Проблемы развития информационных технологий и пути их решения
К проблемам институционального характера относятся: низкий уровень развития механизмов привлечения финансирования, недостаточный уровень развития и доступности телекоммуникационной инфраструктуры, несоответствие системы подготовки профессиональных кадров в сфере ИТ мировым стандартам, а также отсутствие эффективных механизмов применения законодательства о защите интеллектуальной собственности… Читать ещё >
Проблемы развития информационных технологий и пути их решения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Барьеры, препятствующие развитию рынка ИТ, можно условно разделить на законодательные проблемы, общие для всей отрасли, факторы, сдерживающие рост внутреннего рынка, факторы, ограничивающие рост экспорта, а также институциональные проблемы.
- 1. Неразвитость базового законодательства в сфере ИТ сдерживает развитие как спроса, так и предложения на рынке ИТ. Действующие федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и некоторые другие создавались более 10 лет назад. За это время возникла необходимость согласования содержащихся в них правовых норм с положениями российского гражданского законодательства, с учетом возможностей новых информационных технологий, а также задач по борьбе с антиобщественными явлениями при их использовании.
- 2. Барьеры, сдерживающие развитие внутреннего рынка, обусловлены во многом низким спросом на ИТ со стороны основных групп потребителей: государства, населения, предприятий.
Спрос на ИТ со стороны государственных органов и бюджетных организаций ограничен из-за отсутствия необходимого объема финансирования масштабных государственных программ и проектов информатизации, нехватки квалифицированных и образованных пользователей, а также специалистов в сфере ИТ, недостаточной эффективности проведения конкурсов на выполнение государственных заказов. Высокие сроки и сложность ускоренной амортизации компьютерного оборудования для государственных органов и бюджетных учреждений является важным препятствием для модернизации существующей технической базы в сфере ИТ.
По данным 2010 года, в России на 100 человек приходится около тридцати компьютеров. Показатель довольно низкий, если учесть, что в Европе ПК обеспечены 70−80 человек из ста. Общее же количество постоянных интернет-пользователей составляет 50 млн человек, и Россия по этому показателю входит в первую десятку стран-лидеров. Однако качество связи и ее распространенность на всей территории страны, к сожалению, пока остаются не на самом высоком уровне. 21].
- 3. Проблемы, ограничивающие развитие экспорта в сфере ИТ. Для таможенного оформления экспорта продукции ИТ в соответствии с существующим законодательством предоставляется около двадцати документов, что приводит к задержкам в оформлении экспорта и росту административных расходов компаний, стимулируя увод экспортных операций в сфере ИТ за рубеж, например, через открытие офисов в другой стране. Развитию экспорта, кроме вышеназванных факторов, также мешает отсутствие информации у иностранных компаний об услугах, предоставляемых российскими предприятиями отрасли ИТ, и в большинстве случаев невозможность проведения ими оценки качества российских компаний в соответствии с международными системами сертификации.
- 4. К проблемам институционального характера относятся: низкий уровень развития механизмов привлечения финансирования, недостаточный уровень развития и доступности телекоммуникационной инфраструктуры, несоответствие системы подготовки профессиональных кадров в сфере ИТ мировым стандартам, а также отсутствие эффективных механизмов применения законодательства о защите интеллектуальной собственности.
Неразвитость венчурного финансирования сдерживает появление и развитие новых ИТ-компаний, внедрение и коммерциализацию новых ИТ-продуктов.
Недостаточный уровень развития и доступности телекоммуникационной инфраструктуры тормозит развитие малых и средних предприятий отрасли, препятствует их выходу на мировой рынок и развитию отношений с зарубежными партнерами.
Несоответствие системы профессиональной подготовки специалистов в сфере ИТ ведущим международным стандартам приводит к дефициту кадров необходимой квалификации, особенно специалистов среднего звена и руководителей проектов информатизации, невозможности эффективной конкуренции российских специалистов со специалистами других стран.
Отсутствие эффективных механизмов применения законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности ведет к потере доходов российских производителей и является важным препятствием для создания в России крупными международными компаниями собственных центров исследований и разработки.
Предприятия отрасли ИТ не в состоянии самостоятельно решить перечисленные проблемы. В этих целях необходимо проведение скоординированной государственной политики, направленной на устранение названных барьеров и обеспечение государственной поддержки развития рынка ИТ в России.
Как показывает опыт ряда таких стран как Ирландия, Израиль, Индия, Малайзия и Китай стимулирование развития отрасли ИТ предполагает приоритетное развитие направлений, имеющих высокий экспортный потенциал, а также привлечение ведущих мировых производителей в сфере ИТ для размещения на территории страны своих научно-исследовательских и производственных центров.
При этом необходимо также обеспечить государственную поддержку развития внутреннего рынка на основе стимулирования спроса со стороны государства, населения и предприятий всех отраслей экономики для обеспечения масштабного внедрения и использования ИТ в социально-экономической сфере и государственном управлении и решения задачи модернизации страны.
Обеспечение государственной поддержки данных направлений кроме специальных мер, предполагает также совершенствование базового законодательства в сфере ИТ и формирование институциональных основ развития отрасли.
Основные направления действий:
Реализация мероприятий государственной поддержки развития отрасли информационных технологий в России должна осуществляться по четырем основным направлениям:
- — совершенствование законодательства;
- — развитие внутреннего рынка;
- — развитие экспорта;
- — институциональное развитие.
- — мероприятия по совершенствованию законодательства[22] .