока общепромышленного назначения. М.: Электротехника, 1982, № 4, с.19−22.
- Лившиц П.С. Экономические факторы эксплуатации щеток электрических машин постоянного тока. М.: Электротехника, 1991, № 7, с.47−50.
- Ломоносов Ю.Н. Определение скорости изнашивания при прогнозировании ресурса. В кн.: Технология и организация ремонта машин. Науч. тр. ЧИМЭСХ, вып. 144. — Челябинск, 1978.- с.8−9.
- Ломоносов Ю.Н. Повышение послеремон’тной надежности машин. Челябинск, 1989.- 65 с.
- Ломоносов Ю.Н. Экономический эффект от внедрения ускоренных испытаний объекта на надежность. В кн.: Повышение эффективности восстановления деталей сельскохозяйственной техники. Науч. тр. ЧИМЭСХ, вып. 166. -Челябинск, 1981.- с.25−28.
- Мариночкин В.П., Осипович В. Т., Резцова М. В. Стандартизация ускоренных методов испытания электрических машин на надежность. М.: Электротехника, 1971, № 6, с. 61.
- Масич В.Н., Бауман Р. Г. Оценка ресурса автомобильных генераторов переменного тока ведущих зарубежных фирм. -•М.: НИИатопром., 1982, № 4, с.25−30.130
- Масич В.Н., Гусев В. Д., Хомяков B.C. и др. Внедрение методов ускоренных стендовых испытаний генераторов и регуляторов напряжения на заводах АТЭ. М.: (НИИНавтопром), 1978, № 11, с.17−19.
- Маслов Н.Н. Качество ремонта автомобилей. М.: Транс*порт, 1975. 319 с.
- МенделевичЯ.А. О целесообразном сочетании ускоренных стендовых и эксплуатационных испытаний на долговечность при разработке новых конструкций автотракторного электрооборудования. М.: (НИИНавтопром), 1971, с.50−53.
- Методы ускоренных стендовых испытаний агрегатов тракторов и сельскохозяйственных машин на надежность. Ыа-учн. техн. конф., 1991, (ЧФ НАТИ), Челябинск, 1991.
- Михлин В.М. Управление надежностью сельскохозяйст-tвенной техники. М.: Колос, 1986.- 335 с.
- Мищенков В.А., Кириллов В. М. Характер вибрационной нагруженности изделий автомобильного электрооборудования. М.: (НИИНавтопром), 1977, № 9, с.8−11.
- Надежность машиностроительной продукции: Практическое руководство по нормированию, подтверждению и обеспечению. М.: Изд. стандартов, 1990.- 328 с.131
- Нигородов В.В. Методы и технические средства ускоренных испытаний отремонтированных тракторов и их агрегатов: Обзорная информация. М.: ЦНИИТЭИ Госкомсель-хозтехники СССР, 1983.- 50 с.
- Орсик JI.C. Проблемы инженерной службы АПК России. // Механизация и электрификация сельского хозяйства, 2000 № 4, с.6−9.
- Паспорт 532 М.00.00.000 ПС. Контрольно-испытательный стенд для проверки генераторов, реле-регуляторов и стартеров. Модель 532 М. Новгород, 1975.
- Положение о порядке периодических контрольных испытаний на МИС тракторов и сельскохозяйственных машин, капитально отремонтированных на предприятиях Госком-сельхозтехники СССР. М.: ГОСНИТИ, 1980.- 16 с.
- Проников А.С. Надежность машин. М.: Машиностроение 1978.- 592 с.
- РД 23−82−1-87. Методические указания определения экономического эффекта от внедрения новых методов испытаний и испытательного стендового оборудования. Челябинск: Челябинский филиал НАТИ, 1987.- 34 с.
- РД МУ 70 РСФСР 092−80. Методические указания по ускоренной оценке качества капитального отремонтированной техники по показателям безотказности. Ульман И. Е., Ломоносов Ю. Н., Егоров А. В. М.: Госкомсельхозтехника РСФСР, 1980.- 13 с.
- Резник A.M. Электрооборудование автомобилей. Учебник для автотранспортных техникумов. М.: Транспорт, 1990, — 256 е., ил.
- Рекомендации по восстановлению деталей автотракторных генераторов и регуляторов. М.: ГОСНИТИ, 1988, 35 с.132
- Рекомендации по ускоренным испытаниям отремонтированных деталей и узлов. Герасимов Г. Г., Лужнов А. И., Козлова А. Н. М.: ГОСНИТИ, 1988.- 52 с.
- Решетов Д.Н., Иванов А. С., Фадеев В. З. Надежность машин: под ред. Решетова Д. Н. М.: Высшая школа, 1988.238 с.
