Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Иностранные инвестиции как фактор развития АПК

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При разработке проектов создания предприятий АПК (реконструкции и модернизации производства) в максимальной степени следует использовать возможности их финансирования через международные проекты (проекты Мирового банка, в частности, АРИС, АСАЛ, по реструктуризации крупных и средних предприятий и др.). Важная роль при этом должна быть отведена освоению результатов ранее выполненных проектов… Читать ещё >

Иностранные инвестиции как фактор развития АПК (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Преодоление дефицита инвестиционных ресурсов для развития АПК России требует мобилизации всех возможных источников, как внутренних, так и внешних. Их сопоставление показывает, что для активного использования внутренних источников потребуется время, необходимое для восстановления финансово-кредитной системы и возможностей государственного бюджета. Поэтому в ближайшей перспективе особую актуальность приобретает привлечение иностранных кредитов и инвестиций.

Концепция основывается на планах Правительства Российской Федерации о постепенном отходе от практики использования иностранных кредитов для закупки продовольственных товаров, о восстановлении потребительского рынка за счет товаров отечественных производителей, а также о придании приоритета прямым иностранным инвестициям.

Привлечение прямых иностранных инвестиций в агропромышленный комплекс является не только одной из важных, но и сложных задач российского государства. Её решение в ближайшей и среднесрочной перспективе возможно при соблюдении ряда условий:

  • · «прозрачность» финансовой инфраструктуры;
  • · наличие пакета инвестиционных проектов;
  • · согласие российских и зарубежных партнеров на создание совместных предприятий (или предприятий со 100% иностранным капиталом) во всех секторах агропромышленного комплекса, в первую очередь, в сфере производства средств производства;
  • · благоприятный инвестиционный климат, прежде всего соответствующая законодательная база для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций;
  • · государственная поддержка.

Создание таких условий требует программных методов организации работы на федеральном и региональном уровнях. Это позволит обеспечить единство организационных и методических подходов, как в процессе подготовки программы, так и в ходе её реализации.

Стратегия программы состоит в разумном сочетании прямых инвестиций и кредитов. Прямые инвестиции должны обеспечить решение стратегических задач развития АПК. Они реализуются через капитальные вложения в реконструкцию и модернизацию действующих производств, а также в новые предприятия. Кредиты необходимы для пополнения оборотных средств, требуемых при вводе производственных мощностей и организации производства на новой технологической основе. На них должны приобретаться сырье, материалы, средства защиты растений, другие материально-технические ресурсы. Одним из направлений использования кредитных ресурсов является оплата лизинга сельскохозяйственных машин, технологического оборудования, породного скота.

Финансирование закупок средств производства (сырья и материалов) на условиях кредита может помочь в решении лишь тактических задач развития АПК. Стратегически более важно обусловить закупки средств производства обеспечением прямых инвестиций в сферу реального производства (например, в соотношении 1:2 или 1:3).

При этом работа должна строиться таким образом, чтобы внешние заимствования не приводили к увеличению внешнего долга России и не обременяли аграрную экономику.

Стратегически важно и необходимо обеспечить достаточно высокий уровень притока капитала в течение продолжительного периода, не менее 5 лет подряд.

Концепция исходит из того, что привлекаемые финансовые ресурсы должны быть приоритетно направлены в стратегически важные сферы производственной деятельности. К ним могут быть отнесены:

  • · точки экономического и технологического роста в аграрной сфере;
  • · эффективные модели агропромышленного производства;
  • · механизмы тиражирования созданных моделей в форме СП, предприятий со 100% иностранным капиталом, чисто российских предприятий и производств.

Точки экономического и технологического роста следует выбирать на уровнях:

  • · стратегического развития (например, в форме крупных и/или высокотехнологичных производств в фондопроизводящих и перерабатывающих отраслях);
  • · межрегиональных (межгосударственных) и региональных интегрированных проектов и программ, обеспечивающих комплексное развитие регионов и отраслей АПК;
  • · расшивки узких мест и формирования центров прибыли в предприятиях АПК (отдельные малые предприятия или элементы производственных систем, в том числе с использованием внутренних инвестиций).

