«Новый курс» Ф. Рузвельта
Решение задач выхода из кризиса связано с именем крупного политического деятеля ХХ в. Франклина Делано Рузвельта, представителя Демократической партии, который одержал победу на выборах 1932 г. Вскоре после прихода к власти он предложил «новый курс», направляемый на радикальное решение проблем страны. Следует отметить, что политика «нового курса» была разработана в течение 100 дней на специальной… Читать ещё >
«Новый курс» Ф. Рузвельта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирование программы реформ
Экономический кризис заставил американское правительство искать пути оздоровления хозяйства и разработать комплексную антикризисную программу. Мировой экономический кризис обусловил оттеснение от политического лидерства консервативной части элиты и выдвижение на ведущую позицию ее либеральной части Согрин В. В. Политическая власть в США: характер и исторические этапы // Новая и новейшая история. — 2004. — № 2. — С. 14.
Решение задач выхода из кризиса связано с именем крупного политического деятеля ХХ в. Франклина Делано Рузвельта, представителя Демократической партии, который одержал победу на выборах 1932 г. Вскоре после прихода к власти он предложил «новый курс», направляемый на радикальное решение проблем страны. Следует отметить, что политика «нового курса» была разработана в течение 100 дней на специальной сессии Конгресса, созванной 9 марта 1933 г. Уткин А. И. Рузвельт. — М.: Логос, 2005. — С. 150.
Рассмотрим суть рузвельтовской концепции подхода к решению кризисных проблем.
Во-первых, была отвергнута гуверовская версия объяснения социально-экономических потрясений, свалившихся на американцев, «международными» причинами. Ф. Рузвельт руководствовался не какими-то теоретическими соображениями, а элементарным политическим прагматизмом.
Во-вторых, Ф. Рузвельт все больше отходил от догм традиционного индивидуализма и склонялся к неизбежному расширению функций федерального правительства.
В-третьих, Ф. Рузвельт склонялся к мнению о необходимости смягчения социальных противоречий в государстве. По этому поводу И. Берлин писал: «Его внутренняя политика была, безусловно, одушевлена гуманной целью. После разнузданного индивидуализма 1920;х годов, который привел к экономическому краху и массовому обнищанию, он пытался ввести новые правила социальной справедливости и старался сделать это, не надевая на свою страну какую-то доктринерскую смирительную рубашку» Берлин И. Президент Франклин Делано Рузвельт // Вестник Российской академии наук. — 2002. — Том. 72. — № 4. — С. 353.
Повальное закрытие банков в начале марта 1929 г. сделало очевидным, что первостепенной мерой нового президента будут шаги по реформированию банковской системы.
Как отмечают большинство авторов, во всех других сферах социально-экономический жизни — индустрии, сельском хозяйстве, трудовых отношениях и т. д. — линия нового правительства была гораздо менее ясна. Оно стояло перед проблемой, каким образом восстановить функционирование промышленных предприятий и решить проблему безработицы. Уже тогда рузвельтовское окружение пришло к выводу, что следует в какой-то форме осуществить предложения, высказавшиеся президентом Торговой палаты Г. Гарриманом, а также монополистами Дж. Своупом и О. Янгом, которые выдвигали проекты принудительного картелирования и упорядочения практики конкуренции. Либералы (Р. Тагвелл, Р. Вагнер, а также эксперты по социальным вопросам Г. Гопкинс и Ф. Перкинс, занимавшиеся проблемой безработицы в администрации губернатора Ф. Рузвельта в штате Нью-Йорк), мыслили себе «новый курс» с обязательным включением в него признания прав рабочих на коллективные договоры, мер по улучшению условий труда и немедленной помощи многомиллионной армии безработных История США: В 4 т. / Ред. кол.: Г. Н. Севостьянов и др. / Отв. ред. Г. Н. Севостьянов. — М.: Наука, 1985. — Т. 3. (1918;1945). — С. 215.
Сам термин «новый курс», подхваченный прессой и разрекламированный единомышленниками, нес скорее пропагандистскую нагрузку, став своеобразной исторической вехой между старым государственным курсом и политикой нового правительства.
Суть программы, во многом основанной на учении Д. Кейнса, кратко можно свести к следующему: отказ от надежд на автоматический выход из кризиса, ограничение стихии совершенной конкуренции, внедрение методов государственного регулирования экономических процессов в стране, смягчение социальных противоречий, проведение различных реформ во внутренней и внешней политике.
Следует подчеркнуть, что «новый курс» не был заранее спланированной и тщательно продуманной программой, его антикризисные мероприятия часто носили прецедентный характер. Это дало основания считать, что правительство Ф. Рузвельта было практически единственным в истории США, воплотившим в жизнь больше реформ, чем обещало в ходе подготовки к выборам.
Как подчеркивает А. Уткин, кратчайшей формулой деятельности Ф. Рузвельта была «здравый смысл и воля» Уткин А. И. Указ. раб. — С. 160., ведь выгоду должны были получить миллионы американских граждан, пострадавших от экономических неурядиц.