- Семенов Л.С., Дьяков И. Н., Наумов Ю. В. Стенд для ускоренных испытаний автотракторных генераторов мощностью до 1 кВт. М.: (НИИНавтопром), 1 976, № 11, с.22−24.
- Сокоров А.А. Эксплуатационная надежность системы питания тракторов и пути ее повышения. М.: (НИИНавтопром), 1978, № 12, с.13−18.
- Стамбулян Г. А. Зависимость наработки машин постоянного тока от износа щеток. В кн.: Надежность и качество электрических машин малой мощности. — М.: Наука, 1971.
- Стамбулян Г. А. Об оценке надежности коллекторно-щеточных узлов электрических машин малой мощности. -М.: Электротехника, 1975, № 3, с.5−7.
- Стендовые и полигонные испытания автомобилей и их агрегатов. М., 1979.
- СТП 70 РСФСР 046−78. Порядок применения и использования данных о надежности техники с целью определения показателей и разработки предложений по повышению качества на предприятиях сельхозтехники. М.: ЦБНТИ Госкомсельхозтехники РСФСР, 1978.- 28 с. г
- Стельбицкий Э.К., Стукач B.C., Цирюлик Н. Я. Износ коллекторов машин постоянного тока коммутационным133искрением и расчет долговечности коллекторов. Томск: Тр. ТПИ, Т. 222, 1975, с.46−51.
- Суркин В.И. Повышение технического уровня тракторных дизелей оптимизацией пар трения: Автореф. дис.. докт. техн. наук. Л., 1988.- 31 с.
- Сырых Н. Н. Эксплуатация сельских электроустановок. М.: Агропромиздат, 1986. 225 с.
- Тененбаум М.М. Сопротивление абразивному изнашиванию. М.: Машиностроение, 1976.- 271 с.
- Тимофеев Ю.Л., Тимофеев Г. Л., Ильин Н. М. Электрооборудование автомобилей: устранения и предупреждения неисправностей. Изд. 3-е переработанное и дополненное.-М.: Транспорт, 1994.- 301 с.
- Токарев Б.Ф., Кузнецов В. Л., Морозкин В. П., Волков B.C. Разработка методики ускоренных ресурсных испытаний электрощеток погружных двигателей постоянного тока. М.: Тр. МЭИ, вып. 314, 1977, с.38−41.
- Треблер A.M. Методика ускоренного определения послеремонтного ресурса агрегатов автотракторных трансмиссий по результатм стендовых износных испытаний. Автореф. дис. канд. техн. наук. Челябинск, 1977.- 19 с.
- Ульман К.Е., Ломоносов Ю. Н., Треблер A.M. Некоторые вопросы теории форсированных износных испытаний и использование методов многофакторного планирования эксперимента. Челябинск: Труды ЧИМЭСХ, вып. 119, 1976, с.95−99.
- Ханин М.В. Механическое изнашивание материалов. -М.: Изд. стандартов, 1984. 152 с.
- Хомяков B.C., Бибикина И. А., Макарихин B.C. Результаты исследования электродвигателей для разработки ме134тодики ускоренных испытаний. М.: (НИИавтопром), 1982, № 2, с.21−23.
- Храмцов Н.В. Надежность отремонтированных автотракторных двигателей. М.: Росагропромиздат, 1989. 159 с.
- Черноиванов В.И., Михлин В. М. Новые направления технического сервиса в условиях рынка / Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1994, № 11, с.3−6.
- Чувиляева Э.М., Иванов А. С. Ускорение испытаний электрических машин малой мощности на долговечность и надежность. М.: Электротехническая промышленность, сер. Электрические машины, 1971, № 6, с.18−19.
- Шикунов И.Р. Методика оценки послеремонтного ресурса сопряжений автомобильных двигателей (на примерегильза цилиндра поршневое кольцо 3M3−53): Автореф. *дис.. канд. техн. наук. Челябинск, 1988, 24 с.
- Шпилько А.В., Драгайцев В. И., Тулапин П. Ф. и др. Методика определения экономической эффективности технологий и сельскохозяйственной техники. М.: Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, ВНИИЭСХ, 1998, 219 с.
- Электрооборудование автотракторное. Нормативно-техническая документация на текущий ремонт. М.: ГОСНИТИ, 1984, 96 с.
- Fleisher G., Groger Н., Thum Н. Verchleiss und Zuver-lasigkeit. Berlin, VEB Verlag Technil. — 244 s.
- Krauze H., Shroelkamp C. Juvestigation into the Reaction of Metallic Bodies in Tribological Systems. Wear. Vol. 81., 1982, № 2.