Введение.
Анализ экономико-географического положения района тяготения Северо-Кавказской железной дороги
Хозяйственная система нашей страны состоит из экономических районов, представляющих собой территориальные сочетания производительных сил — производственно-территориальные комплексы. Каждому экономическому району присуще свое сочетание взаимосвязанных предприятий, которое возникает в соответствии с природными и экономическими условиями районов, его транспортно-географическим положением. В каждом… Читать ещё >
Введение. Анализ экономико-географического положения района тяготения Северо-Кавказской железной дороги (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Жизнь современного общества невозможна без развитого транспорта. Быстро растет грузообмен между различными районами, местностями и городами, растут перевозки пассажиров от места жительства к местам приложения труда и отдыха. Транспорт соединяет между собой различные экономические районы, обеспечивает функционирование современного производства. Размещение транспорта как отрасли материального производства отражает закономерности размещения производительных сил той общественно-экономической формации, потребности которой он обслуживает. Транспорт в своем развитии не только отражает закономерности размещения производительных сил. Как активный фактор процессов общественного воспроизводства транспорт со своей стороны оказывает существенное влияние на размещение производства.
Хозяйственная система нашей страны состоит из экономических районов, представляющих собой территориальные сочетания производительных сил — производственно-территориальные комплексы. Каждому экономическому району присуще свое сочетание взаимосвязанных предприятий, которое возникает в соответствии с природными и экономическими условиями районов, его транспортно-географическим положением. В каждом экономическом районе исторически сложился свой комплекс производств, а проживающее в нем население выработало определенные трудовые навыки.
Транспорту принадлежит исключительная роль в формировании экономических районов страны. Благодаря транспорту осуществляется географическое разделение труда между районами, специализация их на производствах наиболее выгодных в данных условиях.
Возрождение экономики России, начавшееся в 2001 г. после кризисного двенадцатилетия конца 80-х и всех 90-х годов прошлого столетия позволило существенно нарастить объемы производства, а в отдельных случаях и скорректировать производственную специализацию некоторых регионов. Так, предпринятые усилия по обеспечению внешнеэкономических связей и высвобождению страны от зависимости, особенно при поставках на мировые рынки ведущих товаров национального экспорта — нефти и продуктов ее переработки, лесоматериалов, черных и цветных металлов, удобрений, нефтехимических и других товаров от других стран вывели транспорт в регионах Северо-Запада, Юга и Дальнего Востока в число одной из ведущих отраслей хозяйственной специализации этих регионов. Это, в свою очередь вызвало к жизни развитую логистико-провайдерскую сеть и опирающиеся на нее предприятия автомобилестроительной и других отраслей экономики, зависящих от кооперированных поставок комплектующих изделий из других стран. Эта сторона проблемы формирования хозяйства и транспорта регионов также требует внимания, особенно в условиях развивающейся тенденции глобализации.
Конечно, эти перемены в первую очередь связаны с развитием железнодорожного транспорта, обладающего универсальностью в обеспечении перевозок пассажиров и грузов, относительной дешевизной, большой провозной способностью, регулярностью работы, безопасностью и высокой скоростью перевозок. Однако эффективность его работы находится в прямой зависимости от четкости взаимодействия с другими видами транспорта и предприятиями обслуживаемых отраслей экономики.
Данная курсовая работа посвящена изучению регионального транспортного рынка и территориального размещения производительных сил района тяготения Северо-Кавказской железной дороги, определению спроса на грузовые перевозки, установлению внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей, осуществляемых различными видами транспорта района тяготения.
Цель курсовой работы — на основе литературных, статистических и картографических источников составить экономико-географическую характеристику района тяготения железной дороги и определить структуру и направления основных грузопотоков.