Все проекты должны быть в максимальной степени ориентированы на вовлечение в работу зарубежных партнеров, начиная с ранних этапов (идентификация проектов, подготовка проектной документации и т. д.). При этом должны быть предложены различные схемы работы с ними (начиная с создания совместных предприятий как предпочтительной формы экономического сотрудничества и/или предприятий со 100% иностранным капиталом до оказания технического содействия со стороны зарубежных партнеров).

При разработке проектов создания предприятий АПК (реконструкции и модернизации производства) в максимальной степени следует использовать возможности их финансирования через международные проекты (проекты Мирового банка, в частности, АРИС, АСАЛ, по реструктуризации крупных и средних предприятий и др.). Важная роль при этом должна быть отведена освоению результатов ранее выполненных проектов технического содействия (ТАСИС, ПРАРИ, Трансформ, фонд «Ноу-хау» и др.), а также современной информационной технологии. Необходимо договориться с международными организациями, донорами и частными инвесторами о включении проектов программы «Международные инвестиции в АПК» в планы их работы.

Общая стратегия исходит также из того, что деятельность в сфере иностранных инвестиций должна координироваться на федеральном и региональном уровнях.

Привлечение таких инвестиций будет малоэффективным, пока не будут приняты действенные меры по защите экономических интересов отечественных товаропроизводителей, как на российских предприятиях, так и на совместных с зарубежными фирмами производствах. Во-первых, должно быть улучшено государственное регулирование в области таможенно-тарифной политики. Во-вторых, одновременно с привлечением средств зарубежных инвесторов необходимо предусмотреть ассигнования за счет централизованных бюджетных средств, направляемые на финансирование капитальных вложений, предоставление ссуд, дотирование и компенсации, предоставление льгот по кредитам и т. д.

При подготовке и реализации программы «Международные инвестиции в АПК» необходимо учитывать положения федеральных и региональных программ развития АПК, базирующихся на внутреннем финансировании сельского хозяйства и смежных отраслей национальной экономики. Привлечение зарубежного капитала должно стать дополнением к инвестиционным программам Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, направленным на восстановление агропромышленного комплекса страны.

Все это позволит более четко определить приоритеты инвестиционной деятельности на отраслевом и региональном уровнях.

Главная экономическая цель программы — привлечение за 5 лет в отрасли агропромышленного комплекса не менее 5 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций в создание высокоэффективных производственных структур, обеспечивающих решение стратегических задач развития АПК и, как следствие, резкое увеличение его производственно-технологического потенциала. Эти финансовые ресурсы должны быть дополнены кредитами для закупки средств производства и развития лизинговой деятельности в объеме до 0,5 млрд. долларов США.

К конкретным целям программы относятся:

° развитие системы гарантирования и страхования инвестиций на федеральном и региональном уровнях;

° развитие новых форм и механизмов кредитно-финансовой и инвестиционной деятельности;

° развитие производственно-инновационного предпринимательства;

° защита отечественных товаропроизводителей;

° защита прав иностранных инвесторов;

° повышение качества и конкурентоспособности продукции АПК на внутреннем и внешнем рынках;

° создание новых рабочих мест.

° Для достижений указанных целей необходимо решить следующие основные задачи:

° идентификация потребностей АПК в иностранных кредитах и инвестициях;

° определение отраслевых и региональных приоритетов;

° реализация проектов создания финансово-кредитных институтов и государственных залоговых механизмов, связанных с иностранными инвестициями, включая освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов, финансовых технологий, механизмов гарантирования и страхования инвестиций, возврата кредитов;

° формирование новых источников прямых инвестиций и кредитных ресурсов;

° создание организационно-экономических условий и реализация проектов создания совместных (и иных) предприятий в отраслях АПК, в том числе новых и модернизированных производств;

° совершенствование механизмов государственного регулирования в сфере иностранных инвестиций и защиты прав российских товаропроизводителей;

° освоение конкурсных подходов в финансировании инвестиционных проектов с использованием иностранных кредитов и инвестиций;

° координация органов государственного управления на федеральном и региональном уровнях по привлечению иностранных кредитов и инвестиций в АПК;

° активизация совместной инвестиционной деятельности с государствами СНГ и Балтии;

° использование информационной технологии для разработки и продвижения программы в России и за рубежом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой