Регионы преобладания в Российской Федерации неславянской идентичности
Тем не менее особенности жизненного уклада того или иного народа, этнический стиль поведения складывались веками, под воздействием многих факторов (прежде всего под влиянием природной и социальной среды проживания этносов) и не могли «потеряться» столь быстро. Эти факторы, в свою очередь, обусловили особенности хозяйственной деятельности и другие стереотипизированные формы жизнедеятельности… Читать ещё >
Регионы преобладания в Российской Федерации неславянской идентичности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исходя из численности представителей иных этнических культур на территории РФ, логично говорить в первую очередь о культурах тюркских, финно-угорских и абхазо-адыгских народов. Разумеется, о региональной дифференциации этих этнических культур можно говорить с большой долей осторожности, так как речь идет об этнолингвистических группах, включающих в свой состав подчас весьма разноликие этносы. Кроме того, длительная жизнь в составе единого российского государства привела к определенной унификации этнокультурных норм и секуляризации на всей территории страны.
Тем не менее особенности жизненного уклада того или иного народа, этнический стиль поведения складывались веками, под воздействием многих факторов (прежде всего под влиянием природной и социальной среды проживания этносов) и не могли «потеряться» столь быстро. Эти факторы, в свою очередь, обусловили особенности хозяйственной деятельности и другие стереотипизированные формы жизнедеятельности людей, характер фольклора, традиций и т. п. Специфика этнического поведения тесно связана также с религиозными нормами, особенно исламскими.
В отличие от тюркских и абхазо-адыгских народов представители финских народов — карелы, коми, коми-пермяки, удмурты, марийцы, мордва — легче ассимилировались русскими, чему в определенной мере способствовали их ранняя христианизация и чересполосное «русско-финское» расселение (т.е. национальные селения часто располагались среди русских селений). В связи с этим существует точка зрения, что тюркская и абхазоадыгская (равно как и иахско-дагесганская, самодийская, тунгусо-маньчжурская, эскимосско-алеутская и некоторые другие) этнокультурные идентичности выражены более ярко, чем финно-угорская. Однако это мнение спорное и нуждается в более обстоятельной аргументации.
Часто в качестве «образца» полиэтнического региона, обладающего высокой степенью культурной идентичности, называют Северный Кавказ. Па этом основании отдельными лицами после распада СССР даже выдвигался тезис о возможности формирования в будущем политико-географического пространства вне юрисдикции РФ под названием Конфедерации горских народов Кавказа (КГПК) или как-то иначе. Однако теоретики КГНК явно преувеличивали этнонациональную и этнолингвистическую общность народов Северного Кавказа, выдвигая это в качестве одного из «цементирующих» факторов.
Большинство их действительно принадлежит к кавказской семье, в то же время осетины входят в состав иранской группы народов, а карачаевцы, балкарцы, ногайцы вообще являются тюрками. Кроме того, в этнической картине Северного Кавказа заметное место принадлежит иным национальным группам (кроме русских и украинцев), обосновавшимся здесь сравнительно недавно, но глубоко интегрировавшихся в местную жизнь (армяне, немцы, грузины, азербайджанцы, евреи европейские, евреи горские, турки-месхетинцы, курды и др.).
Нетождественность понятий «регионы преобладания неславянской идентичности» и «регионы преобладания мусульманской и буддистской идентичностей» очевидна: в одном случае критерием идентичности выступает этничность, в другом — религия.